kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые школьные занятия для некоторых  детей становятся настоящим испытанием. Уроки даются очень тяжёло. Проблема  гораздо серьезней, и имя ей – дисграфия, дислексия и дискалькулия. В психоневрологии  дисграфией называют нарушения письма,  дислексией - нарушения чтения, дискалькулией – нарушения  в математических вычислениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике»»
















«Основные группы трудностей при обучении младших школьников

русскому языку, чтению и математике»





























Первые школьные занятия для некоторых  детей становятся настоящим испытанием. Уроки даются очень тяжёло. Над  ними смеются одноклассники, ругают родители и учителя. Но не всегда эти трудности связаны с нежеланием  учиться  или ленью. Проблема  гораздо серьезней, и имя ей – дисграфия, дислексия и дискалькулия. В психоневрологии  дисграфией называют нарушения письма,  дислексией - нарушения чтения, дискалькулией – нарушения  в математических вычислениях. И маленькие школьники, и их родители испытывают настоящие сложности, столкнувшись с такими трудностями, которые могут быть разделены на три группы:

  1. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Недостатками развития психомоторной сферы являются:

 Несформированность зрительно-двигательных координаций;

 Недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;

 Недостатки в развитии мелкой моторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

* нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);

*отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;

* плохой, небрежный подчерк;

*очень медленный темп письма;

* сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях.

При формировании двигательного навыка чтения важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения. Затруднения проявляются в том, что ученик характеризуется:

а) низкой скоростью чтения,

б) слоговым типом чтения,

в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию слов.

Низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

  1. Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Основные проявления трудностей состоит в следующем:

 замена букв, близким по акустическим или артикуляционным признакам, про пуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;

 трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

 неправильное чтение похожих по начертанию букв;

 затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

 отсутствие устойчивых навыков счёта;

 незнание отношений между смежными числами;

 трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;

 неумение решать задачи;

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.

1.Несформированность пространственных представлений.

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается «зеркальное» написание букв и цифр.

Другие недостатки в развитии у ребёнка пространственных представлений могут проявляться:

 в сращивании и расщеплении слов при письме;

 в слитном написании с предлогами;

 в замене букв по пространственному сходству (с-е, б-д);

 высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;

 при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо «на» пишут и читают «ан», вместо «нос» - «сон» и т.д.);

 учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия выше образца;

 при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместе с нижней. Затруднения в счёте, ошибки при выполнении счётных операций с переходом через десяток, несоблюдение рабочей строки, при списывании цифровой последовательности осуществление записи с последнего элемента (например, 234 вместо 432)- все эти ошибки и трудности учеников на уроках математики могут в своей основе иметь недостаточное развитие пространственных представлений. Ряд ошибок у школьников может возникать из-за несформированности у них одно направленности считывания материала слева направо, затруднения при освоении правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз. Некоторые трудности при усвоении математики связаны с несформированностью понятия числового ряда и его свойств, в основе которого лежат недостатки в формировании пространственных представлений. Учащиеся, у которых не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счётом в обратном порядке. Чем на более низком уровне овладения числовым рядом находится ученик, тем более значительные трудности при обучении математике он испытывает. В том случае, когда счётное действие не приобрело обобщённого характера, ученики могут хорошо считать предметы, но допускать ошибки в счёте звуков, движений и др.

2.Недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия.

Звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:

 способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

 умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки – фонемы - из звукового слова;

 овладение действием последовательно выделять все звуки в слоги и слова. Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с – ш, з – ж), звонкие и глухие (б – п, д – т, г – к и т.д.), твёрдые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определённый звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так на звук «з» подбираются такие слова, как «жаба», «жук», на звук «г» - «корабль», «кукла». Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующем о неблагополучии в сфере звукового анализа.

3.Недостатки в развитии познавательных процессов.

Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы ещё на начальных этапах обучения. Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др. Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия. При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать. У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщённостью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнении устанавливать взаимнооднозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификаций и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

Определённые трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

конкретность мышления (она затрудняет понимание учеником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задач в связи с сосредоточенностью на её сюжетной стороне);

синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);

недостаточная обобщённость мышления (обусловливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале;

однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом);

инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую). Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо- зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.). Недостаточное развитие у учеников процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывание слов и предложений, лишних вставок букв, пропуск букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении «потеря» строки, повторное считывание той же строчки и др.

3)Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности самоконтроля и саморегуляции, причинами которого могут быть:

 неумение обнаруживать свои ошибки;

 возрастание количества ошибок к концу работы;

 выполнение требований учителя не в полном объёме;

 трудности с формированием двигательного навыка письма;

 медленный темп письма.

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. Это касается медлительных детей – детей с флегматическим темпераментом.

В школьной деятельности у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуальными особенностями ученика:

 пропуск букв, слогов, недописание слов;

 медленный темп письма, чтения, счёта;

 невыполнение письменных заданий в полном объёме при ограничении времени, отведённого на работу;

 замедленное протекание умственной деятельности.

 Рекомендации и советы учителям. Как помочь? 

1.Индивидуальный подход к каждому ребёнку, терпеливое отношение ко

всему происходящему.

2. Создание благоприятного психологического климата в классе.

3. Повышение уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемен, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

4. Сравнивать ребёнка только с ним самим и хвалить его лишь за одно

улучшение собственных результатов.

6. Необходима постоянная смена видов деятельности (использовать в ходе

урока успокаивающие занятия, игры, расслабляющие упражнения).

7. Обучать детей навыкам общения и взаимодействия, использовать

игровые ситуации, разбирать с ребёнком различные случаи конфликтов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Сардарбекова Шолпан Габбасовна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства