Организация внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного развития
Организация внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного развития
В статье раскрывается актуальность организации духовно-нравственного развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, также представлены особенности и формы внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация: в статье раскрывается актуальность организации духовно-нравственного развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, также представлены особенности и формы внеурочной деятельности.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Об актуальности духовно- нравственного направления в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.
Духовно-нравственное развитие является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Важным источником формирования духовно-нравственных ценностей является разнообразная внеурочная деятельность.
В начальной школе особую значимость приобретают занятия по духовно-нравственному развитию.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, как и деятельность обучающихся в рамках уроков. Но в первую очередь ее задачи включают достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать.
Основные направления организации внеурочной деятельности выделяются в стандарте. Согласно п. 16 Федеральных государственных образовательных стандартов НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности являются следующие:
добровольность участия;
возможность выбора формы своего участия детьми;
самостоятельность и активность;
творчество, личностная значимость деятельность;
личностная ориентированность работы педагога;
опора на ценностные отношения;
сотрудничество представителей разных возрастов и сверстников;
системность, которая предполагает выбор средств, методов и форм организации.
Духовно - нравственное направление внеурочной деятельности развивает духовно-нравственные ценности, формирует культуру поведения, личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
В ходе внеурочной работы обучающиеся познакомятся с содержанием общечеловеческих духовно-нравственных ценностей: человечность и душевность, честность и справедливость, совесть и честь, чувство долга и ответственности, патриотизм, трудолюбие.
Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению могут быть следующие:
проект «Спеши делать добро»;
игры нравственного содержания;
организация выставок;
посещение музеев;
встреча с ветеранами ВОВ и др.
Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию.
Можно отметить, что внеурочная деятельность в школе опирается на духовное и культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана формировать духовно-нравственные ценности школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016
2. Клепиков Валерий Николаевич Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности. Нужно ли в ходе духовно-нравственного воспитания ограничиваться только уроками по основам религиозных культур и светской этики? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-nuzhno-li-v-hode-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya (дата обращения: 27.11.2018).