kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского методов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление “звёздочки обдумывания”, которая может использоваться и при разработке проекта.Дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность и эстетичность).Активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование этапов работы, организация раб.места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского методов. »

Формирование познавательной активности младших школьников посредством проектирования на уроках технологии.

Младший школьный возраст-начальный этап вхождения в проектную деятельность. В курсе изучения предмета Технология проектную деятельность можно планировать со второго полугодия второго класса, а в первом классе придумывать подготовку к её осуществлению, с помощью творческих заданий :

1.Отгадай загадку, вырежи нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась сюжетная картинка-аппликация.

2.Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.

3.Составь композицию на тему , используя фотографии и рисунки.

4.Вырежи детали и составь орнамент в полосе.

5.Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.



























Этому способствуют:

-организация процесса обучения на основе продуктивных методов-частично-поискового, исследовательского;

-активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование этапов работы, организация раб.места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);

-дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность и эстетичность);

-составление “звёздочки обдумывания”, которая может использоваться и при разработке проекта.



НАЗНАЧЕНИЕ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ ДЕКОРАТИВ. ОФОРМ-ИЕ

ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ЦВЕТОВО Е РЕШЕНИЕ

КОНСТРУКЦИИ

МАТЕРИАЛЫ





В центре схемы–“звёздочки” пишут название изделия, а “лучики” указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.

А начиная со второго класса можно вводить сам термин “проект” и приучать учащихся к особенностям прект. деят-ти , вводя задания, подготавливающие к выполнению проекта.

Задания во втором классе:

1.Игра “Пластический этюд”-передай услышанное.

2.Игра “Словесный этюд”-передай увиденное.

3.Проектирование-рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике.

4.Задания с делением на группы по видам использования материалов.

5.Игра “Знак качества”-ориентирована на развитие оценочных навыков. Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя.

Для краткосрочного проекта и удобства оценивания применяется контрольный лист проекта.

Контрольный лист проекта

Класс: 1 В Ф.И.О. выполняющего_______________________________

Этап выполнения проекта

Что оценивать

Степень самостоятельности (высокая, средняя, низкая)

Оценка

Исследовательский

Выбор и обоснование проекта.

Анализ конструкции изделия.

Планирование технологического процесса.



Технологический

Организация труда.

Выполнение трудовых операций.

Соблюдение правил техники безопасности.



Заключительный

Готовое изделие.

Документация по проекту.

Защита проекта.





В 3-4 классах можно применять обобщенный алгоритм выполнения проекта.

1.Поиск проблемы.

2.Варианты решения проблемы.

3.Подготовка к реализации её решения:

1).выбор материалов;

2).выбор инструментов (учёт техники безопасности);

3).выбор оптимальной конструкции.

4.Изготовление проекта.

5.Рефлексия , самоконтроль.

6.Доработка и усовершен. проекта.

7.Защита проекта.

Использование всех этапов проектной деятельности наиболее ярко просматривается на примере создания проекта “Город” на уроке технологии в 3 классе. Это результат большой подготовительной работы, которая осуществляется в 1 и 2 классах.

Подготовительные упражнения.

В 1 классе я познакомила учеников с различным родом материалами, научила организовывать своё рабочее место, анализировать образцы простейших изделий, делать выбор материалов из числа предложенных, выполнять упражнения по образцу с небольшой долей детского творчества, например:

-Отгадай загадки, вырежи нужные отгадки и приклей их так, чтобы получилась сюжетная аппликация.(Я брала загадки про жилища, про город, про городских жителей, про инфраструктуру. )

-Прочитай предложения, представь картины, нарисуй одну из них.(Я предлагала рассказы, небольшие тексты про Уфу, картины наших местных художников.)

-Составь композицию на тему “Мой город”, используя фотографии и рисунки.

-Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежи и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку.

Во 2 классе организация процесса обучения продолжается на основе продуктивных методов: частично-поискового и исследовательского.

Например:

-Проектирование – рассказ о нарисованном по вопросам, данным в учебнике.

-Задания с делением на группы по видам использования материалов. Ученики разделились на 3 группы и выбрали себе материалы.

-Игра «Знак качества», ориентированная на развитие оценочных навыков. Оценка работ учащихся в паре под руководством учителя.

Вводятся дизайн-упражнения-творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность, надёжность, эстетичность).

Организационный момент, в ходе которого дети свами делятся на группы и выбирают командира. Внутри группы происходит распределение ролей.

Исследовательский этап начинается с формулирования темы и цели деятельности.

-Детям я предлагаю принять участие в проекте «Город». Данная тема будет всем интересна, так как каждый старается попробовать себя в роли архитектора.

-Зная этапы проектной деятельности, учащиеся ставят перед собой цель – изготовить проект; задачу-использовать четырёхгранную призму в качестве высокоэтажных домов, как одну из составляющих города.

Для того чтобы провести анализ будущего изделия на этапе исследования при разработке проекта, а так же с целью развития у детей воображения, предлагается использовать «звёздочку обдумывания». В центре схемы-«звёздочки» дети пишут название изделия, а «лучики» указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Я стимулирую творческий поиск детей, фиксирую поэтапное выполнение работы. При работе со «звёздочкой обдумывания» используется метод мозговой атаки. Например, «генераторы» предлагают своё цветовое решение будущего изделия, а «эксперты» выбирают из предложенных признаков наиболее подходящие к изделию(метод фокальных объектов). Такая работа не только развивает творческое воображение, но и учит детей работать в группах, прислушиваться к мнению других и приходить к единому.

Исследование продолжается выполнением каждой группой эскизов, по которым в дальнейшем будет строиться само изделие. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы в виде схем. Наглядное подкрепление-эскиз осуществляют «иллюстраторы», после чего начинается защита эскиза одним из учеников группы.

На технологическом этапе результаты исследования воплощаются в практическую деятельность. Каждый в группе изготавливает четырёхгранную призму по разметке, предложенной авторами учебника технологии 3 класса по УМК «Школа-2100» . Когда все детали в сборе: куб, пирамида и призма, то начинается практическое воплощение эскизов.На этом этапе главная роль отводится «испытателям», в то время как другие учащиеся группы при необходимости вносят свои коррективы.

На заключительном этапе происходит защита проекта, где дети рекламируют своё изделие. Этап представляет собой кульминационный момент всей предшествующей работы и сложен тем, что необходимо убедить «экспертов» из других групп в правильности изготовления, аккуратности, соразмерности всех составляющих элементов проекта.

Защита проходит по вопросам:

-Соответствует ли полученный результат первоначальному замыслу?

-Какие материалы использовались в работе?

-Какие оригинальные технические и технологические решения были найдены и использованы?

-Как решена эстетическая сторона модели(оформление)?

Контроль за качеством изделия присутствует на каждом этапе проектной деятельности. С помощью контрольного листа проекта можно оценить деятельность учащихся на каждом этапе выполнения, причём даётся возможность это сделать сначала каждой из групп, а потом на основании высказанных мнений отметку ставит учитель. Это позволяет увидеть, как дети умеют владеть теоретическими знаниями и использовать их в практической деятельности, несколько слаженно умеют работать в группах, а также обратить внимание на ошибки, допущенные на каком-нибудь из этапов.

Итоговая оценка за проект выставляется с учётом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, качества изделия и его защиты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филипова Лидия Васильевна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства