"Организация внеурочных занятий профориентационной направленности как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников"
"Организация внеурочных занятий профориентационной направленности как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников"
Аннотация: Данная статья посвящена проблемному вопросу формирования профориентации младших школьников на внеурочных занятиях. Автор раскрывает задачи исследования, основные идеи и приёмы формирования профориентационной направленности младших школьников через интересные приемы на внеурочных занятиях. Автором сделан вывод, что только с помощью внеурочной деятельности можно сформировать у обучающихся профориентационную направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Организация внеурочных занятий профориентационной направленности как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников"»
Тема:«Организация внеурочных занятий профориентационной направленности как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников».
Аннотация: Данная статья посвящена проблемному вопросу формирования профориентации младших школьников на внеурочных занятиях. Автор раскрывает задачи исследования, основные идеи и приёмы формирования профориентационной направленности младших школьников через интересные приемы на внеурочных занятиях. Автором сделан вывод, что только с помощью внеурочной деятельности можно сформировать у обучающихся профориентационную направленность.
Парфенова Юлия Павловна учитель начальных классов «Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками»
Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ―М.: Новая школа, 1992. ―60 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ―Г.М. Коджаспирова. ―М.: Владос, 2004. ―352 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959 Дата обращения: 18.09.2013 г.
Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. – К.:Рад.школа, 1983. – 112с
Соколов А.Н. В помощь школе по профориентации. Ф., «Мектеп», 1976. – 52с.
Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников // Ориентация и деятельность школьников/ Под ред. Т.К. Ахаян, А.В.
Кирьяковой. – М.: Педагогика, 2011. — ISBN 5-7297-2099-0
Исследовательская статья на тему: «Организация внеурочных занятий профориентационной направленности как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников».
Аннотация
Данная статья посвящена проблемному вопросу формированию профориентации младших школьников на внеурочных занятиях. Автор раскрывает задачи исследования, основные идеи и приёмы формирования профориентационной направленности младших школьников через интересные приемы на внеурочных занятиях. На наш взгляд только с помощью внеурочной деятельности можно сформировать у обучающихся профориентационную направленность.
Происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования ценностных профориентационных ориентаций у младших школьников. В работе представлены формы и методы, направленные на приобщение учащихся к нравственности, на формирование профессиональной значимости ценностей.Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека.
Актуальность проблемы формирования профориентационных ценностей младшего школьника, его нравственного облика продиктована запросами общества, которые предъявляются к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения.
Современные исследователи отмечают необходимость духовного развития личности в связи с дальнейшим развитием и построением гармоничной и гуманной цивилизации. Большое внимание в документах, регламентирующих современное образование, обращается на сферу духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
Сегодня для любого образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни.
Цель работы: теоретически обосновать возможность формирования ценностных ориентаций младших школьников на внеурочных занятиях профориентационной направленности.
Для начала выясним сущность понятия «ценность». Существует множество определений понятия «ценность», имеющих как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.
Подробная характеристика дается в Философском словаре под редакцией Фролова И.Т.: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений».
Таким образом, понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры.
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.
Ценностные ориентации – важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности – длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.
На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным – психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального образования. К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Обучающимся предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие. Содержание и структура профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у младших школьников в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.
Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Учитель знакомит младших школьников с профессиями родителей, с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметов, чтения художественной литературы, экскурсий, профориентационных игр. При этом необходимо постепенно формировать у обучающихся понимание слова «профессия».
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у обучающихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. При планировании занятий рекомендуем опираться на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, краткий план или ход занятия, используемые материалы. Тема занятия должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться обучающиеся: учитель, повар и др.
Представления младшего возраста о труде взрослых могут расширяться не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово. Учебник, при хорошем его содержательном наполнении, может стать важным и авторитетным для младшего школьника окном в мир профессий.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.
Таким образом, мы сделали вывод, что профориентация в младшем школьном возрасте весьма необходима, так как именно в этот период своей жизни обучающийся начинает осознавать происходящее вокруг, именно в этом возрасте формируются первые профессиональные задатки. Если упустить тот момент, когда младший школьник наиболее внушаем, и еще абсолютно доверяет взрослому, можно упустить возможность раскрыть его профессиональные ориентации.
Список литературы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ―М.: Новая школа, 1992. ―60 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ―Г.М. Коджаспирова. ―М.: Владос, 2004. ―352 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959 Дата обращения: 18.09.2013 г.
Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. – К.:Рад.школа, 1983. – 112с
Соколов А.Н. В помощь школе по профориентации. Ф., «Мектеп», 1976. – 52с.
Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников // Ориентация и деятельность школьников/ Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. – М.: Педагогика, 2011. — ISBN 5-7297-2099-0