Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду обучающихся с нарушением слуха
Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду обучающихся с нарушением слуха
Самообслуживание - первоначальная ступень трудового воспитания. Простейшие навыки самообслуживания. дети приобретают еще в дошкольном возрасте. В коррекционных школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. Самообслуживание в коррекционных школах-интернатах вводится с первого года обучения и состоит из следующих видов бытового труда- соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (I— II кл.), дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой (III—IV кл.). К дежурствам в столовой в школе для неслышащих и слабослышащих детей привлекаются главным образом обучающихся VI-XI кл., при этом обязательно учитывается состояние остаточного слуха. Формируется речь, расширяется и закрепляется словарь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду обучающихся с нарушением слуха»
Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду обучающихся с нарушением слуха
Самообслуживание - первоначальная ступень трудового воспитания. Простейшие навыки самообслуживания. дети приобретают еще в дошкольном возрасте. В коррекционных школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. Самообслуживание в коррекционных школах-интернатах вводится с первого года обучения и состоит из следующих видов бытового труда- соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (I— II кл.), дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой (III—IV кл.). К дежурствам в столовой в школе для неслышащих и слабослышащих детей привлекаются главным образом обучающихся VI-XI кл., при этом обязательно учитывается состояние остаточного слуха. Формируется речь, расширяется и закрепляется словарь.
Ребенка нужно научить, не только правильно выполнять все действия, связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию. Привычка может возникнуть только в том случае, когда от ребенка изо дня в день требуют выполнения определенных действий (напр., уборка постели, сервировка стола, мытье рук и т. п.). К труду по самообслуживанию. в одинаковой степени следует приучать девочек и мальчиков. Умение обслуживать себя (стирать, гладить, шить и т. д.) необходимо тем и другим.
В современной школе самообслуживание получило широкое развитие. Его рассматривается как важное средство воспитания детей и молодежи в условиях повседневной жизни.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много-' различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Задача педагогов - помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность.
I. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:
- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);
- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника'-
а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;
б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.
- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.
Отзывчивый, умный, высокообразованный исследователь и сурдопедагог БД.Корсунская в своих работах и советах по воспитанию глухих дошкольников большое внимание уделяла воспитанию этих детей в семье. Она отмечала, что если ребенок не слышит, родители, страдая от горя, обрушившегося на семью, всеми силами стараются скрасить детство малыша, сделать его жизнь безмятежной и радостной, пока это в их силах. Конечно, это делается для ребенка, но не только. Это помогает и родителям переносить невзгоды. Оберегая свое дитя от трудностей, освобождая от обязанностей и ответственности, ничего не требуя и во всем потакая, родители должны понимать, что детство проходит, дети вступят в мир, в котором они должны будут работать, любить, создавать семью, растить детей, общаться с множеством людей. Как сложится их жизнь в этом мире, во многом зависит от личных качеств, но личность формируется сейчас, в семье, в детском учреждении. Глухой человек может и должен стать воспитанным, добрым и честным!
Б. Д. Корсунская писала это для родителей ребенка с нарушением слуха, но эти же слова, методики обучения могут и должны быть использованы и родителями, и педагогами при обучении детей с другими видами отклоняющегося развития.
На начальных этапах воспитания и обучения ребенка со сложной структурой нарушения первоочередной задачей является формирование у него навыков самообслуживания, таких, как умение пользоваться туалетом, формирование умения самостоятельно принимать пишу, без помощи взрослых одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. И родители должны это понять! Это — фундамент для построения системы педагогического воспитания и дальнейшего обучения каждого ребенка.
Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в отечественных научно-методических и лечебных центрах, предполагают в первую очередь обучение ребенка жизненно важным навыкам самообслуживания. Этим занимаются родители или сотрудники специализированных детских учреждений. Этот процесс неотделим от общения, воспитания и обучения. Однако достаточно часто и родители, и даже воспитатели в детских учреждениях не ставят перед собой задачу освоения именно этих навыков, тормозя тем самым, не только интеллектуальное развитие ребенка, но и процесс его адаптации и реабилитации в дальнейшем.