kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средство реализации познавательной активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект - это дидактическое средство, позволящее обучать проектирпованию целенаправленной деятельности  по нахождению способов решения проблемы и одно из условий формирования УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средство реализации познавательной активности младших школьников»

Каменкова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №5 г. Мончегорска


Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средство реализации познавательной активности младших школьников


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В своей работе уделяю особое внимание формированию познавательных УУД в проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов.

Под наличием сформированных познавательных навыков подразумеваю умение самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. В связи с этим использую методические приемы, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения; помогаю ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помогаю учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Формированию вышеперечисленных навыков, умений, способов действий во многом способствует раннее приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности, посильной и соответствующей возрасту.

Мой опыт организации исследовательской работы с детьми показывает, что раннее приобщение к проектно – исследовательской деятельности прививает ребенку умения находить, интерпретировать и обрабатывать самостоятельно добытые сведения. При этом инициатива поиска находится в руках ребенка.

При организации проектной деятельности в начальной школе учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, так как для проекта требуется личностно-значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально-значимых проблем, с которыми могут встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то считаю целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной работы. С этой целью провожу специальные собрания, где разъясняю родителям суть метода проектов. Рассказываю об основных этапах проекта, о теме исследования, предпочтение которой отдали учащиеся, о причинах выбора этой темы.

Среди проектов, вызвавших у учащихся второго класса особый познавательный интерес, можно назвать проект по окружающему миру «Деревья твоего двора».

Детей заинтересовало разнообразие деревьев в своём дворе и им захотелось узнать больше об этом.

Поэтому цель практико-ориентированного проекта, которую дети ставили перед собой, была следующая: провести наблюдения за деревьями своего двора.

Задачи:

1.Познакомиться с разными видами деревьев, произрастающими во дворе.

2. Научиться заботиться о деревьях и беречь их.

3. Собрать информацию по теме проекта.

План работы над проектом:

- Подготовка: мотивация (постановка цели, задач)

- Планирование: составление плана работы

- Исследование: наблюдение и сбор информации о деревьях

- Практическая деятельность: составление коллективной памятки по охране деревьев своего двора, посадка деревьев весной с родителями в своём дворе.

- Отчёт: оформление тематической папки.

- Оценка результата: коллективное обсуждение

Перед началом работы ребятам было предложено разделиться на инициативные группы (по желанию). Коллективно обсудили задание, а затем каждая группа проводила свою исследовательскую работу. 1 группа собирала материал о деревьях нашего города, 2 группа подбирала стихи, загадки, рассказы по этой теме, 3 группа готовила иллюстративный материал, 4 группа разрабатывала памятку по охране деревьев, проводила анкетирование. Родители учащихся тоже участвовали в данном проекте, они помогали в сборе материала, в посадке деревьев

Во время работы над проектом у учащихся возник неподдельный интерес к природе своего края. Ребята узнали, как медленно растут деревья на севере, поэтому им захотелось беречь и защищать их. Второклассники обсудили памятку, составленную 4 группой, решили, что данная памятка соответствует представлениям об охране деревьев. Данная памятка была оформлена в виде листовки и распространена силами учащихся по микрорайону.

Познавательная линия прослеживалась в ходе всей работы над проектом. Дети учились ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, находить необходимую информацию, сотрудничать друг с другом, с учителями и родителями, правильно выражать свои мысли.

Ребята выступали с этим коллективным проектом на школьной научно – практической конференции «Кто мы? Какие мы?», получив приз и диплом I степени.

Не менее увлекательной была работа по составлению сборника загадок. При изучении по литературному чтению в 3 классе раздела «Устное народное творчество» мы с ребятами выделили тему «Загадки». Работа над проектом осуществлялась в течение 2 месяцев. Учащиеся, используя свои знания и сведения из дополнительной литературы, помощь родителей, Интернета, библиотекаря разыскивали загадки на все буквы алфавита. Изучали их, объясняли, выбирали самые интересные, красивые, лучшие, а затем одну из них иллюстрировали, показывали, какие ассоциации у них возникли по той или иной загадке, а затем учились сочинять сами.

Цель проекта: научиться сочинять загадки и создать рукописный сборник загадок.

Задачи:

1. Познакомиться с одним из жанров устного народного творчества (с загадками)

2. Узнать, как сочиняются загадки.

3. Изучить особенности загадок.

План работы над проектом:

- Найти литературу и узнать, что такое загадка, историю её происхождения.

- Прочитать, как можно больше загадок, классифицировать загадки по темам.

- На уроках русского языка и литературного чтения исследовать особенности загадки.

- Сочинить свои загадки.

- Представить результаты своей работы.

Результатом коллективной работы детей стал рукописный сборник загадок «Угадайка». В ходе работы над сборником учащиеся класса учились планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли. Поэтому в каждой группе были аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, исследователи, каждый из которых выполнял свою часть работы. Учащиеся отбирали материал (загадки) для исследования, определяли, по каким правилам они составлены, учились сочинять загадки по аналогии, готовили иллюстрации к своим сочинениям. Также в ходе работы ребята учились видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Свою книгу они старались создать по всем правилам: обложка, титульный лист, не забыли указать, кто был составителем, художником-оформителем. Вступительная статья получилась небольшая, но содержательная. Ребята указали в оглавлении, что в книге есть разделы: загадки о животных, о растениях, о предметах и вещах, явлениях природы.

Ребята выступали с этим коллективным проектом на школьной научно – практической конференции «Кто мы? Какие мы?», получив приз и диплом I степени.

Исходя из опыта своей работы, я могу сделать вывод, что проектная деятельность способствует:

-развитию творческих способностей;

-приобщению к развивающей деятельности;

-развитию эстетического вкуса;

-формированию навыков поисковой работы;

-умению самостоятельно работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации; овладению навыками коммуникативности.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в проявлении инициативы и самостоятельности в решении проблем, что особенно востребовано в новых социально-экономических условиях.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы и одно из условий формирования УУД.

Список литературы:

  1. М.К. Господникова и др. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2009.

  2. ФГОС. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Каменкова Наталья Викторовна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 369019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства