Просмотр содержимого документа
«Образец медико-педагогической характеристики на учащегося»
Психолого-педагогическая характеристика
ученицы ________________ МБОУ СОШ № __________
_______________________________
___________________ года рождения,
проживающей по адресу: _____________________
Год поступления в школу №_______________ – ______________ года в возрасте семи лет.
Обучается по развивающей программе ____________. До поступления в школу посещала детский сад №_______________
Семья полная. Но воспитывает __________ отчим. Родной отец проживает в другом городе. Периодически звонит, но девочка с ним общаться не желает из-за его жестокого обращения с ней в раннем детстве.
На опеке семьи находится ________ 10-ти лет, которая обучается в колледже. Мама, _______________ – инвалид 3 группы по зрению. Отчим работает в _____________________. Двухкомнатную квартиру семья снимает. Материально семья _____________ обеспечена недостаточно. Но, несмотря на это, у девочки имеются все учебные принадлежности, есть все необходимое к урокам технологии, изобразительного искусства, спортивная и учебная форма.
Взаимоотношения в семье – дружеские. Взрослые проводят свободное время с детьми. Вопросам воспитания и развития ребёнка в семье уделяется достаточно времени.
Родители контролируют подготовку дочери к учебным занятиям. В тетрадях регулярно выполняются работы над ошибками и письменные задания. Мама девочки посещает родительские собрания.
Режим дня школьницы соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют.
_____________ имеет II медицинскую группу, в 1 и 2 классах часть болела и пропускала уроки. По данным медицинской карты состояние органов чувств (слух, зрение) в норме. Двигательные функции сформированы соответственно возрасту (походка устойчивая, координация не нарушена, ловкость движений в норме). Мелкая и крупная моторика соответствует возрасту. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны хорошо.
Девочка часто жалуется на головную боль, боль в области живота. Даже при недлительной нагрузке __________ быстро утомляется. Нуждается в помощи врача, логопеда, психолога.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. _______________ не принимает активное участие в учебном процессе. На уроках она пассивна, учебную задачу урока не сохраняет.
Уровень самостоятельности в учебной деятельности низкий. В классе выполняет задания только под руководством учителя.
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы замедлены и заметно отстают от нормы.
Внимание ___________ непроизвольное, она с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Объем внимания незначителен Для усвоения даже небольшого материала требуется много времени. Девочка медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя, легко отвлекается. Внимание неустойчиво, поэтому ученица допускает значительное количество ошибок из-за невнимательности и не замечает их при проверке.
У школьницы преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое не развито. У ___________ замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала, особенно по русскому языку, чтению. Ей требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Испытывает трудности при пересказе текста. Не всегда понимает смысл прочитанного. Она самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия, не всегда понимает смысл загадок.
Сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия между предметами не умеет. Не подбирает синонимы и антонимы к словам даже на отработанном материале, не различает прямого и переносного значения слова, не понимает значений фразеологизмов.
Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении. Предлагаемые задания выполняет при активном взаимодействии с учителем. Самостоятельные действия отсутствуют.
Преобладающий вид памяти – моторная и зрительная. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. Лучше запоминает цифры.
Память кратковременная, медленно запоминает и быстро забывает.
Объем памяти не соответствует условно-принятым возрастным нормам. Учебный материал понимает с большим трудом и только после дополнительных занятий, но на следующий день уже не может вспомнить то, что было разобрано и изучено. Однако, при значительных усилиях воли, добросовестном выполнении домашних заданий и постоянном контроле и помощи со стороны родителей эти трудности медленно, но преодолеваются. Особые трудности испытывает по русскому и английскому языку, математике. По этим же предметам имеет наибольшие пробелы в знаниях.
Допускает ошибки при повторении цепочек серии слогов с фонетически близкими звуками. В потоке речи допускает перестановки слогов, усечения структуры слова. В речи встречаются стойкие аграмматизмы на уровне словосочетаний и предложений. Количество слогов в многосложных словах определяет ошибочно. Допускает ошибки в определении количества и последовательности звуков в слове.
В речи использует простые малораспространенные предложения. Полные ответы на вопросы не дает. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).
У ____________ есть дефекты в произношении, наблюдается шепелявость. Девочка комплексует и поэтому мало разговаривает. Общается только с отдельными одноклассниками. С учителями молчит. Приходится оценивать её знания по письменным работам. Навыки чтения, в том числе и чтение наизусть проверяют её подруги и одноклассницы ______________________________.
Устную речь (указания и объяснения учителя) понимает не сразу, приходится многократко повторять. Письменную речь (тексты, таблицы и.д.) не понимает.
Пассивный словарь преобладает над активным. Словарный запас беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Грамматический строй усеченный, причастные и деепричастные обороты не употребляются. Речь эмоционально не окрашена. Темп речи замедленный.
В результате обследования адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу было выявлено, что у _______________ недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала.
Общая мотивация – социальная, основанная на понимании общественной необходимости учения, учебно-познавательная же мотивация развита недостаточно.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют успешно справиться с учебными задачами.
Обучаемость – низкая, помощь использует недостаточно. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний затруднен.
Девочка с большим трудом и опозданием овладела начальными навыками письма и чтения, счета. Она с трудом включается в учебную деятельность. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, с трудом исправляет ошибку, даже если на неё указано.
Часто при выполнении заданий просто списывает у соседа по парте, не желает проявлять усилия. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
Новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, других учащихся не усваивает сразу. Требуется очень большой временной период постоянного повторения одного и того же материала, причём индивидуально, в тишине, чтобы ____________ его усвоила хотя бы в общем виде.
Имеющиеся знания, умения и навыки не соответствуют требованиям школьной программы.
В третьем классе программный материал школьницей не усваивается. Даются тяжело все предметы.
______________ научилась списывать с печатного текста. При списывании допускает единичные ошибки. При письме под диктовку соблюдает начало и конец предложений. Ошибки допускает разного характера: на пропуск и замену букв, недописывание и искажение слов (это происходит и из-за бедного словарного запаса и узкого кругозора, так как значение порой даже простейших слов не понимает). Ученица не различает орфограммы, поэтому допускает много орфографических ошибок. Даже если девочка и знает некоторые правила, но не применяет их на практике. Самостоятельно найти и исправить ошибки в своей работе не может. Части речи не освоила. Фонетика, словообразование, синтаксис и пунктуация недоступны для понимания.
Уровень владения вычислительными операциями крайне низок: знает состав чисел первого десятка, знает таблицу сложения чисел без перехода через разряд, умеет сравнивать однозначные и двузначные числа, называет последующее и предыдущее число. _____________ умеет считать в пределах 20, но иногда при счете использует пальцы. Сложение и вычитание в пределах 100 выполняет только столбиком и часто с ошибками. Не знает таблицу умножения, внетабличное умножение и деление не освоила, не умеет сравнивать величины. Смысла задач не понимает. Задачи не решает даже с помощью учителя. Математические диктанты и контрольные работы в большей своей части выполняет неудовлетворительно.
К концу первого класса девочка с большим трудом запомнила буквы. Несмотря на то, что она занималась и с логопедом, читать плавно по слогам и более или менее осознанно так и не начала. Чтение послоговое, медленное, не соблюдает интонацию, чтение эмоционально не окрашенное. Часто путает буквы. Читает неосознанно. Пересказывает прочитанное с большим трудом. Главную мысль прочитанного не выделяет, на вопросы по тексту не отвечает. Дополнительно художественную литературу не читает. Испытывает трудности при воспроизведении заученных стихов.
Работает медленно. Работоспособность очень низкая - уже через 10-15 минут от начала урока наступает повышенная утомляемость, ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми. Работы выполняет аккуратно и чисто.
В учебной деятельности нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении учителя на всех этапах урока.
К волевому усилию способна только при интересе к деятельности. Практически всегда вяла, апатична во многих сферах школьной жизни. Исключение составляют уроки технологии, на которых она сосредоточенно и с интересом работает. И во внеурочной деятельности девочка предпочитает заниматься художественно-прикладными видами деятельности: рисование, вышивка, аппликация из различных материалов. Эту работу она выполняет творчески и аккуратно.
Преобладающий тип настроения - спокойный, уравновешенный.
Не имеет склонности к конфликтам, добродушна. К лидерству не стремится, в общении со сверстниками не активна. Плаксива. Самооценка занижена. Легко поддается чужому влиянию. В классе у неё только две подруги. С ними она с удовольствием общается, делится игрушками. Остальных детей она сторонится.
В мероприятиях класса и школы принимает пассивное участие: посещает музеи, театры, праздники в классе.