kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию "Зауралье- частица России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию. Расчитана на 2 года обучения. Способствует расширению кругозора и привитию любви к малой родине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию "Зауралье- частица России"»



Образовательная программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Зауралье – частица России»

для учащихся 2,4 классов

Срок реализации программы: 2 года



Авторы программы:

Андреева Л.Л., МКОУ «Введенская СОШ №1»,Кетовский район, учитель начальных классов, I квалификационная категория

Алексеева Е.С., МКОУ «Введенская СОШ №1», Кетовский район, учитель

начальных классов, I квалификационная категория



































Пояснительная записка


«Если человек равнодушен к старым улицам – то у него нет любви к своему городу.

Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла. Поэтому надо время, чтобы приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем».

Академик Д.С. Лихачев.



Актуальность

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В современном обществе идет тенденция к обесцениванию значимости нравственности, утраты традиций, духовности, гражданственности. В средствах массовой информации ведется пропаганда насилия, жестокости, разрушаются моральные устои. Маленькую толику в решении этой проблемы может внести программа духовно-нравственного воспитания «Зауралье – частица России» через внеурочную деятельность.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Понятие ПАТРИОТИЗМ предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранить ее характер и культурные особенности, отношение не только к себе самому, но и к своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.

Новизна программы: данная программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом планируется использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.


Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.


Задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

  • прививать чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, Курганской области – Герба, Флага, Гимна;

  • развивать мотивацию личности младшего школьника к познанию истории и культуры родного края;

  • формировать познавательный интерес через знакомство с историей своей семьи, её традициями;

  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, её истории, традициям через совместную деятельность с родителями и социумом;


Особенности организации

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ. Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.


Формы организации деятельности

Форма организации работы по программе в основном коллективная, а так же используется групповая и индивидуальная.



2 класс 4 класс

Экскурсия Познавательная беседа

Игра Проектная задача

Проектная задача Экскурсия

Беседа Рекламная акция

Литературная гостиная Викторина

Посиделки Спектакль

Праздник КТД

Библиотечный урок Письмо

Гостиная Конференция

Презентация Дискуссия

Виртуальная экскурсия Просмотр видеофильмов

Концерт Праздник

Встреча Вернисаж

Рисунки на асфальте Выезд на природу

Выставка рисунков Занятие-игра

Смотр строя и песни

«Музей в чемодане»

Акция

Спортивная эстафета

Просмотр мультфильма

Читательская конференция


Отличительные особенности программы

Данная программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, на формирование общей культуры учащихся, на их интеллектуальное и творческое развитие, создание условий для его самопознания и самовоспитания, на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При этом планируется использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно - исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.


Особенности возрастной группы обучающихся

Предлагаемый материал преподносится с учётом возрастных особенностей младших школьников 8-11 лет в доступной форме. Материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств, в лёгкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных бесед, решения проблемных ситуаций.


Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг достижения планируемых результатов программы, который проводится 1 раз во 2, 4 классах (апрель).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Формы и средства контроля:

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  • Мониторинг результативности внеурочной деятельности;

  • Творческие работы;

  • Портфолио.





Общая характеристика программы

Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле.

Работа по программе способствует духовному совершенствованию всех участников образовательного процесса, воспитанию у них благородных стремлений к добродетелям и желание быть полезными людям. Ведь для каждого большая Родина начинается с малой родины, от любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России. Чувство патриотизма становится глубже, когда дети больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа.

Программа 2 класса состоит из двух разделов.

Первый раздел «Край, где начинается Родина» знакомит обучающихся с Зауральем как частице России, знакомит с историей малой Родины, с ее достопримечательностями.

Второй раздел «Гордость Зауральской земли» знакомит с семейными традициями и ценностями обучающихся, со знаменитыми людьми малой Родины, с участниками разных войн.

Программа 4 класса состоит из двух разделов.

Первый раздел «Край, где начинается Россия» расширяет представления обучающихся о Зауралье как частице России, продолжает знакомить с историей Кургана, с его достопримечательностями, знакомит их с разными предприятиями Зауралья, товары которых пользуются спросом и в других регионах России.

Второй раздел «Гордость Зауральской земли» более подробно познакомит обучающихся со знаменитыми людьми Зауралья.



Описание места программы

Внеурочная деятельность по курсу «Моё Зауралье – частица России» рассчитана на занятия во 2, 4 классах. Всего отводится на программу 132 часов. Во 2 классе – 70 часов, из них 36 внеаудиторных занятия; в 4 классе – 62 часа, из них 36 внеаудиторных занятия. Занятия проводятся группами и блоками.





Описание ценностных ориентиров содержания


Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой Родины, служение Отечеству;

  • любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

  • уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;

  • родная земля, заповедная природа.





Планируемые результаты реализации программы

2 класс


Личностные


У ученика будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Ученик получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • моральному сознанию на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства

Ученик получит возможность научиться:


Метапредметные

Регулятивные

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и детьми;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • оценивать правильность выполнения задачи и адекватно воспринимать оценку, вносить необходимые коррективы с учетом характера допущенных ошибок;

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять инициативу в сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действий;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Познавательные

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации совместно с учителем для выполнения заданий с использованием литературы;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выделять существенную информацию из разных источников;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Ученик получит возможность научиться:

  • получит возможность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и интернета;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные

Ученик научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать различные мнения и стремиться к координации в сотрудничестве;

  • формировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве собственную позицию от позиций других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.







Воспитательные

I уровень

Получение знаний:

  • о родном крае, о его традициях и культурном достоянии;

  • о значимых страницах истории родного края и страны;

  • о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • о моральных нормах и правилах поведения;

  • об этических нормах взаимодействия в семье, между поколениями;

  • о традициях своей семьи, образовательного учреждения, бережном отношении к ним;

II уровень

Развитие ценностных отношений школьника:

  • к своему отечеству;

  • к его истории и культуре;

  • к государственной символике, символике родного края;

  • к героическим страницам прошлого;

  • к старшему поколению;

  • к миру, сотрудничеству, человеку, к человеческой дружбе вообще;

Планируемые результаты

4 класс



Личностные:

Обучающийся научится:

  • чувству сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю,

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

компетентности в реализации основ гражданской

идентичности в поступках и деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа

решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные

задачи;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале;

самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.

Познавательные:

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

• строить речевое высказывание в устной и письменной

форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в материале;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве, отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее

с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематическое планирование

2 класс

Тема занятия

Кол-во

Аудит.

Внеаудит.

Характеристика основных видов деятельности

1.

Введение.

Игра «Поле чудес»

1

1

-

Слушать, понимать и выполнять инструкции и задания учителя; осмысливать необходимость бережного отношения к материальному пространству

  1. Раздел: «Край, где начинается Родина» 24 ч.

1.

Символика России, Зауралья, малой Родины

1

1

-

Сравнивать, различать и описывать герб, флаг России, Зауралья, малой Родины; рассказывать о малой Родине, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

2.

Проектная задача «Достопримечательности малой Родины».

Рассматривание и оформление газеты

5

3

2

Находить в семейном архиве соответствующий материал, интервьюировать членов семьи о достопримечательностях своей Родины; классифицировать готовые фотографии, оценивать результаты собственного труда

3.

Экскурсия в музей.

Легенда об основании родного края

2

-

2

Рассматривать экспонаты музея, извлекать информацию из услышанного и увиденного; оценивать результаты своих достижений на экскурсии

4.

Игра – путешествие по станциям «Мой край – мой дом родной»

1

-

1

Понимать задачу и стремиться её выполнить; работать в парах, группах, оценивать свои достижения

5.

Литературная гостиная «Край, где начинается Родина…»

3

2

1

Читать и обсуждать прочитанное произведение, пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подборе произведений; оценивать вои достижения и достижения одноклассников

6.

«Веселье и труд рядом живут». Посиделки для детей, родителей, бабушек и дедушек

4

3

1

Обсуждать связь разных поколений людей в жизни; выступать с подготовленными художественными номерами самодеятельности, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения

7.

Традиции и обычаи нашего края. Народные праздники: Рождество, Масленица, Пасха

7

3

4

Понимать задачу и стремиться её выполнить; Работать в парах, группах, оценивать свои достижения


Итого по разделу:

24

13

11


  1. Раздел: «Гордость Зауральской земли» 46 ч.

1.

Библиотечный урок «Моя семья». Выставка рисунков

2

1

1

Понимать задачу и стремиться её выполнить. Рассказывать о своём доме, семье. Использовать в изобразительной деятельности различные техники. Оценивать свои достижения и своих товарищей

2.

Гостиная «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

3

2

1

Понимать и принимать задачу, стремиться её выполнить; представлять своё творчество; работать со взрослыми( сотрудничество в паре)

3.

Просмотр презентации о знаменитых людях. Беседа

1

-

1

Понимать задачу и стремиться её выполнить; обсуждать и рассказывать по личным впечатлениям о знаменитых людях; формулировать выводы и оценивать достижения

4.

Экскурсия к Доске Почёта

3

1

2

Рассматривать портреты людей, обсуждать, рассказывать о труде людей; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни, интервьюировать респондентов об особенностях их к профессий. Оценивать свои достижения

5.

«Учителями славится наш край» Концерт ко дню учителя

4

3

1

Понимать задачу и осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу, выражать своё отношение к людям; формировать отношение нравственным нормам поведения; проявлять творческую активность, оценивать свои достижения

6.

Проектная задача «Мои родные – защитники Отечества» (создание фотовыставки)

4

3

1

Понимать и стремиться выполнить задачу; находить в семейном архиве соответствующий материал, интервьюировать членов семьи; классифицировать фотографии оценивать результаты своей деятельности

7.

Встреча с участниками разных войн. Музей.

1

-

1

Понимать и принимать задачу; работать со взрослыми, моделировать различные ситуации общения, воспринимать и формулировать выводы, оценивать достижения

8.

Смотр строя и песни

3

2

1

Понимать и стремиться выполнить задачу, работать в паре, выполнять строевые команды; выражать своё отношение к военной службе

9.

Весёлые старты «Армейские забавы»

2

1

1

Понимать поставленную задачу и стремиться её выполнить, работать в группе, в паре, взаимодействовать в малом коллективе; оценивать свои достижения и одноклассников

10.

Читательская конференция, чтение и обсуждение книг о детях Великой Отечественной войны

2

-

2

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой, отвечать на вопросы по содержанию, сравнивать книги, рассказывать о главных героях, определять главную мысль, передавать характер героев; оценивать свои достижения

11.

Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальчиш». Обсуждение – дискуссия

2

-

2

Понимать задачу, выражать своё отношение к поступкам героев –сверстников; оценивать с нравственной позиции, делать выводы

12

«Боевые награды наших дедов» Музей в чемодане

3

1

2

Понимать и принимать задачу, выражать своё отношение к боевым заслугам ветеранов, обобщать свои наблюдения; оценивать свои достижения

13

Акция «Письмо ветерану»

3

2

1

Понимать задачу; сотрудничать в малой группе, исполнять разные социальные роли; формулировать и решать возникающую проблему; обсуждать и оценивать свои достижения


14

Акция «Голубь Мира»

3

2

1

Понимать задачу стремиться её выполнить; выражать своё отношение к победителям, участникам Вов; анализировать свои действия и оценивать достижения

15

Забег Мира. Эстафета

2

1

1

Понимать поставленную задачу и стремиться её выполнить, работать в группе, в паре, взаимодействовать в малом коллективе; оценивать свои достижения и одноклассников

16

Акция «Бессмертный полк»

3

1

2

Понимать и принимать задачу, выражать своё отношение к памяти героев; оценивать с нравственной позиции формы поведения; работать со взрослыми; формировать адекватную самооценку

17

Рисунки на асфальте «Слава тебе, победитель – солдат!»

2

1

1

Понимать и принимать задачу, обсуждать и рассказывать о личных впечатлениях, воспринимать и выражать своё отношение к искусству, оценивать свои достижения

18

Акция «Клумба Памяти»

3

-

3

Понимать задачу, осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу, выполнять разные социальные роли, формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, обсуждать и оценивать свои достижения


Итого по разделу:

46

21

25



Всего:

70

34

36






Тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Характеристика основных видов деятельности

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

1.

Введение «Я – зауралец»

1

1

-

Понимать и принимать информацию о том, как будет изучаться материал о Зауралье.

1 раздел «Край, где начинается Россия»

2.

Познавательная беседа «Моя Родина – Зауралье»

1

1

-

Понимать и принимать краткие исторические сведения о своей малой родине. Осмысливать значение понятия « малая родина». Находить на карте России родной регион.

3.

Экскурсия в музей истории города Кургана «Здесь Родины моей начало»

3

1

2

Подготавливать в группах рассказ по результатам экскурсии с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.

4.

Викторина «Зауралье – вчера и сегодня»

3

2

1

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации. Понимать и принимать историческую справку о Зауралье. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

5.

Просмотр видеофильма «Моё Зауралье – мои возможности»

(о предприятиях Зауралья)

1

1

-

Понимать и принимать вклад людей разных профессий в процветании малой родины. Уважать их труд. Просмотреть видеофильм, поделиться впечатлениями, высказать свое мнение в группах.

6.

Конференция «Курганский машиностроительный завод – надежда военно-промышленного комплекса России»

3

1

2

Понимать и принимать вклад людей

в процветание промышленности Зауралья. Оценивать достижения своих земляков, уважать их труд. Уметь работать в группах.

7.

Письмо заводу «Гордимся, что мы с вами земляки»

3

2

1

Понимать и стремиться выполнять задачу. Использовать навыки устной и письменной речи. Проявлять творческую активность.

8.

Беседа «Курорты Зауралья – уникальные здравницы России»

1

1

-

Понимать и принимать новые знания о курортах Зауралья. Обсуждать и рассказывать о личных впечатлениях.

9.

Клуб выходного дня – совместная поездка детей и родителей в спортивно-оздоровительный тур в санаторий «Лесники»

8

-

8

Совместное сотрудничество семьи и школы. Осознавать значимость и пользу зауральских здравниц.

10.

«Знак зауральское качество»

1

1

-

Понимать и принимать важность знака качества, узнавать среди других. Высказать свою точку зрения и обосновать её.

11.

Экскурсия в Музей молока.

3

1

2

Понимать и принимать новые знания. Извлекать информацию, представленную в разных формах (таблицы, текст, схемы, иллюстрации).


12.

Дискуссия «Что выбрать: молоко или кока-колу?»

1

-

1

Обобщать и использовать полученную информацию для дискуссии. Принимать участие в дискуссии. Адекватно воспринимать оценку своих высказываний окружающими. Уметь отстаивать свою точку зрения.


13.

Экскурсия на хлебокомбинат №1

3

1

2

Понимать и принимать новые знания. Отмечать важность бережного отношения к хлебу и труду всех, кто его производит.


14.

Рекламная акция «Знак зауральское качество»

5

2

3

Принять участие в рекламной акции. Показать важность употребления качественных продуктов нашего региона.









2 раздел «Гордость зауральской земли»

1.

1 блок. Гавриил Абрамович Илизаров «Врач – это призвание, подвиг, ответственность»

Экскурсия в музей Г.А.Илизарова.

3

1

2

Понимать и принимать знания. Выражать свое отношение к деятельности Г.А. Илизарова. Обсуждать и рассказывать о личных впечатлениях.

2.

Просмотр видеофильма «Курган – экспортёр здоровья»

1

1

-

Понимать и принимать вклад людей разных профессий в процветании малой родины и страны. Уважать их труд. Просмотреть видеофильм, поделиться впечатлениями, высказать свое мнение в парах.

3.

Проект «Медицина будущего»

4

4

-

Проявлять творческую активность в малом коллективе. Анализировать свои действия, оценивать достижения.

4.

2 блок. Терентий Семёнович Мальцев «Раздумья о земле, о хлебе»

Виртуальная экскурсия в село Мальцево.

1

1

-

Воспринимать и выражать свое отношение к жизни и деятельности Т.С.Мальцева. Обсуждать и рассказывать о личных впечатлениях в группах.

5.

КТД «Праздник каравая»

5

3

2

Проявлять творческую активность. Уметь применять навык самостоятельной работы в группах при выполнении творческих заданий.

6.

3 блок. Герман Травников – Народный Художник Российской Федерации». Экскурсия в Областной художественный музей»

3

-

3

Понимать и принимать новые знания. Осознать эстетическое значение искусства как значимой сферы человеческой жизни. Обсуждать и рассказывать и личных впечатлениях.

7.

Конкурс рисунков

«Я люблю Зауралье»

2

1

1

Воспринимать и выражать своё отношение к искусству. Обсуждать и рассказывать о личных впечатлениях.

8.

3 блок. Леонид Иванович Куликов

«Я словом славлю край родной»

Экскурсия в «Музей замечательного детского писателя Л.И.Куликова»

3

1

2

Понимать и принимать вклад Л.И. Куликова в развитие литературы Зауралья. Обсуждать и рассказывать о личных впечатлениях в группах.

9.

Игра – занятие по творчеству Л.И.Куликова

2

-

2

Понимать и принимать задачу. Уметь работать в парах, в группах. Проявлять творческую активность при выполнении заданий.

10.

Постановка спектакля «Белочка -умелочка» для детей детского сада

5

2

3

Уметь работать с текстом, распределять роли, подбирать костюмы, декорации для спектакля. Уметь работать в группах, в коллективе. Адекватно воспринимать оценку своих действий. Проявлять творческую активность.


11.

Проектная задача «Ими гордится земля Зауралья».

2

2

-

Понимать и принимать задачу. Отбирать нужный материал из разных источников: текстов, фотографий. Уметь работать в группах. Создавать презентацию по предложенному плану. Оценивать результат своей деятельности. Формировать адекватную самооценку.


Итого:

68

26

37


























Содержание программы

2 класс (65 ч)



  1. Введение. Игра «Поле чудес» (1ч)

Вводный инструктаж по технике безопасности. Цели, задачи программы. Игра «Поле чудес» по теме «Символы России»


I Раздел «Край, где начинается Родина» (19 ч)


Символика России, Зауралья, малой Родины (1 ч)

Государственные символы Зауралья, малой Родины (гимн, флаг, герб). История и описание государственных символов. Аппликация «Флаг и герб малой Родины».


Проектная задача «Достопримечательности малой Родины» (5 ч)

Постановка проблемы, выбор, классификация фотографий. Экскурсия к памятным местам. Выбор соответствующих описаний. Создание газеты.


Экскурсия в музей «Легенда об основании родного края» (2 ч)

Знакомство с историей возникновения города (поселка, села).


Игра-путешествие «Мой край – мой дом родной» (1 ч)

Обобщение, закрепление, применение полученной информации в ходе игры-путешествия по станциям.


Литературная гостиная «Край, где начинается Родина» (3 ч)

Посещение детской библиотеки, выбор литературных произведений, чтение, разучивание и обсуждение.


Посиделки для детей, родителей, бабушек и дедушек «Веселье и труд рядом живут» (4 ч)

Постановка проблемы, сбор материалов для выставок рисунков, поделок. Привлечение к участию взрослых. Подготовка номеров художественной самодеятельности.


Народные праздники: Рождество, Масленица, Пасха. Традиции и обычаи нашего края. (7 ч)

Знакомство с традициями и обычаями народных праздников и гуляний в родном крае. Разучивание колядок, закличек, Рождественских песен. Рожественские посиделки. Разучивание частушек и песенок о масленице. Изготовление соломенной куклы совместно с родителями. Подборка инвентаря для проведения игр и состязаний на свежем воздухе. Разучивание пасхальных стихов и песенок, роспись яиц, игры.


II раздел «Гордость Зауральской земли» (45 ч)


Библиотечный урок «Моя семья» (2 ч)

Что такое семья? Рассматривание и чтение книг, детских журналов, рассказы о своей семье. Выставка рисунков.


Гостиная «Неразлучные друзья – родители и дети» (3 ч)

Подготовка стихов и песен. Выступление.


Беседа с просмотром презентации о знаменитых людях (1 ч)

Виртуальное знакомство со знаменитыми людьми своего края.


Экскурсия к Доске Почета (3 ч)

Школьная, муниципальная, производственная Доска Почета. Интервьюирование. Роль людей различных профессий в нашей жизни.


Концерт ко Дню учителя «Учителями славится наш край» (3 ч)

Постановка проблемы. Выбор артистов и подготовка номеров самодеятельности. Изготовление подарков. Проведение концерта.


Проектная задача «Мои родные - защитники Отечества» (4 ч)

Интервьюирование. Работа с семейным архивом. Классификация фотографий. Создание фотовыставки.


Встреча в музее с участниками разных войн (1 ч)

Знакомство с людьми – участниками Афганской, Чеченской и Великой Отечественной войны. Беседа – общение.


Смотр строя и песни (3 ч)

Выбор представляемого рода войск, речевки, девиза, песни, тренировка строевых команд, подготовка формы.


Веселые старты «Армейские забавы» (2 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Подготовка к эстафетам. Выбор команды участников и болельщиков.


Читательская конференция «Дети войны» (2 ч)

Посещение детской библиотеки, встреча с детьми войны, знакомство с выставкой книг по теме. Чтение и обсуждение прочитанных произведений.


Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальчиш» (2 ч)

Просмотр, обсуждение мультфильма.


Музей в чемодане «Боевые награды наших дедов» (3 ч)

Что такое музейный экспонат? За что вручают награды солдатам? Рассказ о видах боевых наград.


Акция «Письмо ветерану» (3 ч)

Что такое письмо? Для чего пишут письма? Солдатский треугольник. Посещение музея. Оформление письма ветеранам. Вручение писем ветеранам.


Акция «Голубь Мира» (3 ч)

Что такое символ Мира? Рассказ о голубе, как символе Мира. Изготовление. Выход к обелиску. Обсуждение.


Эстафета «Забег Мира» (2 ч)

Выбор команды участников и болельщиков, проведение инструктажа, награждение участников.


Акция «Бессмертный полк» (3 ч)

Выбор фотографий, сообщение о солдате, участие в акции.


Рисунки на асфальте «Слава тебе, победитель – солдат!» (2 ч)

Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций, рисование на асфальте.


Акция «Клумба Памяти» (2 ч)

Создание клумбы Памяти на школьном дворе. Высадка рассады цветочных культур.






















Содержание программы

4 класс


1.Введение (1ч.)

Вводный инструктаж.

Обсуждение совместной работы.

Познавательная беседа «Я – зауралец».


I Раздел «Край, где начинается Россия» (36ч.)


2. Познавательная беседа «Моя Родина – Зауралье» (1 ч.)

Символы, традиции, история Зауралья.


3. Экскурсия в музей истории города Кургана «Здесь Родины моей начало»(3ч.)

Инструктаж. Участие в экскурсии. Работа в группах по систематизации материала истории Кургана. Рассказ обучающихся по результатам экскурсии.


4.Викторина «Зауралье – вчера и сегодня»(3ч.)

Работа в группах по отбору материала для викторины. Составление викторины. Проведение викторины в своем и параллельных класса . Подведение итогов.


5. Просмотр видеофильма «Моё Зауралье – мои возможности» (1ч.)

Просмотр фильма о предприятиях Зауралья. Обмен впечатлениями.


6. Конференция «Курганский машиностроительный завод – надежда военно-промышленного комплекса России» (3ч.)

Распределение заданий по группам. Сбор информации обучающимися. Выбор докладчика. Выступление на конференции. Анализ проделанной работы.


7. Письмо заводу «Гордимся, что мы с вами земляки» (3ч.)

Обсуждение правил написания писем. Составление плана работы. Работа в группах. Конкурс писем. Вручение адресату.


8. Беседа «Курорты Зауралья – уникальные здравницы России» (1ч.)

Понятие курорт, здравница, географическое расположение, обмен личным опытом обучающихся.


9. Клуб выходного дня – совместная поездка детей и родителей в спортивно-оздоровительный тур в санаторий «Лесники»(8ч.)

Инструктаж. Организация поездки. Разработка маршрута по территории санатория. Работа в командах: проведение спортивных игр.


10. «Знак зауральское качество» (1ч.)

Практическая работа «Знак качества». Поиск информации из предложенных материалов.


11. Экскурсия в Музей молока. (3ч.)

Инструктаж. Участие в экскурсии.


12. Дискуссия «Что выбрать: молоко или кока-колу?» (1ч.)

Правила проведения дискуссии. Участие в дискуссии.


13. Экскурсия на хлебокомбинат №1 (3ч.)

Инструктаж, участие в экскурсии. Обмен впечатлениями.


14. Рекламная акция «Знак зауральское качество» (5ч.)

Анкетирование семей четвёртых классов, конкурс слоганов, листовок, выпуск рекламного плаката, участие в рекламной акции.


I I Раздел «Гордость зауральской земли»(31ч.)


1 блок. Гавриил Абрамович Илизаров «Врач – это призвание, подвиг, ответственность»

1.1.Экскурсия в музей Г.А.Илизарова.(3ч.)

Инструктаж, участие в экскурсии, обмен впечатлениями.


1.2. Просмотр видеофильма «Курган – экспортёр здоровья» (1ч.)

Просмотр фильма о РНЦ ВТО им. академика Г.А.Илизарова. Обсуждение фильма.


1.3. Проект «Медицина будущего» (4ч.)

Работа в группах по выбору изобретения. Выбор места проведения. Разработка и защита изобретения в форме доклада. Подведение итогов. Награждение по номинациям: «за достойный вклад в медицинскую науку», «за гениальную идею в медицине», «за огромную пользу в развитии медицины».Коллективный анализ.


2 блок. Терентий Семёнович Мальцев «Раздумья о земле, о хлебе»

2.1..Виртуальная экскурсия в село Мальцево. (1 ч.)

Участие в виртуальной экскурсии, заполнение путеводителя.


2.2. КТД «Праздник каравая». (5 ч.)

Работа в группах: подбор стихов, песен, хоровода. Выбор совета дела. Утверждение содержания праздника. Коллективная подготовка . Участие в празднике. Чаепитие. Проведение праздника в 1 классе.


3 блок. Герман Травников – Народный Художник Российской Федерации.


3.1..Экскурсия в Областной художественный музей» (3ч.)

Инструктаж, участие в экскурсии, обмен впечатлениями


3.2. Конкурс рисунков « Я люблю Зауралье»(2ч.)

Участие в конкурсе. Награждение по номинациям.


4 блок. Леонид Иванович Куликов «Я словом славлю край родной»


4.1.Экскурсия в «Музей замечательного детского писателя Л.И.Куликова»(3ч.)

Инструктаж, участие в экскурсии, обмен впечатлениями


4.2. Игра – занятие по творчеству Л.И.Куликова(2ч.)

Участие в игре в библиотеке им. Куликова


4.3. Постановка спектакля «Белочка - умелочка» для детей детского сада(5ч.)

Распределение ролей, подготовка реквизита, костюмов. Репетиции. Выступление в детском саду. Анализ выступления.


4.4. Проектная задача «Ими гордится земля Зауралья».(2ч.)

Работа в группах. Составление плана работы над презентацией. Работа над презентацией. Оценка своей деятельности.













































Материально – техническое обеспечение


1.Книгопечатная продукция

Декларация прав ребенка, об основных гарантиях прав ребенка в РФ.-/ Курган: ИПКиПРО, 2002.

Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников.- М.: Глобус, 2007.

 Комплексная программа по гражданско-правовому и патриотическому образованию школьников

«Я – гражданин России».- Тула, 2004.

Гражданское и патриотическое воспитание школьников // Классный руководитель.-2007.-№4.-С.60-65.

Панагушина  О.И. Быть патриотом. Что это значит?// Школьная библиотека.-2004.-№8.-С.61-63.

Сазонов, А. Гражданско-патриотическое воспитание «Мы Россияне»// Сельская школа.-2008.-№1.-С.53-56.

Кульков, Г. Краеведение: основы патриотического воспитания молодежи:/ Г. Кульков.- Волгоград.:2004.

Усманов, В.В. Живая память Афгана/ В.В. Усманов, Г.П. Устюжанин. -Курган: Парус-М, 1999.

Очерки истории Курганской области, Челябинск, 1968 г.

Курганские хроники, Курган, 2003 г.

«Кто есть кто в курганской области», т. 6, т. 1.

«Урал ковал победу», Челябинск, 1993 г.

Щербинин Г.В., Каргапольцев С.А. «Край озер лебединых». Лебяжьевский район. Страницы истории., 2004 г.

Карта археологических памятников с охранными зонами Лебяжьевского района курганской области, 1995 г.

Лебяжьевская районная газета «Путь Коммуны», «Колхозное знамя», «Вперед».

Книга памяти Курганской области, «Золотое созвездие Зауральцев» Г.П. Устюжанина и др., Л. Гладышева

«Кавалер ордена улыбки», «История земли Курганской».

Учебное пособие по истории родного края, «Подвиг и трагедия зауральцев в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945 г.г.)»

В. Подливалова, «Осколки. Стихи о войне и мире» Анатолия Козлова, «Святая боль» А. Козлова, Ю. Воронцова.



Архивные материалы, справочники, энциклопедии, брошюры.


2. Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Информационные сайты: 
http://persona.kurganobl.ru/

http://kurganobl.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

http://www.kurgangen.ru/History%20of%20Kurga/

http://protown.ru/russia/obl/history/history_406.html

http://www.oblduma.kurgan.ru/kurgan_obl/history/

http://kurgan-filarmonia.ru/istoriya-kurganskoy-oblastnoy-filarmonii

http://www.zapoved.net/index.php/News/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%20/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20

http://uraloved.ru/goroda-i-sela/kurganskaya-oblast/pamyatniki-istorii-i-kulturi-kurganskoy-obl

http://www.bankgorodov.ru/fame/list.php?id=39

http://russiasib.ru/

http://tourism-kurgan.ru/

https://45.mvd.ru/

http://zauralonline.ru/

http://pamyat.kurganobl.ru/

http://glyadyansckaya-shkola.narod.ru/

https://ru.wikipedia.org

3.Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
2. Магнитная доска. 
3. Компьютер (моноблок)  

4. Мультимедийный проектор.

5. Экспозиционный экран.

4. Экранно – звуковые пособия

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по истории, этнографии народов России.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Физическая и политическая карта России. 

2. Карта Курганской области.
3. Глобус.
4. Демонстрационные пособия для изучения государственной символики России, Курганской области, Лебяжьевского района. 
5. Демонстрационные приспособления. 


6. Натуральные объекты

Памятники.

Живые объекты.

7. Игры и игрушки

Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.

Наборы карандашей, красок, фломастеров, альбомов для рисования.


8. Оборудование кабинета

Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев (в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами).

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения книг, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.




Совместная работа ОУ, семьи и социума.


Целью сотрудничества педагогов и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста.

Задачи сотрудничества:

  • усилить нравственные аспекты взаимоотношений семьи и школы;

  • развивать у  школьников опыт формального и неформального общения со  взрослыми;

  • освоить родителями навыки делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

  • формировать установку на необходимость содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.


Сотворчество педагогов и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям:

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми (беседы-обсуждения, игры, викторины, конкурсы, инсценировки, книжные выставки, встречи и т.д.)

  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в познавательной, творческой деятельности в школе и в социуме.


Содержание взаимодействия:


  1. Обмен ресурсами и кооперация ресурсов: кадровые (учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель ГПД), материально-технические (школа, библиотека, музей, дом культуры);

  2. Разработка и осуществление совместных встреч, праздников, проектов, акций и т.д.

  3. Организационные формы партнерства – временный творческий коллектив.






Кадровое обеспечение


группа

функции

состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

Педагоги школы

Реализация программы в системе внеурочной деятельности.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги

Воспитатели

Классные руководители

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях школы.

Методисты

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования






Мониторинг результативности внеурочной деятельности


Диагностический инструментарий


  • метод наблюдения;

  • метод изучения продуктов детского творчества;

  • метод анкетирования;

  • мониторинг нравственно-патриотического воспитания;

  • мониторинг уровня проявления воспитанности младшего школьника.



Мониторинг нравственно-патриотического воспитания.

 

Ф.и.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Личностный компонент
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Высокий уровень –

Знает свое имя, фамилию, название города, страны; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, предметы быта; заботится о близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.




Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (по методике М.И.Шиловой)


Основной показатель нравственной воспитанности школьника:

* отношение к обществу, патриотизм;


По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от высркого уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

* Невоспитанность (от 0 до 2 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

* Низкий уровень воспитанности (от 3 до 5 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

* Средний уровень воспитанности (от 6 до 8баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

* Высокий уровень воспитанности (от 9 до 12 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.


Отношение к обществу

Патриотизм


1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.






Приложение 1.


Анкета для родителей обучающихся «Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

3. Посещаете ли вы вместе с детьми достопримечательности нашего города? Если не, то почему?


Приложение 2.


Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, школы.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор.

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.








Приложение 3.


Проектная задача



Класс, предмет 2 класс, окружающий мир, внеурочная деятельность

Название Памятные места моей малой Родины

Цель Работая в группах, создать газету о памятных местах малой Родины


Планируемые результаты

Личностные

Ученик научится: основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою малую Родину.

Ученик получит возможность научиться:

компетентности в реализации основ гражданской

идентичности в поступках и деятельности;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь.


Метапредметные

Регулятивные:

Ученик научится: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Ученик получит возможность научиться:

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Ученик научится: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Ученик получит возможность научиться: умение осуществлять сравнение, сериацию и классификации, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные:

Ученик научится: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность научиться: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитательные

I уровень: Представление об историческом прошлом своей малой Родины.

II уровень: Интерес к изучению истории своей малой Родины; чувство гордости за свою малую Родину.

Оборудование


Фотографии, карточки с незаконченными предложениями, карточки со статьями о памятных местах, лист ватмана, клей, ножницы, фломастеры, книги, энциклопедии.

Постановка проектной задачи

Ребята, в нашей огромной стране есть очень много памятных мест. Мы можем их видеть по телевизору, в интернете, в газетах, на фотографиях. Об этих памятных местах знают многие люди и в нашей стране, и за рубежом. Как вы думаете, а в нашей малой Родине есть памятные места? А знают ли о них в нашей большой стране? Как сделать так, чтоб об этих местах узнали? А как мы можем о них рассказать?

Система заданий

1 задание

  1. Рассмотрите внимательно фотографии памятных мест. Выберите из предложенных знакомые фотографии.

  2. Придумайте название выбранным фотографиям.

2 задание

  1. Распределите фотографии на 3 группы «Памятники», «Улицы», «Здания».

  2. Ребята, вам предлагаются карточки с пропущенными словами. Вставьте пропущенные слова в описание памятного места, подберите информацию об этих местах из предложенных источников.

3 задание

  1. Ребята, вы познакомились с памятными местами нашей малой Родины. Подберите к описанию памятного места подходящую фотографию.

4 задание

  1. В нашей газете есть тексты, есть фотографии. Приклейте их на лист ватмана. Посмотрите внимательно, чего не хватает нашей газете? Из предложенных названий газеты выберите наиболее подходящее к нашей газете: «Я и мой край», «Памятные места моей малой Родины», «Я живу в Зауралье».

Критерии оценки проектной задачи

1 задание:

  1. Выбор фотографий из предложенных.

  2. Выбор названия для группы фотографий.

2 задание:

  1. Распределение фотографий на группы.

  2. Вставлены пропущенные слова в описание памятного места.

3 задание:

  1. Соответствие фотографии и описания памятного места.

4 задание:

  1. Правильный выбор названия для газеты.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Андреева Лариса Леонтьевна

Дата: 11.04.2019

Номер свидетельства: 506765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства