Опыт работы педагога-психолога по теме "Преемственность в работе педагогов-психологов дошкольной и школьной ступеней ОО"
Опыт работы педагога-психолога по теме "Преемственность в работе педагогов-психологов дошкольной и школьной ступеней ОО"
Опыт работы педагога-психолога школы по обеспечению преемственности между школой и ДОУ по психологическому сопровождению всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы педагога-психолога по теме "Преемственность в работе педагогов-психологов дошкольной и школьной ступеней ОО"»
Преемственность в работе педагогов-психологов дошкольной и школьной ступеней образования
Краснова С.В., педагог-психолог
МАОУ СОШ № 4
Проблема преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе развития системы образования.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами учитель (воспитатель) обязан обеспечить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.
ФГОС предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
Поэтому, целью работы педагога-психолога ДОУ и школы является методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития воспитанников (обучающихся) в соответствии с требованиями ФГОС.
Для достижения поставленных целей ежегодно заключается договор о сотрудничестве школы с дошкольными образовательными учреждениями (МАДОУ №№ 12, 24), разрабатывается План совместной работы по осуществлению преемственности.
Рассматривая преемственность в работе педагогов-психологов ДОУ и школы, мне бы хотелось отметить общую работу всех участников образовательного процесса, т.к. именно взаимодействие всех этих структур и позволяет видеть системный подход в данном вопросе. В связи с этим, совместная работа строится на трех уровнях:
- дети,
- родители воспитанников,
- педагоги ОО и ДОУ.
Основными направлениями работы по обеспечению преемственности ДОУ и школы являются:
Организация занятий по подготовке детей к школе на базе МАОУ СОШ № 4.
Проведение родительских собраний по темам «Подготовка детей к школе», «Ваш ребенок – первоклассник».
Оформление стенда «Для Вас, родители будущих первоклассников».
Проведение консультаций по вопросам психологической подготовки ребенка к школе.
Организация совместных совещаний, педсоветов, семинаров учителей начальных классов и воспитателей ДОУ, с участием педагогов-психологов для обмена опытом работы по обучению и воспитанию детей.
Проведение психолого-педагогического консилиума по формированию будущих 1-х классов и по итогам адаптации первоклассников.
Взаимодействие ДОУ и школы по вопросам профилактической работы с неблагополучными семьями.
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
Одной из проблем является выбор программы для обучения ребенка. Ежегодно осуществляется набор 1-классников для обучения в школе по нескольким образовательным программам, соответственно, определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка («зону его ближайшего развития»), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором программы и предотвратить возможные негативные последствия в дальнейшем.
Принимая детей в школу, важно учитывать уровень психологического развития ребёнка. Под психологической готовностью понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов это развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это является важной задачей, которая стоит перед педагогами ДОУ и школы, психологом и родителями.
А это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе. Ребёнок становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на всё дальнейшее развитие ребёнка.
Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но, в то же время, дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы. Большое внимание уделяется диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Поэтому и необходима и совместная работа педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога школы.
Так же нельзя не сказать и о проблеме использования игровой деятельности при переходе детей в школу, т.к. резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Педагогам-психологам школы хотелось бы иметь пакет исчерпывающей информации о результатах диагностики по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Результаты педагогической и психологической диагностики детей подготовительной группы обсуждаются на заседании ПМПк по выпуску и приему детей в 1 класс. А психологам данная информация необходима для того, чтобы продолжить линию развития ребёнка, пришедшего в первый класс.
Взаимная работа педагогов-психологов ДОУ и школы, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом ДОУ, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества усвоения образовательной программы детского сада и школы.