Организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского методов.
Организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского методов.
Составление “звёздочки обдумывания”, которая может использоваться и при разработке проекта.Дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность и эстетичность).Активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование этапов работы, организация раб.места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского методов. »
Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектирования на уроках технологии.
Младший школьный возраст-начальный этап вхождения в проектную деятельность. В курсе изучения предмета Технология проектную деятельность можно планировать со второго полугодия второго класса, а в первом классе придумывать подготовку к её осуществлению, с помощью творческих заданий :
1.Отгадай загадку, вырежи нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась сюжетная картинка-аппликация.
2.Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.
3.Составь композицию на тему , используя фотографии и рисунки.
4.Вырежи детали и составь орнамент в полосе.
5.Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.
Этому способствуют:
-организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского;
-активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование этапов работы, организация раб.места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);
-дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность и эстетичность);
-составление “звёздочки обдумывания”, которая может использоваться и при разработке проекта.
НАЗНАЧЕНИЕ
ФОРМА, РАЗМЕРЫ ДЕКОРАТИВ. ОФОРМ-ИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ЦВЕТОВО Е РЕШЕНИЕ
КОНСТРУКЦИИ
МАТЕРИАЛЫ
В центре схемы–“звёздочки” пишут название изделия, а “лучики” указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.
А начиная со второго класса можно вводить сам термин “проект” и приучать учащихся к особенностям прект. деят-ти , вводя задания, подготавливающие к выполнению проекта.
Задания во втором классе:
1.Игра “Пластический этюд”-передай услышанное.
2.Игра “Словесный этюд”-передай увиденное.
3.Проектирование-рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике.
4.Задания с делением на группы по видам использования материалов.
5.Игра “Знак качества”-ориентирована на развитие оценочных навыков. Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя.
Для краткосрочного проекта и удобства оценивания применяется контрольный лист проекта.
Контрольный лист проекта
Класс: 1 В Ф.И.О. выполняющего_______________________________
Этап выполнения проекта
Что оценивать
Степень самостоятельности (высокая, средняя, низкая)
Оценка
Исследовательский
Выбор и обоснование проекта.
Анализ конструкции изделия.
Планирование технологического процесса.
Технологический
Организация труда.
Выполнение трудовых операций.
Соблюдение правил техники безопасности.
Заключительный
Готовое изделие.
Документация по проекту.
Защита проекта.
В 3-4 классах можно применять обобщенный алгоритм выполнения проекта.
1.Поиск проблемы.
2.Варианты решения проблемы.
3.Подготовка к реализации её решения:
1).выбор материалов;
2).выбор инструментов (учёт техники безопасности);
3).выбор оптимальной конструкции.
4.Изготовление проекта.
5.Рефлексия , самоконтроль.
6.Доработка и усовершен. проекта.
7.Защита проекта.
Использование всех этапов проектной деятельности наиболее ярко просматривается на примере создания проекта “Город” на уроке технологии в 3 классе. Это результат большой подготовительной работы, которая осуществляется в 1 и 2 классах.
Подготовительные упражнения.
В 1 классе я познакомила учеников с различным родом материалами, научила организовывать своё рабочее место, анализировать образцы простейших изделий, делать выбор материалов из числа предложенных, выполнять упражнения по образцу с небольшой долей детского творчества, например:
-Отгадай загадки, вырежи нужные отгадки и приклей их так, чтобы получилась сюжетная аппликация.(Я брала загадки про жилища, про город, про городских жителей, про инфраструктуру. )
-Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.(Я предлагала рассказы, небольшие тексты про Уфу, картины наших местных художников.)
-Составь композицию на тему “Мой город”, используя фотографии и рисунки.
-Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.
Во 2 классе организация процесса обучения продолжается на основе продуктивных методов: частично-поискового и исследовательского.
Например:
-Проектирование – рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике.
-Задания с делением на группы по видам использования материалов. Ученики разделились на 3 группы и выбрали себе материалы.
-Игра «Знак качества», ориентированная на развитие оценочных навыков. Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя.
Вводятся дизайн-упражнения-творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность, эстетичность).
Организационный момент, в ходе которого дети свами делятся на группы и выбирают командира. Внутри группы происходит распределение ролей.
Исследовательский этап начинается с формулирования темы и цели деятельности.
-Детям я предлагаю принять участие в проекте «Город». Данная тема будет всем интересна, так как каждый старается попробовать себя в роли архитектора.
-Зная этапы проектной деятельности, учащиеся ставят перед собой цель – изготовить проект; задачу-использовать четырёхгранную призму в качестве высокоэтажных домов, как одну из составляющих города.
Для того чтобы провести анализ будущего изделия на этапеисследования при разработке проекта, а так же с целью развития у детей воображения, предлагается использовать «звёздочку обдумывания». В центре схемы-«звёздочки» дети пишут название изделия, а «лучики» указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Я стимулирую творческий поиск детей, фиксирую поэтапное выполнение работы. При работе со «звёздочкой обдумывания» используется метод мозговой атаки. Например, «генераторы» предлагают своё цветовое решение будущего изделия, а «эксперты» выбирают из предложенных признаков наиболее подходящие к изделию(метод фокальных объектов). Такая работа не только развивает творческое воображение, но и учит детей работать в группах, прислушиваться к мнению других и приходить к единому.
Исследование продолжается выполнением каждой группой эскизов, по которым в дальнейшем будет строиться само изделие. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы в виде схем. Наглядное подкрепление-эскиз осуществляют «иллюстраторы», после чего начинается защита эскиза одним из учеников группы.
На технологическом этапе результаты исследования воплощаются в практическую деятельность. Каждый в группе изготавливает четырёхгранную призму по разметке, предложенной авторами учебника технологии 3 класса по УМК «Школа-2100» . Когда все детали в сборе: куб, пирамида и призма, то начинается практическое воплощение эскизов.На этом этапе главная роль отводится «испытателям», в то время как другие учащиеся группы при необходимости вносят свои коррективы.
На заключительном этапе происходит защита проекта, где дети рекламируют своё изделие. Этап представляет собой кульминационный момент всей предшествующей работы и сложен тем, что необходимо убедить «экспертов» из других групп в правильности изготовления, аккуратности, соразмерности всех составляющих элементов проекта.
Защита проходит по вопросам:
-Соответствует ли полученный результат первоначальному замыслу?
-Какие материалы использовались в работе?
-Какие оригинальные технические и технологические решения были найдены и использованы?
-Как решена эстетическая сторона модели(оформление)?
Контроль за качеством изделия присутствует на каждом этапе проектной деятельности. С помощью контрольного листа проекта можно оценить деятельность учащихся на каждом этапе выполнения, причём даётся возможность это сделать сначала каждой из групп, а потом на основании высказанных мнений отметку ставит учитель. Это позволяет увидеть, как дети умеют владеть теоретическими знаниями и использовать их в практической деятельности, несколько слаженно умеют работать в группах, а также обратить внимание на ошибки, допущенные на каком-нибудь из этапов.
Итоговая оценка за проект выставляется с учётом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, качества изделия и его защиты.