Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся в школе является: Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работу в данном направлении помогает решить пропедевтический курс Посмитной «Край, в котором я живу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.»
Бусел Наталья Александровна
Выступление по теме «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
(Подготовила Бусел Н.А., учитель начальных классов МОУ СОШ №37,
г. Комсомольска-на-Амуре)
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся в школе является:
• Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.
Работу в данном направлении помогает решить пропедевтический курс Посмитной «Край, в котором я живу».Данный курс расчитан на 4 года обучения с 1 по 4 класс и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Курс состоит из 3-х разделов:
1 раздел « Я ученик»
Знакомство первоклассников с историей школы, со школьным сообществом через экскурсии, правилами поведения в школе, основами безопасности
Курс определяет основы взаимоотношений между детьми класса, строящиеся на уважении, терпимости, доверии, дружбе, взаимовыручке.
2 раздел «Я гражданин»
Знакомство с сообществом, которое окружает ребёнка за пределами школы - сообщество двора, улицы, города, его достопримечательности
3 раздел «Я дальневосточник» расчитан на 2 года обучения (3 и 4 классы)
Предметом познания здесь является муниципальный район, Хабаровский край и Дальний Восток. Участие детей в социальных и познавательных проектах.
3 класс:
Рассматривается географическое положение города, края, история развития, роль города в развитии Хабаровского края
Рассматриваются вопросы экономики и хозяйственной деятельности
Соседи Хабаровского края. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона,
Семья, семейные традиции и ценности, родословная, гинелогическое дерево Проект «Семейный альбом»
Взаимоотношения людей. Способы сохранения мира в семье, дворе, городе, крае, в мире. Проект «Я голосую за мир» (К годовщине освобождения от немецких захватчиков)
4 класс
История жизнедеятельности людей в Хабаровском крае и на Дальнем востоке (связь и историей)
Археологические раскопки, коренные жители Приамурья, их быт, образ жизни, национальные виды искусств
Установление советской власти на Дальнем Востоке и т.д.
Мы граждане мира.Главный вопрос «Как жить в мире с собой и сдругими?»
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников»
В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.
В этом направлении в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Однако эта система воспитательных мероприятий является эффективной при условии участия в ней родителей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, родителей и учителей, которая способствует общению и взаимоотношению детей друг с другом и со взрослыми. В процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
В классе традиционно проводятся свои праздники, в которых дети принимают активное участие, проводятся тематические классные часы:
сентябрь (День знаний);
октябрь (День учителя, Золотая осень; День толерантности)
май (День победы,День славянской письменности и культуры).
Ко всем этим мероприятиям мы привлекаем родителей при подготовке праздника (костюмы, стенгазеты, плакаты, изготовление инвентаря, создание роликов и презентаций, выпечка блинов и пирогов и т.д)
Совместными усилиями с родителями проводятся не только праздники, но и многочисленные конкурсы. Наши дети принимают активное участие в школьных конкурсах и фестивалях, где часто занимают призовые места.
К семейным мероприятиям относятся:
- ежегодные праздники здоровья совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»
- участие в окружном конкурсе, посвящённом неделе детской книги «Мама, папа, я – читающая семья»
В классе оформляются выставки творческих работ. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. Проводятся совместные беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания, которые дают знания в области оздоровления
Дети и родители принимают участие в трудовой и природоохранительной деятельности: экскурсии, выращивание рассады для создания цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора во время субботников совместно с родителями, подкормка птиц, украшение кабинета к праздниками т. д.). Такое участие детей в трудовых делах школы воспитывает уважение к труду.
Каждую четверть в начальной школе проводятся внеурочные мероприятия, направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Это игровые программы и театрализованные представления, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, справедливости и милосердия (спектакли по толерантности и безопасности).
Также ведется большая экскурсионная деятельность. Каждую четверть мы вывозим детей в музеи, на фабрики. В ходе экскурсий дети и родители не только приобщаются к прекрасному, но и знакомятся с различными профессиями, выезжая на производственные предприятия.
Большое внимание уделяется семье. Воспитывая любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, заботу о старших и младших. В этом направлении проводятся классные часы и мероприятия по изучению своей семьи, составлению генеалогического дерева семьи; совместные мероприятия посвящённые «Дню семьи», «Дню матери».
Традиционным стало проведение открытых концертов учащихся начальной школы с присутствием родителей и других членов семьи, встречи с ветеранами. Ведь эти люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть доброжелательными, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели и во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Дети приняли самое активное участие в акции «Милосердие». Кроме того, ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с Советом ветеранов (изготовление поздравительных открыток, посещения на дому, встречи, концерты).
Работая в направлении духовно-нравственного воспитания, мы наблюдаем, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Мы стремимся к тому, чтобы у ребят сложились товарищеские отношения, чтобы они умели быстро договориться, редко ссорились. Чтобы общие поручения выполняли дружно, видели, кому нужна помощь, активно помогали друг другу и слушались старосту.
В начальной школе ВСЕ детские коллективы негласно живут согласно урокам хороших манер, которые мы, учителя, стараемся доносить до них ежедневно, желая научить доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам.
Приведу несколько примеров:
- Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
-Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
-Не забывай здороваться со всеми своими друзьями и взрослыми.
- Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
- Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Но жадничай! И т.д.
Мы считаем, что очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.