Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста. Сухорукова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, | Должность с указанием преподаваемого предмета | Стаж работы в должности |
Сухорукова Екатерина Сергеевна | МАОУ «Новоберезовская СОШ» Аромашевского района,Тюменской области | Учитель начальных классов | 4 года |
II. Сущностные характеристики опыта |
1.Тема инновационного педагогического опыта | «Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста». |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | На сегодня важной является проблема формирования личности, которая способна к самостоятельности, к самоорганизации, умеющая вести диалог, отстаивать свои права, готовая к сотрудничеству. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут свободно ориентироваться в потоке информационной среды. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) | Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня моя главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед учащимися задачи. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявщуюся классно – урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Конечно, возраст накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Я стараюсь для каждого возрастного периода начальной школы подбирать такие виды проектной деятельности, содержание и формы которой были бы адекватны возрасту. Интересные и содержательные создают дети книжки-малышки. Так при проведении урока окружающего мира на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» были использованы элементы проектной работы: каждая группа детей должна была подготовить к уроку книжку – малышку на ту или иную профессию людей. В группе у каждого свои поручения: художник, редактор, корректор и др. Каждая группа должна была представить свою работу: 1-учителя, 2-парикмахеры, 3-военные, 4- водители, 5-художники.Урок прошел живо, интересно. Трудоемкость проектно – исследовательской деятельности в том, что она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, т.е. ребенка необходимо научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты, устанавливать причинно – следственные связи. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Слово «проект» произошло от латинского, что означает «брощенный вперед», «бросающийся в глаза». На самом деле, планируя проект, я уже, как бы заглядываю в будущее, воображаю нечто, что может ученик создать или получить, затратив определенные усилия. Здесь нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Я использую в своей педагогической деятельности нестандартные формы организации учебных занятий – уроки - исследования, уроки – проекты. Каждый свой урок начинаю с активного вовлечения учеников в работу. На занятии дети работают индивидуально, парами, в группах постоянного и сменного составов. На уроках выступаю как режиссер «мини – спектакля». |
6.Результат изменений | Основными результатами применения проектно – исследовательской деятельности являются осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, умение работать с информацией. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Г. Зиммель). 1. Проекты, созданные моими детьми, особенно самые первые – книжки – малышки, далеки от идеала, но они помогли заинтересовать ребят, вдохновили их на поиск, творческие решения. 2. Результаты работы - призовые места в районных и высокие баллы во всероссийских конкурсах.3.Все работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно использую на уроке и во внеклассной работе. |
III. Описание инновационного опыта учителя |
Сегодня перед мной стоит непростая задача: найти пути, позволяющие сделать процесс обучения интересным и доступным для каждого ребенка. «Всякое начало трудно» - эта истина справедлива для каждой науки. Сущностью инновационного опыта является деятельность учителя по созданию условий для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся. Ученик является центральной фигурой в процессе обучения, «он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс обучения» (А.И.Савенков). Основная цель школы – научить каждого ребенка мыслить, научить добывать знания. Для этого как нельзя кстати подходит проектная деятельность. Учебный проект я рассматриваю как совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, имеющих общую цель и согласованные методы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах реализации проекта. Результаты проекта должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то необходимо представить ее решение, если практическая – результат, готовый к использованию. Конечно, возраст накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако вести такую работу в начальных классах, я не сомневаюсь, нужно обязательно. Именно этот возраст, в котором закладывается ряд ценностных установок и личностных качеств, рассматривается как значимый для метода проектов. При организации проектно – исследовательской деятельности с детьми необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей. В начальной школе проекты могут быть исследовательскими, творческими, игровыми, информационными, практико- ориентированными. Выполняя какой- либо проект дети учатся пользоваться разными источниками для нахождения информации, критически их воспринимать, самостоятельно обрабатывать поступающие сведения, вести наблюдения и проводить простейшие опыты и интервью, оформлять результаты своей работы в разнообразных формах (фото, рисунки, письменный отчет, таблицы). Темы детских проектных работ я выбираю из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется постановка проблемы знакомой младшим школьникам и значимой для них. Для выполнения проекта можно привлечь и родителей. Но они не должны брать на себя выполнение части работ детей, иначе губится сама идея метода проектов. Взрослые могут помочь советом. И.Г.Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.» Я ,как учитель, лишь направляю действия ученика, помогаю ему не потеряться в безбрежном мире информации. При таком личностно- ориентированном подходе личность ученика находится в центре моего внимания. Познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в тандеме ученик – учитель. Составленные детьми в ходе исследования проекты используются в виде презентации на уроках: окружающий мир - «Тайная жизнь кукушки», «Кенгуру – символ Австралии», урок изобразительного искусства – «Тайна хохломской росписи», литературное чтение – «Книжки- малышки». Использование презентаций на уроке активизирует зрительную память, вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным. Опыт работы об организации проектно – исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста обобщался районным методическим объединением учителей начальных классов и на региональном уровне. |