Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию учащихся младших классов»
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию учащихся младших классов
2.1. Констатирующий эксперимент
С целью выявления общего уровня нравственной воспитанности младших школьников был проведен констатирующий эксперимент во втором классе «А» МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска.
В эксперименте приняли участие 24 ученика.
Констатирующий эксперимент ставил перед собой решение следующих задач:
Изучение уровня нравственной воспитанности детей.
Проанализировать отношение учащихся к некоторым жизненным ценностям.
Исходя из полученных результатов, выявить общий уровень нравственной воспитанности учащихся.
Для выявления уровня нравственной воспитанности учащихся, диагностики их отношения к жизненным ценностям использовалась анкета «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (Приложение 1). Учащимся предлагалось представить себя в сказочной ситуации, когда у них есть волшебная палочка, исполняющая желания. Из предложенных десяти утверждений-желаний учащимся предлагалось выбрать только пять. Среди утверждений, предлагаемых учащимся, присутствовали как отрицательные, свидетельствующие о недостаточной нравственной воспитанности учащегося, так и положительные, указывающие на высокий уровень нравственной воспитанности. Ответы учащихся оценивались, исходя из присутствия в их ответах положительных: пять положительных ответов - высокий уровень; 4- выше среднего; 3 - средний уровень; 2 - ниже среднего уровня; 0-1 - низкий уровень.
После проведения анкетирования проводилась обработка ответов учащихся, которые затем были занесены в таблицу 1.
2 А класса МОУ СОШ № 38г. Ульяновска (начало эксперимента)
Уровни
Фамилии
Количество положительных ответов
Уровень
1.Алимова Эльвина
3
С
2.Антонычев Алексей
2
НС
3.Безруков Владимир
2
НС
4.Богоявленский Александр
1
Н
5.Боровинская Оксана
3
С
6.Бурков Роман
2
НС
7.Горшков Андрей
3
С
8.Дейман Саша
2
НС
9.Зевеке Владимир
1
Н
10.Казакова мария
4
ВС
11.Коновалова Олина
2
НС
12.Коломец Костя
3
С
13.Кузьмин Стас
2
НС
14.Ленкова Яна
1
Н
15.Мижаков Михаил
2
НС
16.Нагорнов Данила
3
С
17.Постнов Дима
1
Н
18.Правдин Игнат
2
НС
19.Разутдинов Рамис
2
НС
20.Рябов Иван
3
С
21.Сукиасен Павел
4
ВС
22.Титорук Андрей
2
НС
23.Шикунов Илья
3
С
24.Юнусов Амир
3
С
На основе проведенного анкетирования нам пришлось сделать вывод о том, что ни один ученик в классе не обладает высоким уровнем сформированности нравственных ценностей. Средний уровень отмечается у 8 учеников, что составляет 33,3% учащихся класса, у 2-х учащихся выявлен уровень выше среднего (8,3%). Также у 10 учащихся наблюдается уровень сформированности нравственных ценностей ниже среднего (41,6%) и у 4 учащихся диагностируется низкий уровень сформированности нравственных ценностей - 16,6%. Данные диагностики наглядно представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Оценивая качество данных ответов, можно отметить, что среди выбранных отрицательных утверждений учащиеся чаще всего выбирали желания материального характера, такие как: иметь самый современный компьютер; иметь много денег. Среди положительных суждений чаще всего встречались: быть человеком, которого любят; иметь верного друга; мне важно здоровье родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом уровень нравственной воспитанности учащихся, выявленной по данной методике можно оценивать как ниже среднего. Это свидетельствует о том, что существует перспектива для проведения воспитательной работы в классе.
2.2. Контрольный эксперимент
После проведения занятий мною было проведено повторное анкетирование учащихся с целью диагностики изменений, происшедших в уровне нравственной воспитанности учеников. Данные анкетирования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни сформированности нравственной воспитанности учащихся 2 б класса МБОУ СОШ № 117 г. Уфа (окончание эксперимента)
Уровни
Фамилии
Количество положительных ответов
Уровень
1.Алимова Эльвина
5
В
2.Антонычев Алексей
3
С
3.Безруков Владимир
3
С
4.Богоявленский Александр
2
НС
5.Боровинская Оксана
3
С
6.Бурков Роман
2
НС
7.Горшков Андрей
4
ВС
8.Дейман Саша
4
ВС
9.Зевеке Владимир
2
НС
10.Казакова мария
5
В
11.Коновалова Олина
4
ВС
12.Коломец Костя
3
С
13.Кузьмин Стас
3
С
14.Ленкова Яна
3
С
15.Мижаков Михаил
2
НС
16.Нагорнов Данила
5
В
17.Постнов Дима
4
ВС
18.Правдин Игнат
3
С
19.Разутдинов Рамис
2
НС
20.Рябов Иван
4
ВС
21.Сукиасен Павел
4
ВС
22.Титорук Андрей
3
С
23.Шикунов Илья
3
С
24.Юнусов Амир
5
В
На основе повторного анкетировании мы сделали вывод о том, что уровень нравственной воспитанности учащихся повысился. Четыре учащихся имеют высокий уровень сформированности нравственных ценностей (16,6%). Средний уровень отмечается у 9 учеников, что составляет 37,5% учащихся класса, у 6 учеников отмечен уровень выше среднего, что составляет 25%. Также у 5 учащихся наблюдается уровень сформированности нравственных ценностей ниже среднего (20,9%). Низкий уровень при диагностике выявлен не был. Данные диагностики наглядно представлены в виде диаграммы 3.
Диаграмма 3
В таблице 5 представим динамику сформированности нравственной воспитанности по результатам констатирующего и контрольного эксперимента.
На основе данных таблицы 5 можно сделать вывод, что результатом эксперимента явилась положительная динамика уровня сформированности нравственной воспитанности учащихся 2Б класса МБОУ СОШ № 117 г. Уфа. В диаграмме 4 представлены данные, отражающие констатирующий и контрольный уровни развития нравственной воспитанности.
Диаграмма 4
Динамика развития нравственной воспитанности учащихся 2а класса МБОУ СОШ № 117 г. Уфа
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что усиление нравственного аспекта воспитания на уроках, реализованное путем использования занятий, направленных на знакомство учащихся с основными этическими категориями, формирование нравственных представлений и понятий, умения принимать осознанное нравственное решение приводит к повышению уровня нравственной воспитанности младших школьников.
В целом можно констатировать положительную динамику уровня сформированности нравственной воспитанности учащихся 2б класса МБОУ СОШ № 117 г. Уфа.