Просмотр содержимого документа
«Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождение на уроках народно-сценического танца»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
1 этап: первоначальное знакомство с музыкальным произведением. На данном этапе ставятся следующие задачи:
Познакомить учащихся с музыкальными фрагментами;
Научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные во фрагментах чувства;
Уметь точно выполнять preparation во время вступления.
В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздроблено.
2 этап: формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:
Умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;
Углубленное восприятие и передача настроения музыки в движениях;
Координация слуха и характера движений.
На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий.
Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии ,наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
3 этап: образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи:
Эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса;
Развитие самостоятельной творческой активности детей.
На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляются двигательным.
Ученики сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца.
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.
Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, народный танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а так же эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Классификация движений в экзерсисе у станка народного танца повторяет экзерсис классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений.
Приседания в народном танце такие, как и в классическом, делятся на два вида: полуприседания и полные приседания. Но у станка народного танца есть ряд отличительных особенностей, а именно:
Приседания подразделяются на медленные (мягкие и плавные) и быстрые (резкие, обрывистые);
Все приседания исполняются по всем открытым и прямым позициям.
Упражнения на развитие подвижной стопы. В упражнении этого раздела заложена основа, идентичная bbattements tendus в классическом танце. Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты.
Размер 2/4, характер музыки- четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность.
Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца. Элементами, принадлежащими народному танцу, является исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию переводится на полупальцы.
Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок. На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения.
Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока народного танца у станка и отличаются всеми составляющими элементами от классического. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до второй позиции или назад.
Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса- на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой».
Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги.
Размер 2/4, 4/4, характер мелодии может быть плавным и энергичным, синкопированным в зависимости от комбинации.
Каблучные упражнения являются спецификой народного танца. Упражнения исполняются на полуприседании, при этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные упражнения можно разделить на:
Низкие;
Средние;
Высокие.
Размер 2/4, темп от allegro до moderato, характер мелодии четкий, энергичный.
Низкие и высокие развороты ноги по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Важным отличием народного танца от классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и перегибами корпуса.
Большие броски, как правило, исполняются последними в комплексе упражнений, они завершают урок у станка как народного танца, так и классического. Кроме основного вида больших бросков на уроке на уроке народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклоном корпуса, в сочетании с круговыми движениями ноги, с опусканием на колено и др.
Размер 2/4, характер музыкального фрагмента бодрый, энергичный, темп от allegretto до allegro moderato.
Спецификой станка народного танца являются движения, включающие дробные выстукивания, упражнения с напряженной стопой, подготовка к «веревочке».
Дробные выстукивания. Упражнения этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами.
Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок (по необходимости синкопированный).
Подготовка к «веревочке». Данное упражнение развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставах, подготавливает учащихся к исполнению движения «веревочка» на середине зала.
Размер 2/4, темп, темп подвижный, четкий, ритмичный, синкопированный рисунок. Наличие затакта необходимо с начального момента изучения.
В качестве наглядного материала к данной работе представлено нотное приложение со следующими музыкальными фрагментами:
Кудерушки /обр. А.Марьиной/ grand battements jetes;
Сибирский лирический /обр. Б. Карамышев/ port de bras;
Отбойная /П.Лондонов/ ключ.
Таким образом, станок народного танца значительно отличается рядом элементов от станка классического танца и является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность.
Заключение
Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке музыкального материла.
Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Литература
1. Богданов Г.Ф. «Урок русского народного танца»- Москва, 1995 г.
2. Васильев О.С. «Семиотика этнокультуры»- Современные эстрадные танцы № 2, 2003 г.
3. Васильева Т.К. «Секрет танца»- Санкт-Петербург, ОТОО «Золотой век», 1997 г.
4. Государев А.А. «Духовная и художественная иерархия ценностей в культуре личности»- Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой, №6, 1997 г.
5. Горошко Н.Н. «Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства»-Оренбург, Изд-во ОГПУ, 1998 г.
6. Гусев Г.Л. «Методика преподавания народного танца», Москва, «Владос», 2004 г.
7. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца»-Орел, ОГИИК, 2004 г.
8. Исивов Л.П. «Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище»// Методические записки по вопросам музыкального образования.-М., 1966 г.
9. Классический танец / сост. Д. Ярмолович.- Санкт-Петербург: Музыка, 1985 г.
10. Кубинцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» // Музыка в школе, №2.-2001 г.