kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению»»










«Организация внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению»
















Содержание

Введение………………………………………………………………………. .3-4

I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению»…………………………………………………………………..

1.1. Психологические особенности детей обучающихся начальной школы..5-6

1.2. Формы, методы, средства организации внеурочной деятельности……..7-8

1.3. Понятие духовно – нравственного воспитания школьников……………8-9

II. Практическая часть …………………………………………………….….9-12

2.1. Цель, задачи

2.2. Этапы, направления проекта

2.3. Содержательная часть проекта

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………….14

Приложения…………………………………………………………………15-28























Введение

Актуальность. Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

Решение данных вопросов невозможно без психологических аспектов воспитания. Каждый педагог просто обязан быть психологом, для того чтобы грамотно вести воспитательную работу в школе, чтобы эта работа давала положительные результаты.

Цель: создание условий для организации успешной реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению обучающихся начальной школы согласно разработанной и утвержденной модели.

Задачи:

1.​ Изучить и проанализировать нормативно-правовую, методическую литературу по теме проекта.

2.​ Организовать систему работы по внеурочной деятельности с обучающимися (4 класса ) по духовно-нравственному направлению.

3.​ Определить УУД у обучающихся по духовно-нравственному направлению.

4.​ Анализ результативности и эффективности направления.

Практическая значимость: данный проект может быть использован учителями начальных классов при организации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, поможет решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения новых федеральных государственных стандартов начального общего образования. А также является материалом для студентов вузов и колледжей при написании дипломных и курсовых работ.

I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Организация внеурочной деятельности МОУ СОШ №2 по духовно-нравственному направлению»

1.1. Психологические особенности детей обучающихся начальной

школы.

Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, делать все только так, как того требует педагог. До школы ребенок познавал только то, что ему было необходимо в играх или в сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, что неинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы, донаучные житейские понятия.

В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать, что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления, знания, близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы переводить мысли ребенка к постижению закономерных связей вещей и явлений.

Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще отвлекаются от неинтересной для них работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в то же время все обучение строить на

одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания, способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельности придут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.

Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным еще умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность, несдержанность. неорганизованность.

В процессе  обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, стано​вится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организо​ванного наблюдения.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внеш​ней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в млад​шем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в до​школьном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш​лению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывает​ся необходимым в учебной деятельности.

1.2. Формы, методы, средства организации внеурочной деятельности

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных и метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования.

Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа — «Культура общения», тёлемост, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

1.3. Понятие духовно – нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание».  Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению. Поэтому никакого духовно-нравственного воспитания на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе — быть не может.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может быть только вариативным и добровольным.

II. Практическая часть.

2.1. Цель, задачи, объект, предмет.

Цель:

- создание условий ля формирования духовных ценностей и понимания научного мировоззрения обучающимися;

- сформировать у обучающихся знание об истории России через произведения древнерусской литературы, предметно-прикладного искусства, фольклора.

Задачи:

- пробудить интерес к чтению различных жанров древнерусской литературы: былины, предания, слушание обрядовых и исторических песен;

-создать условия для понимания характера русского человека на основе прочтения русских народных песен, обрядовой поэзии, былин;

- пробудить интерес к истории своего края, к традиционному деревянному зодчеству, народному песнопению.

Объект: обучающиеся начальной школы (4 класс).

Предмет: внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению.

2.2. Этапы, направления проекта

Программа предназначена для учащихся 4 класса. (134часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество учащихся составляет 20-25 человек.

Особенности: организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры, выполнение различных групповых заданий, проектов.

2.3. Содержательная часть проекта.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» в 4-х классах на 2014-2015 учебный год разработана в соответствии с ФГОС ООН , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и целевыми установками ООП НОО МОУ СОШ №2, на основе авторской учебной программы «Я- гражданин России». Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Я.Чутко «Я- гражданин России». Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1час в неделю)

Цель курса: расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.

Задачи:

■ содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;

■ воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны;

■ помощь в понимании своей причастности государству, представляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;

■ воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

■ обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности.

Актуальность выбора авторской программы обусловлена потребностями родителей, методическим оснащением программы, необходимостью обеспечения преемственности с курсом «Я - моя страна - мой мир», изучавшимся в 3 классе, а также целями и задачами Программы духовно-нравственного развития учащихся начальных классов МОУ СОШ №2 (ООП НОО на 2011-2015 уч.г), в которой сказано, что основной целью педагогического коллектива школы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основное содержание курса

Основное содержание рабочей программы (количество разделов, тем, дидактических единиц) полностью соответствует авторской программе.

Мое настоящее и далекое прошлое (32 часа)

Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)

Раздел I. Древняя Русь (6 часов)

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда.

Раздел II. Московское государство (6 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя (5 часов)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года.

Николай I и декабристы.

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.

Великая Отечественная война. Города герои. Герои фронта и тыла.

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России.

Новая Россия государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).

Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение (1 час)

Формы определения ожидаемых результатов:

-беседа

-дискуссия

-дискуссию

-игровые методы

-методы работы в группе

-метод упражнений

-метод соревнований

-проектную деятельность

Требования к уровню подготовки (в соответствии с авторской программой). Обучение детей по программе курса «Я - гражданин России» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Способы определения достижений учащихся:

- социометрия ( совместно с психологом)

- педагогическое наблюдение

- уровень социальной толерантности и активности (анкетирование)

- анкетирование родителей

- собеседование с родителями

- мотивация участия к социальным практикам и акциям

Виды деятельности на внеурочном занятии по курсу «Я – гражданин России»

• словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

• проектная

• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

• парная и групповая

• репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развитие наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых ( с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Заключение

Внеурочная деятельность с учащимися заключается в целенаправленном взаимодействии педагога с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных задач, сочетающее цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе внеучебной деятельности создаются новые воспитательные ситуации, воздействующие на личность учащегося.

Внеурочная деятельность может быть организована в словесной (диспут, встреча, КВН, конференция, диспут), практической (походы, экскурсии, спартакиады, трудовые дела) и наглядной формах (школьный музей, тематические стенды, выставки и др.).

В организации внеурочной деятельности ведущая роль принадлежит педагогу, которому необходимо создать атмосферу взаимопонимания, искренности, доброжелательности; обеспечить возможности самовыражения личности; стимулировать творческие формы общения детей.

При организации воспитательного мероприятия педагог учитывает комплекс стержневых операций, которые позволяют сочетать постоянные и переменные компоненты в воспитательном процессе и открывают простор для творчества педагога. В структуре организации мероприятий каждое действие содержит определенные воспитательные возможности.

Повышается мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Создаются условия для организации успешной реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению согласно разработанной и утвержденной модели.

В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

Список литературы

1. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М.: Просвещение, 2011

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

4. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Тест] / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. – 176с.

5. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 192 с.

6. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 64 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».


Приложение № 1.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

Курс «Я –гражданин России» 4 класс

темы

Тема

Внеурочная работа

Планируемые результаты.



У У Д

Личностные результаты.



1.​ 

Введение

Зачем мне история?

Поход по любимым местам

Круг мнений по теме

«Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев).

Интеллектуальная игра

«Что я знаю»

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание.

К. Задавать вопросы

Активное включение в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности





2.​ 

Древняя Русь

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

Видеофрагмен-ты документаль-ных и художест-венных фильмов (подготовка

и показ). Лента времени

Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.





3.​ 

Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.

«Крылатые» слова

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры.

П. Строить логические умозаключения.

К. Формулировать собственное мнение.

Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.





4.​ 

Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности. (в отдельных примерах)

Встреча с древней Москвой (выставка репродукций картин)

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание.

К. Задавать вопросы.

Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.





5.​ 

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Проект по теме.

Лента времени.

Дополнительное чтение.

Р.Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание.

К. . Формулировать собственное мнение

Активное включение в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.





6.​ 

Новгородская Русь Александр Невский. Невская битва на Чудском озере.

Памятные даты. Обсуждение

исторического фильма

«Александр Невский»

(реж. С. Эйзенштейн)

Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание.

К. Задавать вопросы

Мотивационная основа учебной деятельности.





7.​ 

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание.

К. Задавать вопросы

Мотивационная основа учебной деятельности.





8.​ 

Московское государство

Первый русский царь Иван Грозный.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры.

П. Строить логические умозаключения.

К. Формулировать собственное мнение

Осознание своей этнической принадлежности.





9.​ 

Расширение границ государства.

Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание.

К. Задавать вопросы

Принятие образца хорошего ученика.





10.​ 

Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров.

Тема для обсуждения:

«Что нужнее современному

человеку: книги

или компьютер?». Первые буквари. Мой букварь. Мой любимый учебник

Р.Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание.

К. . Формулировать собственное мнение

Осознание своей этнической принадлежности.





11.​ 

«Смутное время»

Протяни руку помощи…

Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение

Проявление положительных качеств личности.





12.​ 

Защита отечества от иноземных захватчиков в начале VII века. Минин и Пожарский. Иван Сусанин.

Смутное время в литературе, музыке, живописи

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание..

К. Задавать вопросы

Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.





13.​ 

Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в VII веке.

Видеофрагменты

художественного фильма «Степан Разин»

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание..

К. Задавать вопросы

Активное включение в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.





14.​ 

Российская империя

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту).

Протяни руку дружбы…

Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение

Чувство прекрасного и эстетических чувств.





15.​ 

Новая столица России.

«И грянул бой!» – Полтавская битва в литературе и живописи.

Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица». Газета сегодня (экскурсия в редакцию газеты (типографию))

Р.Принимать учебную задачу.

П Строить речевое высказывание..

К. Задавать вопросы

Проявление положительных качеств личности





16.​ 

Полтавская битва.


Р.Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение

Проявление положительных качеств личности





17.​ 

Послепетровская Россия. Екатерина II М. Ломоносов. А. Суворов.

М.В. Ломоносов – эпоха

русской науки. «Быть верным Отечеству»

(о жизни и победах

А.В. Суворова). Школа в Российской империи

Р. Составление плана и последовательности действий;

П. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях





18.​ 

XIX век России

Культура России XVIII века.

По музеям России

(виртуальная экскурсия)

Р. Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона;

П. Определение основной и второстепенной информации;

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель




19.​ 

XIX век России

Отечественная война 1812 года.

Знакомство с сайтом

Государственного

Бородинского

военно исторического

музея заповедника1.

Герои Отечественной войны 1812 года

(выставка жизнеописание).

Инсценировка фрагмента

литературного произведения о войне 1812 года

Р. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

П. Проводить сравнение по заданным критериям;

К. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Умение соотносить

поступки и события с принятыми этическими принципами




20.​ 

Бородинское сражение. М. Кутузов.

Проект по теме

Р. Осознание учащимся того, что еще подлежит

усвоению;

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Умение соотносить

поступки и события с принятыми этическими принципами




21.​ 

Николай I и и декабристы.

Пушкин и декабристы

«Лицей в Царском Селе»

– рассказ

путешествие по залам музея

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры.

П. Строить логические умозаключения.

К. Формулировать собственное мнение

Оказание бескорыстной помощи




22.​ 

Николай I и и декабристы.

Пушкин и декабристы

«Лицей в Царском Селе»

– рассказ

путешествие по залам музея

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры.

П. Строить логические умозаключения.

К. Формулировать собственное мнение

Оказание бескорыстной помощи.




23.​ 

Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.

Россия второй половины

XIX века в литературе,

живописи и искусстве

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение соотносить

поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.




24.​ 

XX – XXI. История и современность

Конец Российской империи. Падение царской власти.

Сокровища России XIX века

Революция в литературе,

живописи, музыке.

Инсценировка песен

Гражданской войны

Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе




25.​ 

Октябрьская революция. Гражданская война.

Р. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

П. Проводить сравнение по заданным критериям;

К. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Принятие образца хорошего ученика.




26.​ 

Образование СССР.

Крейсер «Варяг».

Революция в литературе,

живописи, музыке.

Инсценировка песен

Гражданской войны

Р. Постановка учебной задачи;

П. Применение методов информационного

поиска;

К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.




27.​ 

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

Проект по теме.

Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к своей Родине.




28.​ 

Послевоенное восстановление хозяйства страны.

Школа в годы войны.

Письма с фронта.

Дети военной поры

Р. Осознание учащимся того, что еще подлежит

усвоению;

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Осознание своей этнической принадлежности.




29.​ 

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России.

Концерт презентация

«Космические дали»

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П. Построение логической цепи рассуждений;

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П. Построение логической цепи рассуждений;

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.




30.​ 

Новая Россия - Государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание).

Сочинение размышление

«Будущее нашей страны»

Р.Принимать учебную задачу. П Строить речевое высказывание..

К. Задавать вопросы

Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.




31.​ 

Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Сочинение размышление

Р. .Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Строить речевое высказывание.

К. . Формулировать собственное мнение

Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.




32.​ 

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Обсуждение темы

«Самое значительное событие

нашей истории».

Интеллектуальная игра

«Что я узнал»

Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение.

Проявление положительных качеств личности.




33.​ 

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.


Р.Выполнять учебные действия.

П. Строить речевое высказывание.

К. Формулировать собственное мнение

Умение соотносить

поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.




34.​ 

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П. Построение логической цепи рассуждений;

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

Умение соотносить

поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.






Тема: «Древняя Русь. Восточные славяне и их соседи.»

Цели:

• Сформировать представление о жизни древних славян;

• Развивать умение работать с картой;

• Развивать устную речь;

• развивать внимание, память, логическое мышление

• формировать интерес к предмету.

• воспитывать интерес к истории своего народа

Оборудование:

• набор иллюстраций

• опорные схемы

• кроссворд

• карточки с индивидуальными заданиями

• электронная презентация

• учебник

Ход занятия:

1. Орг. момент.

• Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

• Гимнастика для ума (точечный массаж), гимнастика для глаз.

1. Чтобы нам не уставать, нужно плюс нарисовать.

2. Ох, забот у нас немало: пройдём по красному овалу.

3. Зоркость чтоб развить немножко, пройдем по синей мы дорожке.

4. Мы на месте не стоим, по восьмёрке пробежим.

Актуализация знаний, сообщение темы.

Сегодня начинаем изучение истории нашего Отечества. Отправляемся в путешествие в далекие времена , V- VIII века, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях жили и чем занимались. Чтоб узнать к какому народу отправляемся, разгадайте кроссворд.

Упражнение на развитие логического мышления

На доску вывешивается опорная схема и рисунок.

Наглядность побуждает эмоционально воспринимать новую информацию.

1. Наука о прошлом.

2. Имя богини - покровительницы истории.

3. Большое животное, на которое охотились древние люди.

4. Отрезок времени в 100 лет.

5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

6. На берегах какой реки возникло Египетское государство.

7. Наука, которую называют «наукой лопаты».

3. Работа по теме.

Сегодня мы узнаем о жизни древних восточных славян.

Слайд 1 Слайд 2

По карте:

1,5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Ока жили восточные славяне. Жили славяне племенами. Племен было много (перечисление).

- Что объединяло эти племена? (язык, обычаи, занятия)

Позднее от древних славян произошли национальности : русские, белорусы, украинцы.

Слайд 3

- Рассмотрите картинку.

- Какое место выбирали славяне для постройки постройки селения?

Выбранное место было безопасным, возле естественного водоема, окруженное крутыми склонами, с глубокими оврагами

Постановка проблемных вопросов способствует развитию вербального мышления с водой. Вокруг поселений возводились земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол.

- Для чего?

Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам.

Заглянем в избушки.

Слад 4

Жилище

Избушки - невелики, до половины уходят в землю. Крыша из тонких жердей, а на ней толстый слой соломы, для прочности обмазывали сырой глиной. Внутри дома всегда прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывались досками или соломой. В углу сложенная из камня печь. Печь топилась по-черному. Дым выходил в оконца и дверь. В доме стол, 2-3 лавки, в углу охапки соломы, покрытые шкурами зверей - это постель. Глиняная посуда - горшки. Одежду носили из шерсти и льна.

Слайд 5

- Как вы думаете, чем занимались древние славяне?( ответы детей).

Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.

Скотоводство - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Собирательство- диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.

Бортничество - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Постановка проблемных вопросов способствует развитию вербального мышления бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).

Гончарное дело.

Строительство.

Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.

Хлеб называли «жито» - от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранилось много пословиц:

Слайд 6

• Хлеб – всему голова.

• Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать.

- Какие пословицы вы знаете?

Вера древних славян и праздники.

Работа с учебником (стр. 38 чтение по цепочке)

Слайд 7

- Во что верили древние славяне?

- Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленное).

- Какой главный бог? (слайд 8) (Перун)

- Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

- В каких фантастических существ верили славяне? (Слайд 9)

( русалок, домовых, водяных…)

- Что еще связано с почитанием природы? (праздники).

Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивались праздники (Иван Купала 23-24 июня) (Слайд 10).

Динамическая пауза направлена на снижение эмоционального напряжения и способствует повышению внимания и поддержанию интереса к предмету

Упражнение формирует навык самостоятельной отработки информации, развивает произвольное внимание, и зрительную память

Физминутка.

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели – все в полном порядке.

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько девочек у нас.

Столько сделаем хлопков

Сколько в комнате цветков.

Обобщение

Задания (индивидуальные карточки)

1.Обведи цветным карандашом территорию древних славян.

Соедини линиями (занятие с его продуктом)

рыболовство мед

скотоводство пшеница

земледелие корова

бортничество осетр

охота грибы

собирательство дерево

строительство медведь

Найди одно неверное утверждение (тестовое задание)

1.Большую роль в жизни славян играли дары леса —древесина, дичь, ягоды,

мёд диких пчёл.

2 .Селились славяне неподалёку от естественных водоёмов,

3. Славяне были хорошими земледельцами.

4. Мир природы казался славянам живым и одушевлённым.

5. Бога воды славяне представляли в виде человека с головой крокодила.

6. Основным строительным материалом у славян было дерево.

Итог занятия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению»

Автор: Бладурина Елена Петровна

Дата: 05.03.2023

Номер свидетельства: 627043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства