Организация научно - исследовательской деятельности на уроках ОРКСЭ
Организация научно - исследовательской деятельности на уроках ОРКСЭ
Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у учащихся универсальных умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и научно-исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация научно - исследовательской деятельности на уроках ОРКСЭ »
Управление образования администрации Мариинского муниципального района
МАНОУ «Гимназия № 2»
Организация научно-исследовательской деятельности на уроках ОРКСЭ
Заруцкая Т.П.
учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия № 2»
2014г
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у учащихся универсальных умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и научно-исследовательской деятельности.
Я веду предмет «Основы религиозных культур и светской этики» второй год. И самая большая проблема, которая возникает при преподавании – это нехватка времени. 45 минут в неделю – этого так мало, чтобы рассказать о нравственных ценностях человечества. Поэтому очень часто применяю метод исследовательской деятельности, который позволяет «погрузиться» в тему, а иногда и выйти за рамки урока. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.
Что же характерно для исследовательской деятельности:?
1.Она личносто-ориентирована.
2.Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.
3.Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
4.Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
5.Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.
Условия успешности исследовательской деятельности:
1.Личный интерес учащихся.
2.Чёткость и конкретность постановки цели.
3.Определение планируемых результатов.
4.Констатация исходных данных.
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на них ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Как организовать исследование на уроках ОРКСЭ? Как это делаю я в своей работе?Какие виды исследовательской деятельности применяю на уроке?
1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)
Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений.
Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.
Так, при изучении темы «Что такое светская этика?» детям были представлены понятия: «Философия», «Этика», «Нравственность», «Привычки и традиции», «Поведение», «Правила и законы». Было предложено выдвинуть гипотезу по теме.
Гипотеза для исследования:
Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Проблемные вопросы:
Что такое этика?
Что такое философия?
Что значит светская этика и что она предполагает?
Кто был основателем науки «Этика»?
Что означает слово «мораль»?
Что помогает понять светская этика? Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?
Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
В чём отличие светской этики от религиозной?
Таким образом, дети, работая с учебником, ищут нужную информацию, анализируют, сопоставляют, делают выводы, подтверждают выдвинную ими гипотезу. В процессе этой деятельности они знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Так, при изучении темы «Нравственный поступок» сравнивая явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций, использую приём сужения поиска посредством задавания вопросов «Да-нет».
Учащимся было предложено поразмышлять, что связывает слова «мораль» и «нравственность». Они выдвинули гипотезу.
Гипотеза:
Слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Проблемные вопросы:
1.Что изучает наука «этика»?
2.Что означает слово «мораль»?
3.Что такое нравственность?
В ходе работы дети сделали следующие выводы:
«Гипотеза подтвердилась: Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Все вместе можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.»
При изучении темы «Добродетели и пороки» использовала приём «Копилка», а именно составление копилки личностных качеств для характеристики героев. Кроме этого для изучения темы, предложила детям выбрать объектом исследования творчество любого писатели. Учащиеся выбрали творчество Г.Х.Андерсена.
Гипотеза исследования:
Добродетель – стремление человека к добрым поступкам по отношению к другим людям.
Порок – это причинение зла себе и другим людям. Свойства характера человека, которое позорит его.
В сказках Ганса Христиана Андерсена преобладают добродетельные герои.
Цель работы:
-Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?
Задачи исследования:
Выяснить:
1) Какие добродетельные поступки совершают герои в сказке? Почему?
3) Какие порочные поступки совершают герои в сказке? Почему?
4) Какими добродетельными качествами обладают главные героини?
5) Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок?
Методы исследования:
Чтение сказок и отбор материала.
Сравнительный анализ поступков героев.
Формулировка выводов.
В ходе исследовательской работы детьми были сделаны следующие выводы:
Со сказками Андерсена мы знакомимся с самого раннего детства. Они погружают нас в волшебный мир, в котором оживают Русалочка, Герда, Кай, Снежная королева и другие герои, созданные гениальным сказочником – Гансом Кристианом Андерсеном. Эти истории способны научить нас дружить, верить в волшебство и справляться с трудностями, понимать, что такое добродетель и порок.
Гипотеза о том, что в сказках Г Х. Андерсена преобладают добродетельные герои, подтвердилась.
При изучении тем «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм» примеры берём из различных произведений, поэтому использую приём «Создай паспорт».
Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот пример паспорта из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»: Паспорт 1.
Имя – Страшила Мудрый.
Создатель – А.Волков.
Прописка – сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города».
Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты.
Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый, справедливый.
Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.
Чему бы хотели у него научиться-добру.
Паспорт 2.
Имя – Тимур.
Создатель – А.П.Гайдар.
Прописка – повесть «Тимур и его команда».
Внешний вид – аккуратный мальчик, на нём белая рубашка, тёмные брюки.
Личные качества – добрый, заботливый, коммуникабельный, ответственный.
Заветное желание – помогать бескорыстно людям.
Чему бы хотели у него научиться-добру, умению помогать людям бескорыстно, человеколюбию,ответственности.
На уроках часто использую приём «Исследуй слова»
Например, при изучении темы «Стыд, вина, извинение», предлагаю задуматься над этими тремя словами и связать лишь 2 их них, найдя лишнее слово. Примеров может быть очень много. Таким образом, дети излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.
Гипотеза:
-Три слова связаны между собой, это тема нашего урока, а 2 слова связать нельзя.
Дети опровергли данную гипотезу. Они доказали, что слова можно связать.
Например,
1.Стыд, вина-это когда человек провинился, а извинение-увидел свой порок и осудил себя.
2.Вина и извинение-это однокоренные слова, а стыд нет.
3.Стыд и вина-это зло, а извинение –это добро.
2. Экспресс-исследование.
Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Например, при изучении темы «Альтруизм и эгоизм» у детей возникают вопросы «Что такое эгоизм?», «Что такое альтруизм?», «Откуда произошли эти слова?» и т.д. Учащимся на уроке предлагаются различные виды источников: словари (Толковый словарь, словарь синонимов и антонимов, фразеологический словарь, словарь происхождения иностранных слов), компьютер, подключенный к сети Интернет, художественная литература, где они должны найти примеры, в которых проявляются понятия, значения которых они исследуют.
При изучении темы «Добро и зло» обращаемся к любимому детьми литературному жанру-сказке.
Тема исследования: «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?»
Объектом исследования стали поступки героев русских народных сказок, литературных сказок. Предметом исследования- сказки. Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки. Гипотезы исследования –
1.Если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). 2.Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире. 3. Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.
4.Добро всегда побеждает зло.
В ходе исследования учащиеся сделали вывод:
Гипотезы исследования подтвердились. Светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя. Добро побеждает зло.
При изучении темы «Семейные праздники» возник спор по вопросу «Что такое счастье?», детям было предложено провести мини-исследование на эту тему.
Предлагаю цитаты из работы учащейся 4 класса:
Тема работы: «Что такое счастье?»
Цель исследования – изучение понимания и значения слова «счастье».
Объект исследования – смысл и значение слова «счастье».
Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у учащихся 4 класса и у взрослых.
Задачи исследования:
•провести опрос;
•проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся 2 класса;
•проанализировать понимание слова «счастье» у взрослых;
•рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»;
•рассмотреть слово «счастье» в орфоэпическом словаре;
•рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля;
•сделать выводы.
Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов.
Гипотеза. Смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
Мне было очень интересно работать по этой теме. Мы с одноклассниками опрашивали своих родных, учителей, одноклассников, людей на улице, как они понимают смысл слова «счастье».
Выводы.
1.Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 4 класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах.
2.Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья.
3.Большинство учащихся 4 класса и взрослые слово «счастье» понимают как радость.
4.Исследование подтвердило гипотезу о том,смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
Практические результаты.
1.В процессе исследования я выяснила понимание слова «счастье» у учащихся 4 класса и взрослых.
2.Узнала толкование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье».
3.Рассмотрела значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля.
4.Результаты исследования были представлены одноклассникам на уроке ОРКСЭ.
5.Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение».
6.В дальнейшем я планирую провести исследования: «Употребление слова «счастье» в пословицах», «Употребление и понимание слова «счастье» в современной русской литературе».
Предлагаю детям проводить теоретические исследования. Например, по темам «Этикет», «Что такое свобода и ответственность?». Теоретические исследования, которые дети осуществляют дома, оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
3. Исследования-соревнования
Очень эффективны исследования-соревнования. На уроках ОРКСЭ ведущими являются коллективные формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и т.д. Они позволяют учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников, формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи, и ответственности друг за друга.
Например, провожу соревнование на лучшую шпаргалку. Заранее готовлю учебный текст по темам «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы», «Джентльмен и леди» и предлагаю учащимся, работая в группах, составить шпаргалку по тексту.В такой форме учащиеся знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, они стараются выбрать тот текст, который является главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся рационально использовать научную литературу.
4. Нетрадиционные уроки (урок-презентация «Этикет», урок – дискуссия «Что значит быть моральным?», урок открытых мыслей по теме «Честь идостоинство»)
К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.
Результатом такой работы стала «Тетрадь открытий и догадок», в которую дети помещают свои мысли, то, что для них стало новым, интересным.
5.Долговременные исследования - исследовательские проекты.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся.Это форма индивидуальной работы или небольшой группы учащихся, которая состоит из нескольких этапов:
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Привлекая учащихся к исследованиям стараюсь базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.Считаю главным для себя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Приведу примеры исследовательских работ, сделанными моими учащимися.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории.
Тема « Любовь и уважение к Отечеству»
Объект исследования: история русских солдат, наших земляков.
Гипотеза: предположим, что родственники учащихся нашей школы совершали подвиг, защищая нашу страну от фашистских захватчиков.
Цель исследования: выяснить, есть ли среди жителей нашего города – участники боевых действий и труженики тыла.
Ребята с удовольствием выполняли исследовательскую работу по теме «Они защищали Родину», в которой происходило формирование представлений об историческом прошлом нашего города, о героях-земляках, учившихся в нашей школе, родственников учащихся нашей школы, защищавших нашу страну.
При работе над этой темой на базе музея были проведены уроки мужества, экскурсии, операции, встречи с тружениками тыла, ветеранами войны и труда, старожилами, социологический опрос, анализ литературы по данному вопросу.
Результатом исследовательской работы были сообщения и рассказы учащихся о наших предках, праздник открытия Стены Памяти.
Группа детей выполняла исследовательскую работу по теме «История одной награды».
3. Представить свои исследования в виде печатного материала, фотоматериала.
Методы исследования: изучение литературы, документов, сохранившихся в нашей семье, фотографии, письма.
Объект исследования: орден Отечественной войны.
Гипотеза: за каждой медалью и орденом стоит боевой или трудовой подвиг совершенный каким-то конкретным человеком в военное или в мирное время. И каждый человек, совершая свой подвиг, делал это не для награды, а для того, чтобы быстрее закончилась война, или чтобы не погибли товарищи, для того чтобы лучше жилось и трудилось людям.
При изучении темы «Род и семья-исток нравственных отношений вистории человечества» дети выполняли исследовательскую работу по теме «Моя родословная. История моей фамилии».
Темами итоговых научно-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники.
Объекты исследования:
1. Воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни;
2. Фотографии, документы, письма.
Предмет исследования: изучение истории семьи.
Цель работы - изучить родословную моей семьи.
Задачи работы:
Составить древо семьи.
Выяснить происхождение фамилий моей родословной.
Выяснить происхождение имён моей родословной.
Собрать исторический материал о моих предках.
Гипотеза: если я исследую «корни» моей семьи, фотографии, документы, письма, то смогу узнать родословную моей семьи, построить генеалогическое древо, увидеть своих предков в истории страны.
Методы исследования:
Опрос родственников.
Изучение документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
Анкетирование.
Анализ полученной информации
Например, тема «Россия – Родина моя»
В исследовательской деятельности по теме «Россия – Родина моя» учащимися были предложены следующие темы: «Народные промыслы», «Родной язык – мудрости родник», «Народный костюм», «Произведения устного народного творчества», «Дружба народов России в произведениях искусства», «Кухня народов мира», «История моего города».
Основополагающим вопросом был: «Выражаю ли я любовь к Родине, занимаясь изучением её истории?»
6.Домашнее задание исследовательского характера:
проведение наблюдений,
социологический опрос,
проблемный анализ текста,
подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,
теоретическое исследование (реферат),
творческие работы и др.
По окончании работы над исследованием ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
Результативность исследовательской деятельности школьников.
Критерий
Показатели
Способ отслеживания
Развитие коммуникативных умений и навыков
Учащийся –
1. Умеет грамотно, лаконично выражать свои мысли.
2. Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы.
3. Владеет навыками презентации своей работы.
– наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы
– Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.
– тест оценки коммуникативных умений.
Применение научно-исследовательской деятельности на уроках ОРКСЭ позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других.
Закончить своё выступление хочу словами выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».
Литература:
1.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, Просвещение. 2011 год
3. Т.И.Тюляева. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения (Образование в поликультурном обществе: территория диалога религий). Москва. Дрофа.2012 год