kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Считаю, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»»







Доклад

«Организация проектно-исследовательской деятельности

в начальных классах»










«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму…» (Китайская пословица)


Цель:

- знакомство с методикой организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися начальных классов;

- включение слушателей в активную самостоятельную работу по организации исследовательской деятельности.

Задачи: 
-      знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
-      определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся; 
-      формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса;

-      профессиональное совершенствование учителя, занимающегося с одарёнными детьми исследовательской деятельностью;

-     формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.







Ход.

Психологический тренинг.

-Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять содержание, качество образования улучшится.


Я хочу познакомить с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов .

Я работаю учителем начальных классов . Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача для меня - увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Мы постоянно учимся у мастеров педагогического труда.

Кто такой учитель - мастер? Как я понимаю слово "мастер"?

М - мудрость, приобретается с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Считаю, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся. В нашей школе мы так и делаем, у нас проводятся занятия по внеурочной деятельности «Почемучки» начиная с 1-го класса. Проводятся эти занятия 1 раз неделю.

Современную школу невозможно представить без вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения её до уровня исследовательской работы. Именно такая деятельность делает учащихся творческими участниками процесса познания. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нём человек всё реже может опираться на отработанные стереотипы. Для того, чтобы выжить, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.

Главная идея метода проекта: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, т.е. учащиеся учатся увидеть проблему, проектировать, искать информацию, получить продукт, презентацию, и плюс материал в свое портфолио.

Проект – это 5П:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

И еще я добавила бы шестое П,

Портфолио.

Работая над проектными работами, учащиеся уже не затрудняясь берутся за исследовательские работы.


-А как выбрать тему исследования? В выборе тем исследований, я опираюсь на методику Савенкова.

Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.


Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.


Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.


Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.


Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.


Правило 6. Сочетание желаний и возможностей.


Правило 7. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.


Типология проектов:


1) По доминирующей деятельности учащихся:

практико – ориентированные,

исследовательские,

информационные,

творческие,

ролево – игровые


2) По продолжительности:

мини – проекты,

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные (годовые)


3) По количеству участников:

индивидуальные (личностные),

парные,

групповые


4) По охвату предметов:

монопроект,

межпредметный проект

5) По форме продукта:

газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, стенгазета,

мультимедийный продукт и т.д.


При работе:

Ученик…

  • Определяет цель деятельности

  • Открывает новые знания

  • Экспериментирует

  • Выбирает пути решения

  • Активен

  • Субъект обучения

  • Несёт ответственность за свою деятельность


Учитель…

  • Помогает определять …

  • Рекомендует источники информации

  • Раскрывает возможные формы работы

  • Содействует прогнозированию результатов

  • Создаёт условия для активности школьника

  • Партнёр ученика

  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

В ходе исследования ученик заполняет папку исследователя в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти в книгах и т.д.


Группы умений, на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:

  • Исследовательские;

  • Коммуникативные

  • Оценочные;

  • Информационные;

  • Презентационные;

  • Рефлексивные;

При оценивании работ уделяем на параметры внешней оценки проекта:


  • значимость и актуальность выдвинутых проблем,

  • корректность используемых методов исследования,

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями,

  • коллективный (групповой) характер принимаемых решений,

  • характер общения и взаимопомощи,

  • глубина проникновения в проблему,

  • привлечение знаний из других областей,

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои выводы,

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта,

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.


Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте.


Требования к представленным материалам:

• отвечать не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

• при выполнении исследования важно, чтобы учащиеся опирались на памятку, рекомендованную учителем.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»

Автор: Кузьминых Ирина Сергеевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства