- Мы подтвердили актуальность проблемы нашего интерактива. Рассмотрим определение «Ябедничество». - В словаре Даля встречается «ябедничать и ябедить» в смысле «клеветать, чернить, возводить напраслину – промышлять ябедой по судам». «Ябеда – это клевета», – говорит словарь Ушакова. «Ябеда – вчинание заведомо неправильных исков», – говорит словарь Брогауза и Ефрона. - В начальных классах ябедничество является нормальным явлением, говорящим об освоении детьми правил поведения, их социализации. Нарушение правил вызывает возмущение ребенка, и он прибегает к учителю или родителям как источникам норм за помощью. - Подумайте какие же причины ябедничества? - Правильно, давайте же рассмотрим основные причины. Основные причины: Не знание, как решить проблему. Подчас ребенок обращается к взрослым, потому что не знает, как правильно поступить и ищет совета. Низкая самооценка ребенка. Ябедничество в этом случае может быть способом самоутверждения за чужой счет, так может быть спровоцировано авторитаризмом в семье, неадекватным воспитанием. Помощь взрослым. Ребенок может сообщать о действиях своих одноклассников или братьев и сестер, чтобы помочь взрослым воспитать их. Власть. Ребенок, зная о проступке другого, может угрожать ему и шантажировать: «Если ты не отдашь мне игрушку, я расскажу папе, какое слово ты сегодня сказал». Что на самом деле скрывается за детскими жалобами? Беспомощность. Если его или кого-то обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело — ребенок идет за советом, помощью, защитой к взрослому. Предупреждение. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Месть. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе. Самоутверждение. Таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Обида, зависть. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рождаются спонтанно, они ситуативные. В общем-то, и в этом случае ребенок стремится к справедливости. Решение ситуаций: -У вас на столах лежат ситуации. Возьмите их. Внимательно просмотрите. Какое же ябедничество проявляется в этих ситуациях? Примеры: 1. Ребенок сообщил вам, что Паша собирается выйти на дорогу смотреть на машины. 2. Рассказывает о том, что Вика весь день отбирала у него игрушки или, что Витя дергал Лену за косички. 3. Подходит к вам и повествуют, что младшая сестра сломала копилку. Составление диалога: - Как бы вы поступили, если ребенок пришел к вам ябедничать? - Давайте попробуем составить диалог для решения этой ситуации. - Ситуация: Хочешь, расскажу, что делает Боря? Он взбирается на шкаф, чтобы взять чашку. - У вас на столах лежат листочки, в которых вы можете записать диалог. - Первым шагом вам нужно понять причину. - Вот пример возможной беседы. Дочь: Мама, хочешь, расскажу, что делает Костя? Мама: Ты хочешь рассказать о Косте что-то хорошее? Или он делает что-то опасное, и ему нужно помочь? Дочь: Ну, Костя может поранить руки. Мама: Насколько серьезная опасность? Ему действительно нужно помочь? Дочь: Костя уронил тарелку и может пораниться об стекло. Мама: Действительно, это опасно. Ты подумала, что ты можешь сделать сама, чтобы ему помочь? Дочь: Я могу сказать ему что опасно убирать стекло и нужно попросить помощь родителей! Мама: Отлично. Какая же ты внимательная и заботливая! Ты уже умеешь справляться с трудными ситуациями сама. Метод: «Мозговой штурм». Мероприятия: - Предлагаю вам наметить ряд мероприятий, способствующих закреплению нашей темы и решении такой проблемы, как ябедничество. Впишите 3 мероприятия. - Я бы хотела вам предложить такие мероприятия, как: 1. Беседа с психологом на тему: «Как устранить ябедничество». 2. Система игр с детьми и родителями на сплочение коллектива. 3. Просмотр детского короткометражного фильма "Ябеда" вместе с родителями и детьми. - С помощью ситуаций и плана мероприятий мы смогли найти пути решения такой проблемы как ябедничество. |