«Организация развития речи на уроках чтения у детей с умеренной степенью умственной отсталости»
«Организация развития речи на уроках чтения у детей с умеренной степенью умственной отсталости»
Тема моей работы: "Организация развития речи на уроках чтения у детей с умеренной степенью умственной отсталости". Я рассказывала об актуальности данной проблемы в своём образовательном учреждении. В работе представлены методы и приёмы, применяемые мной на уроках чтения в начальной коррекционной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация развития речи на уроках чтения у детей с умеренной степенью умственной отсталости»»
«Организация развития речи на уроках чтения у детей с умеренной степенью умственной отсталости»
Вялова Анна Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»
г.о. Электрогорск
Актуальность работы
Для нашего образовательного учреждения проблема развития и формирования устной речи у детей с умеренной степенью умственной отсталости – одна из наиболее важных и актуальных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.
Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития. Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими частью учебных предметов. В исследованиях учёных отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей с нарушением интеллекта значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Таким образом, приобретенные учащимися знания упрощаются в их сознании.
Ученики с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
Как следствие всего вышеперечисленного, у школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.
Растущая личность, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, в большей степени нуждается в помощи и психолого-педагогической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность и взаимодействие субъектов. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки мы рассматриваем сказкотерапию, как одну из составляющих арт-терапии.
Таким образом, мы пришли к выводу, что одним из эффективных и актуальных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Применение приёмов сказкотерапии на уроках чтения позволяет детям с нарушенным интеллектуальным развитием
- получать информацию об окружающем мире;
-стимулировать развитие речи;
-улучшить коммуникативную деятельность речи;
-улучшить навыки общения учащихся;
-способствует самовыражению, расширению личного опыта, самопознанию, внутренней интеграции личности ребёнка;
- активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
В своей работе на уроках я применяю метод сказкотерапии.
Сказкотерапия - это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно «исцелять душу». Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия по своему многопланова. Поэтому ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. И каждый специалист может выбрать себе по душе свою форму работы со сказками. Формы работы со сказкой разнообразны.
Можно выделить несколько направлений сказкотерапии:
1.Аналитическое направление. Служит для развития умственной сферы человека. Суть этого направления – интерпретация сказок.
Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.
Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям: не должна иметь готового ответа (принцип открытости); должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяют решать следующие задачи:
- развитие творческого (креативного) мышления ребёнка;
- совершенствование вербального языка ребёнка;
- развитие фантазии, воображения;
- развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей;
- развитие эмпатии и умения слушать.
Слушание сказок также служит для стимуляции речи учащихся. Обычно требуется многократное возвращение к одной и той же сказке: рассказывание сказки учителем с показом кукол, картинок, рассказывание сказки с использованием медиа - презентации, рассказывание сказок с показом действий детьми, драматизация сказки (дети могут пользоваться жестами, мимикой, а учитель оречевляет их действия, другие дети говорят сами). Работа над сказками помогает сформировать последовательность не только действий, но и речевого сообщения. Развивается диалогическая речь детей.
Однако, детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому занятия по анализу сказок полезно «разбавлять» телесными упражнениями, играми и физкультминутками.
2.Рассказывание сказок.
Рассказывание сказок, как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы:
а. Рассказывание сказки группе или одному человеку от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актёрские умения и навыки. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем – зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию слушателя или помогут ему продвинуться в разрешении его проблем, педагог – рассказчик может сознательно делать на них акценты, таким образом, у ребёнка активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту. При этом подбираются сказки, сюжет и проблематика которых максимально соответствуют целям коррекционной работы.
б. Групповое рассказывание сказки. В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей или взрослых. Групповое рассказывание сказки, в свою очередь, подразделяется на:
- рассказывание сказки известной всей группе. Каждый участник группы рассказывает по очереди маленький кусочек сказки.
- рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
- групповое придумывание сказки. Кто-то говорит первую фразу, следующий участник группы присоединяет к сказанной фразе свою и так далее.
- рассказывание сказки от первого лица и от имени персонажей сказки. Участники распределяют роли между собой. Такой метод может быть полезен тем, что позволяет детям децентрироваться, т.е. встать на место другого.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи:
-выявление актуальной проблематики ребёнка путём анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, акцентов, стиля, смысла изложения;
- развитие фантазии и воображения;
- развитие умения выражать свои мысли;
- развитие памяти и внимания;
- развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
- сплочение группы;
- развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого.
В процессе работы по развитию речи с помощью рассказывания сказок дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.
3. Сочинение сказок.
Сочинённая ребёнком сказка - сама по себе психотерапевтическое явление, потому что является продуктом творческого акта. Ребенок, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Опытному педагогу авторская сказка подскажет пути и методы коррекционной и психотерапевтической работы. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.
4. Переписывание сказок.
Переписывание сказок имеет смысл тогда, когда человеку чем – то очень не нравится сюжет, ситуация, конкретный поворот событий. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказок.
5. Рисование сказки.
После прочтения сказки, можно предложить ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
6. Изготовление кукол.
Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает, просматривает её в своём воображении. Однако, не каждый ребёнок или взрослый обладают актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психокоррекционных целей используется постановка сказки с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Он становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как считает нужным.
Кроме того, постановка сказки – всегда праздник для её участников. Поэтому, умело организованная постановка сказки может служить эффективным средством для коррекции депрессивных состояний. Заучивание наизусть потешек, считалок, коротких стихотворений, песенок, сказок является одним из приёмов овладения фразовой речью детьми с умственной отсталостью.
7.Медитация на сказку
Это хорошее средство снятия напряжения, стабилизации состояния лёгкой возбудимости детей. Для этой цели подбирают сказки с позитивным образным рядом и релаксационную музыку. Так же медитации могут быть использованы в сочетании с другими формами работы со сказкой.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, ребенку предоставляется возможность прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. В основу моей работы с детьми положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Но при этом нельзя забывать о необходимости соблюдения принципа доступности и дозированности учебного материала.