Организация образовательного этнокультурного процесса в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калинка»
Организация образовательного этнокультурного процесса в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калинка»
Автор описывает опыт организации образовательных событий,направленных на формирование этнокультурных компетенций у обучающихся творческого хореографического объединения "Калинка". Предлагаются эффективные методы организации мероприятий способствующих приобщению детей к национальным духовным ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация образовательного этнокультурного процесса в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калинка»»
Организация образовательного этнокультурного процесса в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калинка»: из опыта работы
Петровская Ираида Анатольевна,
концертмейстер Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования Дома детства и юношества «Факел», г. Томска
Аннотация: автор описывает опыт организации образовательных событий, направленных на формирование этнокультурных компетенций у обучающихся творческого объединения «Калинка». Автором предлагаются наиболее эффективные методы организации мероприятий способствующих приобщению детей к национальным духовным ценностям. Статья может быть полезна концертмейстерам и педагогам дополнительного образования.
Сегодня перед педагогической общественностью поставлена сложная задача воспитания у детей культуры межэтнического общения, при условии сохранения своеобразия и уникальности национальной культуры и этнической идентичности граждан Российской Федерации. Это нашло свое отражение в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г (утверждена приказом № 916 от 28 мая 2015г),
В настоящее время исследователями установлено, что сохранение национальной культуры осуществляется через трансляцию национальных традиций и базовых ценностей от поколения к поколению (В.А. Вакаеев, А.Н. Кохичко, С.С. Лазарян, Э.С. Маркарян, Ю.В. Филиппов и др.). Обеспечение трансляции социального опыта этноса подрастающему поколению определяются как способ этнокультурного воспитания.
Этнокультурное воспитание детей возможно осуществлять средствами народного танца и музыки, которые являются неотъемлемой частью фольклорного наследия, этнических корней и базовых национальных ценностей.
В условиях дополнительного образования существуют широкие возможности для решения данной педагогической проблемы. В нашем учреждении ведется серьезная работа по организации этнокультурного образования детей, реализуются ряд общеразвивающих общеобразовательных программ, в том числе и по народной хореографии.
На занятиях приобщение детей к народной культуре и традициям, проходит не только через народный танец (хороводные, плясовые, обрядово-календарные, шуточные и др.), но и знакомство с народными играми. Все занятия сопровождаются народной музыкой в исполнении концертмейстера.
В младшем возрасте дети любят играть, поэтому главным педагогическим приемом в нашей практике является игровые технологии. Правильно подобранные в процессе обучения танцы-игры вызывают интерес к занятию, мотивирует на выполнение заданий и изучение движений. Например: «Кот и мышки», «Лиса и зайцы», «Карусель», «Веселые матрешки», «Петушок».
С первого года обучения дети осваивают простейшие элементы народных танцев и на основе пройденного материала составляются этюды танцев. В процессе занятий дети приучаются к сотрудничеству. У детей развивается художественное воображение, творческие способности и формируется интерес к фольклору.
У детей постарше (6-7 лет) наблюдается усложнение программы: народный танец выделяется в самостоятельный предмет, где в первой части занятия идет освоение первоначальных движений экзерсиса у станка.
Комбинации, вначале исполняются лицом к палке в чистом виде, а затем боком. Воспитанники овладевают определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений.
В дальнейшем увеличивается и усложняется экзерсис у станка, с использованием народного материала, а также продолжается изучение танцевальной лексики народных танцев на середине. (Ковырялочка, моталочка, елочка, гармошка, веревочка, молоточки, маятник и т. д.)
Таким образом, занятия способствуют развитию музыкальных способностей: слуха и ритма. А так же, формируют у детей положительное отношение к народной культуре.
Обучающиеся получают представление об основных средствах выразительности родного музыкально-поэтического, музыкально-пластического языка. В центре внимания ритм и ритмопластика, особенности традиционной исполнительской, русской культуры плясовых, хороводных танцев с несложным инструментальным сопровождением.
Подобранный материал соответствует возрастным особенностям детей и тем самым способствует легкому усвоению материала, вызывая чувство радости и желания узнать всё больше о своей Земле, о своём народе.
В процессе обучения, дети, так же, знакомятся с особенностями русского национального костюма и быта.
Не случайно при выборе танцевального репертуара, дети отдают предпочтение сценическому народному танцу. Такие танцы разучиваются легко, так как это происходит осознанно.
На основании анализа педагогической деятельностив области этнокультурного воспитания детей средствами народного танца и музыки мы пришли к пониманию необходимости обобщения опыта и его трансляции как способа рефлексии и поиска новых подходов в нашей педагогической практике.
Список литературы
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение. 1988.
Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.:Нев. диалект. 1998.
Калинина, Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. – СПб. 2002.