Описание системы работы учителя начальных классов Блуарт Л.Г.
Описание системы работы учителя начальных классов Блуарт Л.Г.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников. для этого я использую современные образовательные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание системы работы учителя начальных классов Блуарт Л.Г.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Пестровка
Камешкирского района Пензенской области
Описание системы работы учителя начальных классов
Блуарт Л.Г.
Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете. В. О. Ключевский
Эти слова являются моим жизненным кредо на протяжении многих лет.
Быть первым учителем — очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём — и он в будущем найдёт свой путь в жизни.
Вся моя педагогическая деятельность направлена на раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся.
Я работаю учителем начальных классов 31 год. За время работы в школе мною накоплен богатый опыт, направленный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями, развитие личности каждого ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
Именно эти цели и задачи являются основополагающими для концепции дидактической системы УМК« Школа 21 века», по которой я работаю.
Считаю, что в современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому развиваю у детей потребность и способность к самообразованию, формирую стремление к познанию.
Современное образование, ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками.
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и развиваться.Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий. На протяжении нескольких лет для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии:
Проблемное обучение.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем - то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. (Проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения, закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст). На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию,которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения. Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем, воспитывает терпение, настойчивость, целеустремленность, толерантность, создает ситуацию успеха
Творческое развитие.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы; дискуссии; игры; состязания; походы и экскурсии; конкурсы; турниры; собеседования; олимпиады; наблюдения; творческий труд; поисковые эксперименты; индивидуальные занятия; художественно - эстетическая деятельность и т. д. Проводимая работа развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах.
Побудить учащихся к активизации мыслительной деятельности, к творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные формы организации урока: урок - сказка, урок - КВН, урок - путешествие, интегрированный урок, урок - экскурсия, урок - проект.
В своей работе использую инновационные приёмы: «Инсерт» - способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала
«Корзина идей» - этот ресурс используется при организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока
"Тонкие и толстые вопросы" - этот приём может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Синквейн» - можно использовать как в начале урока (на стадии «Вызов» с целью актуализации знаний), так и в конце урока - на этапе рефлексии. Работа по составлению синквейна дает возможность совершенствовать творческие способности обучающихся, развивать умения анализировать, делать выводы и подводить итоги.
Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Технология уровневой дифференциации.
Любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Наиболее значимыми принципами, применяемыми мною в работе являются следующие:
1.Использование субъективного опыта обучающегося, способствующего пониманию и усвоению нового знания;
2.Вариативность заданий, предоставление ребёнку свободы выбора при их выполнении, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
3.Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества;
4.Формирование мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Реализация этих принципов позволяет обучающимся преодолевать пассивную позицию в учебном процессе и активно участвовать в добывании знаний.
Способы дифференциации на уроках:
1.Дифференциация по объему учебного материала. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным даётся больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное).
2. Дифференциация по уровню трудности.
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: образец оформления ответа; памятки, планы; карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы; наглядные опоры, иллюстрации, начало или частичное выполнение задания.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Мной востребована технология работы в группах и парах. Работая в группе сверстников, ребёнок имеет возможность более свободно выражать свои мысли.
Работа в парах - переходный этап к проведению групповой работы. Она ставит ребёнка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Групповая форма работы создаёт условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;
дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование;
дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в процесс обучения.
В своей работе использую такие групповые технологии как: как групповой опрос, смотр знаний, нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок - конференция, урок - суд, урок - путешествие и т. д.)
Проектная и исследовательская деятельность.
Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с обязательной презентацией этих результатов. Исследовательская и проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д. Совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие требованиям нового ФГОС.
Информационно - коммуникационные технологии.
Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. По моим наблюдениям повышается продуктивность урока на 10 - 15%. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.
Использую компьютер в своей работе постоянно, что способствует раскрытию творческих способностей учащихся, активизации их деятельности на уроках. Применяю на своих уроках электронные и музыкальные физминутки, презентации и видеофрагменты, тестовые задания, которые нахожу в Интернете или создаю сама.
Добиваться заинтересованности и понимания изучаемого материала, мне помогает использование разнообразной наглядности. Я считаю, что использование наглядности является одним из важнейших моментов в обучении младших школьников. Она способствует глубокому осмыслению и пониманию учебного материала, поэтом , практически, на каждом уроке я использую наглядность.
Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс, строю с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, но в силу того, что наполняемость класса малая, использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Здоровьесберегающие технологии - применяются с целью помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей.
Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями и животными. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Работа с одарёнными детьми. В зависимости от способностей детей каждому ребёнку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.
С первого года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика, и стимулируют познавательную активность.
Много внимания уделяю внеурочной деятельности. Дети моего класса являются активными участниками разнообразных походов, экскурсий, спортивных праздников.
По моему мнению, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в старших классах. За период работы в школе в качестве классного руководителя выпустила несколько выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 2 и 4 классов.
Работа с родителями
Здоровье детей – одна из главных проблем не только школы, но и семьи. Поэтому проблему здоровья наших детей надо решать сообща. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Вместе с родителями мы обсуждаем следующие темы:
- «Режим дня школьника»;
- «Здоровье надо беречь с детства»;
- «Физическое воспитание в семье – залог здоровья ребенка»;
- «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»;
- «Как организовать отдых ребенка в каникулы».
Родители активно принимают участие в жизни класса, помогают в проведении различных мероприятий, я могу в любой момент обратиться к ним за помощью.
Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах, семинарах, открытых уроках.
Я, убеждена, что основная цель учителя – сделать своих учеников успешными, а, значит, ввести их в мир здоровыми людьми. Ведь каждый ребенок рожден не только для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым.
Результат моей работы в успехах моих учеников, и это подталкивает меня к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Ведь «только тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить её к лучшему». Мои воспитанники из малышей первоклашек, робких и застенчивых, шумных и неорганизованных, становятся достаточно уверенными в себе, умеющими сами задумать, организовать и провести то или иное дело.