kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация самостоятельной работы на уроках осетинского языка и литературы как средство познавательной активности учащихся".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное для меня - это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить,они состоятся как личность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Организация самостоятельной работы на уроках осетинского языка и литературы как средство познавательной активности учащихся".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №45













Доклад на заседании МО



«Организация самостоятельной работы на уроках осетинского языка и литературы как средство познавательной активности учащихся»















Подготовила

учитель осетинского языка

и литературы

Козаева Е.В.











Организация самостоятельной работы на уроках осетинского языка

как средство познавательной активности учащихся

Самостоятельность человека–залог величия его.

/ А.С.Пушкин/

В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.

Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.

Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Главная цель моей работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал - Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Главное на уроке – работа учащихся.

Самостоятельная работа учащихся осуществляется мною на уроках путем работы с учебником (самостоятельное изучение текста нового материала), самостоятельного выполнения письменных упражнений, наблюдений, закрепления знаний и умений, полученных на уроках, написания сочинений, рассказов и т. д.

Приведу примеры нескольких самостоятельных заданий, которые требуют от учеников знания осетинского языка, проявления творчества, способствуют развитию воображения. Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания. Уӕнг

Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.

Мӕ мад балхӕдта (…)

сӕкӕр
дзул

(…) – хӕдзарон цӕрӕгойтӕ

– хъуг
– сӕгъ
– бабыз

ӕ

Хъазт “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.

сӕрд
уазал
цӕх

фӕззӕг
бӕгӕны
сылы

При изучении темы - «чи?», «цы?» «Имя существительное как часть речи» использую следующие задания:

ЦЫ?

ЧИ?

Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером лӕппу – лӕппутӕ и ученик использует этот же пример, это первый уровень.

Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: дзабыр – дзабыртӕ. Слова для самостоятельной проверки: къух … , машинӕ … , тетрад … .

Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы небольшого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (горӕт – иу, бирӕ та?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ выполнений..

Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.

Задание: попробуйте сами составить упражнение на эту же тему, но с другими словами.

Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить множественное число.

Упражнение: быдыр – быдыртӕ, мӕй – мӕйтӕ (знакомые случаи), ласын – ?. Это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с ед. словами.

Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.

Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению осетинского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Особенно нравится ребятам работать в парах при взаимопроверке тетрадей с домашним заданием, а также при выполнении заданий поискового характера.

На уроках осетинского языка и литературы я использую также метод индивидуальных заданий. Даю ребятам разноуровневые карточки. В них разные задания по степени трудности: задания исполнительного характера;

самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания); задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием); творческие работы.

Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем совершенно самостоятельно приобретать знания.

Задание– соединить синонимы стрелкой:

хӕрзконд хъарм хъуын рӕсугъд

дзыкку тӕвд

соединить антонимы стрелкой



ныллӕг мӕгуыр

сау бӕрзонд

хъӕздыг урс



место картин напиши словами или( раскрой скобки)

Карточкæ №1

Иннæ тоны. Тасо та тоны. Аслан кусы. Къола та кусы.


Карточкæ №2

-Мæ фыд у (учитель).

-Мæ мад у (доктор).

-Æз уыдзынæн (строитель)


Карточкæ №3

Лымæнтæ

Мæнæ æмæ . Рувас æмæ арс сты лымæнтæ.

Лымæнтæ ма стыæмæ тути.

Удобная форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам. Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, вот с такими заданиями.

К числу стабильных видов самостоятельных видов работы с учениками относится домашняя самостоятельная работа, рассматриваемая как основная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. В качестве домашней работы по литературе нередко даю задание письменно ответить на вопрос проблемного характера, над которым нужно подумать, поразмышлять. Например, при чтении текста «Хӕдзармӕ куыст», подчеркните положительные черты. Такие задания развивают письменную речь учащихся, их мыслительную деятельность, учат рассуждать, даже философствовать и, конечно, готовят к написанию рассказа.

Один из самых сложных и важных вопросов в работе – это сочинения, рассказы, стихи учащихся. Это тоже самостоятельная творческая работа. Нужно научить учащихся глубоко раскрывать тему, грамотно и логично излагать свои мысли, сформировать у учащихся интерес к чтению, развивать речь.

Если в старших классах сочинения - это объемные работы, то в среднем звене я обычно даю такие задания: при изучении темы «Семья» - в 6 классе, «Моя семья».

Такие работы помогают овладеть навыками грамотной письменной речи, развивают творческие способности, фантазию, а также подготавливают к написанию объемных письменных работ в старших класс.

Участие в конкурсных сочинениях также считаю одним из видов самостоятельной работы учащихся. Таких конкурсов в моей практике немного

Большую трудность при написании сочинения вызывает подбор эпиграфа к сочинению. Я советую чтобы ваши дети завели отдельные тетради и писать в них яркие выразительные высказывания о Родине, о чувстве долга, о патриотизме, о природе и др.

Тетради с высказываниями – отличные помощники в подборе эпиграфов. Теперь в сочинениях учащихся эпиграфы практически не повторяются.

С интересом пишут учащиеся доклады. «Хӕдзарон мӕргътӕ», « Наш Коста». «Дадайы дыргъдоны».

Эта работа в большей мере, чем какая-либо другая, развивает навыки самостоятельной работы.

Очень часто я провожу викторины (тесты) по пройденным материалом, я сообщаю детям заранее. Такая работа способствует развитию самостоятельного поиска, расширяет кругозор. Ребятам приходится самостоятельно перечитать тексты, словарные слова и предложения с этими словами.

Самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.

Полученные в ходе самостоятельной работы знаний, познавательный опыт приносят им удовлетворение.

На своих уроках я создаю среду, способствующую формированию у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Учу школьников следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.

Главное для меня – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить, они состоятся как личности. Ведь, как сказал А.С.Пушкин: «Самостоятельность человека – залог величия его».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Козаева Ельвира Владимировна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358259


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства