Одаренность в художественно-эстетической деятельности младших школьников
Одаренность в художественно-эстетической деятельности младших школьников
Данный материал можно использовать учителям начальных классов, воспитателям ДОУ для планирования внеурочной деятельности, мероприятий по художественно-эстетической направленности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Одаренность в художественно-эстетической деятельности младших школьников»
Одаренность в художественно-эстетической деятельности младших
школьников
В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности детей.
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость - многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке».
Одаренность - есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем мире, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке, поделке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда. Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей таких детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Специфика занятий с продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя и имеют общие особенности, присущие одарённым детям:
• В творчестве выражают свои чувства или настроение.
• В работах отражают все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображении чего-то вполне удавшегося.
• Серьезно относятся к произведениям искусства, становятся вдумчивыми и очень серьезными, когда их внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
• Когда имеют свободное время, охотно занимаются творчеством (лепят, рисуют, чертят), комбинируют материалы и краски.
• Стремятся создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
• Не робеют высказать собственное мнение о произведениях искусства, причем могут даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Разнообразие предложенных общеобразовательных программ художественной направленности дает каждому ребенку возможность заниматься и добиваться успехов в индивидуально выбранном направлении.
Каждый ребенок уникален по-своему. Поэтому занятия должны учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого в отдельности.
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
·Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития художественных способностей.
· Использовать в работе нетрадиционные материалы и техники.
· Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
· Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
Можно выделить три формы организации обучения - групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка. Организуя художественно-эстетическую деятельность, педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников, а так же особенности их эстетического отношения к миру. Младшим школьникам свойственна целостность восприятия художественного образа, они не отделяют форму от содержания. У них ярко проявляется способность к сопереживанию, сочувствию, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира. Их воображение отличается яркостью, непосредственностью, выразительностью. Личный жизненный и эстетический опыт ребенка невелик, поэтому фантазия его ограничена, но в отличие от взрослого, она не скована общепринятыми рамками. Для ребенка более важен сам процесс творчества, чем его результат.
Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ.
В этом плане интересен прием целенаправленной демонстрации слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается детьми лучше, чем маленькие персональные образцы-заготовки. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна. Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления становятся ярче.
Художественно-эстетическая деятельность младших школьников может быть организована по следующим направлениям:
– организация практических занятий каким-либо видом искусства;
– общение с произведениями искусства;
– созерцание красоты природы;
– эстетическая оценка человеческих отношений;
– чтение художественной литературы
Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя. И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать - не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.
Главным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Итогом моей работы с детьми является позитивная динамика творческих достижений детей в городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах и выставках детского творчества, организация выставок работ учащихся в классе, успешная реализация внеурочной деятельности «Волшебный сундучок».
Количество детей, принявших участие в творческих конкурсах (за последние 5 лет) – 95 человек. Победителей – 85 человек, призеров – 10 человек («Дорога глазами детей», «Мир вокруг нас. Птицы», «Звуки и буквы», «Великие люди в истории государства», «Россия. Вооруженные силы», «Школа безопасности», «Части речи», «Математика вокруг нас», «Россия. Природные богатства», «В мире сказок», «Человек и космос», «Великая Отечественная война», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Антоновские яблоки», «Планета моей мечты» к Году экологии, «Эта Великая победа – 9 мая 1945 года!» …)
Количество детей, принявших участие в олимпиадах – 73 человека. Победителей – 65 человек, призеров – 8 человек ( «Математический эрудит», «Математика – царица наук», «Литературная азбука», «Читаем и размышляем», «В мире книг» , «Мир живой природы», «В царстве природы», «Пишем правильно», «Правописание», «Я знаю русский язык», «Пишем без ошибок», «Удивительный мир русского языка», «Помним и гордимся»,«Никто не забыт, ничто не забыто» и т.д.)