kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ошибки, которые отобьют у ребёнка интерес к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение — это навык. Чтение имеет технические характеристики: правильность, плавность, беглость, осмысленность и выразительность. Выразительности можно достичь лишь на последнем этапе обучения чтению, когда ребёнок уже читает правильно, плавно и бегло, у него хорошее поле чтения, а самое главное, он понимает смысл прочитанного (здесь речь идёт не о подготовленном выразительном чтении, а о чтении незнакомого текста выразительно, с соблюдением интонации при чтении знаков препинания).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ошибки, которые отобьют у ребёнка интерес к чтению»

Ошибки, которые отобьют у ребёнка интерес к чтению

Обучение чтению — важный этап развития ребенка. На практике приходится сталкиваться с 10 ошибками, которые допускают родители при обучении ребенка чтению.

Ошибка 1. Разделение буквы и звука

Обучение ребенка чтению, началом которого стало изучение букв, в будущем создает большие проблемы. Поэтому следует называть звук и букву одинаково. Например, буква «М» должна звучать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребенок усвоит последний вариант произношения, слог «МА» будет прочитан им как «ЭМА» вместо правильного «МА». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу.

Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками

Заучивание ребенком букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения. Цветные иллюстрации помогут выучить алфавит, но создадут трудности при чтении. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» получается сложением нескольких понятий, например, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 3. Отсутствие системы

Еще одной ошибкой при обучении ребенка чтению являются бессистемные занятия. Заниматься следует регулярно, но не более 15 минут в день. Память детей достаточно кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений.

Ошибка 4. Обучение чтению по буквам

Начиная читать, ребенок произносит сначала звуки, а потом пытается их сложить. Например, произносит «М» и «А», а затем вместе «МА». Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале. Правильным является чтение по слогам. Ребенок может «тянуть» определенный звук при чтении. Например, произносить «МММММАММММА». Главное, чтобы процесс чтения не обрывался на первом звуке. Хорошего результата можно добиться, научив ребенка пропевать слоги.

Ошибка 5. Принуждение к чтению

Еще одна ошибка родителей — принуждение к занятиям. В этом случае может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, что станет барьером на пути к обучению. Не стоит использовать чтение и в качестве наказания. Фраза родителей: «Если не сделаешь, как я скажу, сейчас пойдем читать!» — идет вразрез с желанием привить любовь к этому занятию. Косвенное подталкивание в виде фраз «Вот сейчас дочитаем главу и пойдем играть» также использовать нельзя.

Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв

В процессе обучения чтению родителями возникает ошибка в произношении слова. Ребенок произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М‑А-Ш-И-Н‑А» вместо «МА-ШИ-НА». При чтении длинных слов ребенок отвлекается и не помнит, какие звуки уже произнес. э

Ошибка 7. Родители больше не читают детям

Многие родители совершают ошибку, переставая читать ребенку сказки на ночь и петь колыбельные. Считая, что ребенок уже научился читать сам и больше не нуждается в участии папы и мамы, родители упускают важный момент совместного общения и совместного чтения. Общение помогает сформировать словарный запас ребенка, что важно не только для чтения, но и для общего развития.

Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению

В процессе обучения может возникнуть ситуация, когда ребенок читает механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова. Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется просить ребенка пересказать прочитанный текст или задавать уточняющие вопросы.

Ошибка 9. Отсутствие примера взрослых

Обучение чтению будет успешнее, если у ребенка развит интерес к этому занятию. Интерес к книгам возникает и поддерживается в семье, где взрослые сами любят читать. Времяпровождение у телевизора или компьютера не мотивирует ребенка научиться читать, поскольку он не видит в этом смысла.

Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению

Родители допускают ошибку, делая первые шаги в обучении ребенка слишком рано. Начиная обучение чтению с двух лет или ранее, можно добиться только механического повтора звуков. Готовность к изучению грамоты подразумевает:

  • достаточный словарный запас;

  • способность на слух различать разные звуки (например, ребенок понимает разницу между «дом» и «том»);

  • отсутствие проблем в произношении звуков;

  • хорошую ориентацию: ребенок должен различать «право — лево, верх — низ», чтобы правильно следовать по тексту.

Ошибки, которые совершают большинство родителей при обучении ребенка чтению, исправляются грамотным и системным подходом к изучению материала, а также учетом индивидуальных особенностей своего ребенка. Порой, для исправления неправильно сформированного навыка чтения, учителю требуется до полугода систематической работы. В таком случае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его неправильно.

Как же правильно научить ребёнка читать?

Чтение — это навык. Чтение имеет технические характеристики: правильность, плавность, беглость, осмысленность и выразительность. Выразительности можно достичь лишь на последнем этапе обучения чтению, когда ребёнок уже читает правильно, плавно и бегло, у него хорошее поле чтения, а самое главное, он понимает смысл прочитанного (здесь речь идёт не о подготовленном выразительном чтении, а о чтении незнакомого текста выразительно, с соблюдением интонации при чтении знаков препинания).

Этапы обучения правильному чтению:

1. Выучите алфавит звуками. Если покупаете аудиопособия, то проверяйте, как называются буквы — названиями или звуками.

2. Разделите звуки на две группы: гласные и согласные. Выучите гласные.

3. Теперь можно приступать к чтению слияний. Для этого есть различные приспособления (абаки) с подвижными лентами. Лучше всего самим набрать на компьютере слияния с одинаковыми гласными и объяснить ребёнку, как читать слияния, например, с буквой «а»: читаем первую букву (букву согласного) как в алфавите и открываем рот на «а» (логопеды используют другой приём сливания букв в слоги) и так далее.

4. Чтения слияний недостаточно. Беглость зависит от ширины поля чтения (сколько глаз видит знаков вперёд). Здесь поможет игра «Ловишки»: мы как бы читаем строчку слева направо, от первой, потом переходим во вторую, но выделяем (карандашом, например) и прочитываем только слияния с заданной буквой гласного: «ва», «ба», «жа», «ка». Кстати, такая игра помогает детям, которые читают без желания.

5. Вспомните, как вы изучали иностранный язык в школе. Нам, например, учитель давала сочетания букв, говорила, как они читаются, и мы тренировались в чтении буквосочетаний. При обучении чтению нужно использовать такой же приём. Дети часто испытывают затруднения при чтении слов с мягким знаком, буквой «й», буквой «ё». Наберите им на компьютере сочетания с этими буквами и потренируйтесь в их чтении.

6. Важно научить ребёнка читать слияния с буквами, указывающими на твёрдость согласного (а, о, у, ы), и отдельно слияния с буквами, указывающими на мягкость согласного (я, е, ё, ю, и). Разница в артикуляции при чтении «твёрдых» и «мягких» слияний значительная.

Кроме перечисленных этапов есть ещё и определённые условия, которые необходимо соблюдать при обучении чтению:

  • подставка (маленькие дети плохо воспринимают текст глазами, если взгляд расположен под углом);

  • крупный шрифт;

  • контрастность шрифта и листа;

  • правильное освещение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ошибки, которые отобьют у ребёнка интерес к чтению

Автор: Шапошникова Татьяна Викторовна

Дата: 01.06.2023

Номер свидетельства: 632933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства