kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ ивана-дурака в русских сказках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ Ивана-дурака в русских сказках

Выполнил  Курочкин Арсений.,2  класс МАОУ гимназия  №1г.Туймазы

Руководитель ШаеховаАльфира Альтафовна, учитель начальных классов

Тема «дурака» поднимается во многих сказочных произведениях русской  и зарубежной литературы. Это любимый и самый популярный персонаж, который заслуживает особого внимания. Многим кажется, что главный герой — лентяй и лежебока, ни к чему не стремящийся, но получающий благо от высших сил из милости и снисхождения к его глупости. Но присмотримся к образу и выясним этимологию слова «дурак».

Цель исследования – изучить образ дурака в русских народных сказках.

Задачи:

•        раскрыть понятие сказки как жанра литературы и устного народного творчества;

•        определить жанровые разновидности сказок;

•        проанализировать понятие «дурак»;

•        дать характеристику Ивану-дураку, раскрывая глубинный смысл понятия «дурак»;

•        провести опрос одноклассников «Кого называют дураком»;

•        провести конкурс рисунков «Портрет Ивана-дурака в представлении моих одноклассников».

Гипотеза: предполагаем, что при внимательном прочтении и анализе характеров героев можно понять скрытый, глубинный смысл сказки.

Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев.

Стр.9,10,11,12.

Изучив материал по теме исследования, мы пришли к выводу, что сказка – это один из основных жанров фольклора с установкой  на вымысел.Рассказывание сказок – старый русский обычай. Традиционно русские народные сказки делятся на три группы: сказки о животных - самый древний вид сказки, бытовые сказки, волшебные сказки.«Дурак» - не обязательно глупый, чаще – это младший сын в семье.

Результаты практической части исследования позволяют сделать выводы:

  • «дурак» прилепилось к имени Иван, скорее всего, благодаря популярности имени на Руси;
  • дурак Иван или не дурак – судить нужно по линии сюжета, по раскрытию характера и поступков героя;
  • ровесники-одноклассники имеют однозначное представление о значении слова «дурак», характеризуя его как недалекого, глупого человека;
  • прослушивание сказки и беседа с анализом характера и поступков Ивана-дурака изменили мнение одноклассников; мы пришли к выводу  - судят о человеке по его делам;

Таким образом, ходе исследования мы решили все поставленные задачи. Гипотеза, заключавшаяся в предположении, что при внимательном прочтении и анализе характеров героев можно понять скрытый, глубинный смысл сказки (судят о человеке по его поступкам и делам) полностью подтвердилась.

Цель исследования достигнута.

Перспективу видим в изучении и анализе зарубежных сказок: связаны ли имена героев зарубежных сказок с их делами и поступками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ ивана-дурака в русских сказках»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан







Секция: «Научных открытий заманчивый мир»

Направление: «Русский язык и литературное чтение»

ОБРАЗ ИВАНА-ДУРАКА В РУССКИХ СКАЗКАХ





Курочкин Арсений

Ученик 2 класса

Научный руководитель:

Шаехова Альфира Альтафовна,

учитель начальных классов






г.Туймазы

2021 год

Оглавление

Введение

3

Глава I. «Что за прелесть эти сказки!»


I.1. Что такое сказка

5

I.2. Жанровые разновидности сказок

6

I.3. Понятие «дурак»

7

Выводы по главе I

8

Глава II. Иван-дурак – персонаж русских народных сказок


II.1. Почему дурак – Иван?

9

II.2. Образ Ивана-дурака в русских сказках

10

II.3. Опрос одноклассников «Кого называют дураком?»

11

Выводы по главе II

12

Заключение

13

Список литературы

14

Приложение
























Введение

На свете нет человека, который не знал бы хоть одной сказки. Но что мы знаем о своих любимых с детства сказках? Содержание, имена и поступки героев? Крепче всего запал в душу образ Иванушки-дурачка.

Под словом «дурак» подразумевают целый мир образов, людей, чьё поведение или умственные способности не соответствуют общепринятым номам и правилам. Тогда почему Иванушке все удается и у сказок с его участием happy end?

Проблема заключается в том, что не все знают, какой смысл несут сказки. Сказки учат жить: сказка – ложь, да в ней намек… Тему мы считаем актуальной, поскольку современные дети – поколение гаджетов – даже, если и читают книги, то редко анализируют характеры и поступки героев, в том числе и сказочных персонажей. А так ли уж глуп сказочный «дурак»?

Цель исследования – изучить образ дурака в русских народных сказках.

Задачи:

  • раскрыть понятие сказки как жанра литературы и устного народного творчества;

  • определить жанровые разновидности сказок;

  • проанализировать понятие «дурак»;

  • дать характеристику Ивану-дураку, раскрывая глубинный смысл понятия «дурак»;

  • провести опрос одноклассников «Кого называют дураком»;

  • провести конкурс рисунков «Портрет Ивана-дурака в представлении моих одноклассников».

Объект исследования: сказки.

Предмет исследования: образ Ивана-дурака в сказках.

Методы исследования: изучение литературы, сравнение и анализ, наблюдение.

Гипотеза: предполагаем, что при внимательном прочтении и анализе характеров героев можно понять скрытый, глубинный смысл сказки.

Теоретическая значимость работы состоит в анализе и систематизации материала по теме исследования.

Практическая значимость заключена в результатах и выводах.

Новизна работы заключается в том, что с ее помощью мы попытались повлиять на познавательный интерес учеников, привлекая их внимание к неоднозначному пониманию слова – «дурак».

База исследования: библиотека гимназии №1 г.Туймазы, домашняя библиотека, Интернет.


























Глава I. «Что за прелесть эти сказки!»


I.1. Что такое сказка

Происхождение слова «сказка» на Руси известно с древних времен. Но в современном значении оно появляется не раньше XVII века [2, c.18].

Сказка – это один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Однако в русском языке само слово «сказка» сравнительно позднее. Древняя и средневековая Русь этого слова не знали. Но это не значит, что не было сказок [2, c.17].

В современной литературе различают сказки литературные и народные:

Сказка фольклорная – эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Сказка литературная – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной, либо создаёт произведение на основе не фольклорных сюжетов [1, c.55].

I.2. Жанровые разновидности сказок

Традиционно русские народные сказки делятся на три группы:

  • сказки о животных - самый древний вид сказки;

  • бытовые сказки;

  • волшебные сказки.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность сказка, в которой в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному.

Сказки о животных – самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.

Бытовые сказки. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж – обычный человек из народа, борющийся за справедливость. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости [1].



I.3. Понятие «дурак»

Тема «дурака» поднимается во многих сказочных произведениях русской и зарубежной литературы. Это любимый и самый популярный персонаж, который заслуживает особого внимания. Многим кажется, что главный герой — лентяй и лежебока, ни к чему не стремящийся, но получающий благо от высших сил из милости и снисхождения к его глупости. Но присмотримся к образу «дурака» внимательнее.

Дураков в Древней Руси любили за честность, смелость, а главное – за то, что с ними можно было посмеяться. Дураки были веселыми и веселили других. Но не для всех их проделки были безобидны: ведь дурак говорил правду не всем удобную.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «дурак – это глупый человек, то есть человек с ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый». У В.И.Даля «дурак – глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный, малоумный, безумный, юродивый». С.И.Ожегов уточняет, что в старину дураком называли придворного или домашнего шута, а В.И.Даль говорит: «шут, промышлявший дурью, шутовством».

И мало кто задумывался о том, что в Древней Руси Ивана прозвали дураком совсем не потому, что он был глупым, а потому что так называли младшего ребёнка в семье. До принятия христианства на Руси детей называли: Первак, Вторак, Третьяк, а также и Другак, то есть «другой», следующий или иной. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный, в результате слово стало нарицательным и упростилось до «дурак» [2].






Выводы по главе I

Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев.

Изучив материал по теме исследования, мы пришли к выводам:

  • сказка – это один из основных жанров фольклора с установкой на вымысел;

  • рассказывание сказок – старый русский обычай;

  • традиционно русские народные сказки делятся на три группы: сказки о животных - самый древний вид сказки, бытовые сказки, волшебные сказки;

  • «дурак» - не обязательно глупый, чаще – это младший сын в семье.



















Глава II. Иван-дурак – персонаж русских народных сказок


II.1. Почему дурак – Иван?

Потребность русского народа в дурачестве нашла свое отражение в русском фольклоре. Одним из главных персонажей русских народных сказок считается дурак, которого назвали самым любимым русским именем Иван. Почему? Оказывается, после крещения Руси у нас появился обычай давать детям имена святых. Чаще всего встречается имя Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «Дар Божий», носить такое имя – большая честь для человека.

Иван – не только самое часто употребляемое русское имя. Рядом со словом «дурак» имя стало определять особое устройство русского ума. Русский Ванька простоват, часто ленится, не любит работать, не все понимает, но неожиданно смекалист в каких-то безвыходных ситуациях и всегда добр.

Иван-дурак – третий сын в семье. И это неспроста. По одной из версий третьему сыну не полагалась доля в наследстве от родителей. Отсюда выражение «остаться в дураках», то есть остаться ни с чем. Есть версия, что слово «дурак» являлось именем-оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглазу. А так как он младший, то и оберегали его родители больше [2].

Приходим к выводу, «дурак» прилепилось к имени Иван, скорее всего, благодаря популярности имени на Руси.








II.2. Образ Ивана-дурака в русских сказках

Образ Ивана-дурака неоднозначен: он и глуп, и умен одновременно. С одной стороны он демонстрирует полное отсутствие знаний, когда варит похлебку в кадушке, стережет дверь, снимая её с петель, и таскает по лесу, собирает мухоморы вместо съедобных грибов. С другой стороны – он единственный из братьев, кто разговаривает в сказке. Он загадывает и разгадывает загадки, умеет играть на дудочке, на гуслях, знает шутки, прибаутки. Шутки у него добрые, имеют философский смысл. Он разговаривает с животными, ветром и солнцем, даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать сыра-земля. Только Иван может поймать Жар-птицу или волшебного коня Сивку-Бурку, одним ударом отрубить три головы у Чуда-Юда, спасти Царевну-лягушку [3].

У старших братьев Ивана-дурака есть и ум, и рассудительность. Но часто они поступают нечестно, любят только себя, к людям относятся с пренебрежением. Поэтому в народе их не любят, они ничего не добиваются.

Напротив, добродушный и бескорыстный Иван-дурак, проходя через тяжелые испытания и выполняя трудные задания, превращается в добра молодца. Он – победитель. Получает в дар полцарства, жену, умницу и красавицу, и сам становится царевичем, хотя награды за свои подвиги и не просит [5, c.48].

Итак, дурак-не дурак – судить нужно по линии сюжета, по раскрытию характера и поступков героя.









II.3. Опрос одноклассников «Кого называют дураком?»

Начиная исследование, мы не до конца предполагали, каких результатов достигнем. Вывод о том, что образ Ивана-дурака в сказках неоднозначен, и персонаж оказался скорее положительным, чем отрицательным привел нас к мысли выяснить, что известно об этом одноклассникам. Мы провели опрос «Кого называют дураком?» (Приложение 1)

Результаты опроса представлены на диаграммах (Приложение 2).

Делаем выводы:

  • на первый вопрос «Знаешь ли ты, кого называют дураком?» мы получили 100% утвердительный ответ;

  • на второй вопрос «Напиши, какие качества человека говорят, что он дурак» мы получили следующие ответы: «тупой», «ничего не знает», «глупый» - рейтинг по популярности;

  • по третьему вопросу «Правду ли говорят, что дуракам всегда везёт?» мнения разделились: 56% опрошенных согласны с утверждением, 13% дали отрицательный ответ, 31% учащихся дали ответ «не знаю»;

  • четвертый вопрос «Может ли слово «дурак» обозначать что-то не плохое?» показал, что преобладающее большинство опрошенных (85%) считают, что слово «дурак» носит исключительно отрицательную смысловую окраску. Не можем не согласиться: в современной интерпретации слово утратило изначальный смысл и действительно, употребляется в качестве характеристики недалекого, глупого человека. 15% респондентов затруднились ответить.

По результатам анкетирования мы приняли решение провести беседу по сказке «Царевна-лягушка»:

  • объяснить этимологию слова «дурак» одноклассникам;

  • познакомить учеников с результатами исследования;

  • нарисовать портрет главного героя Ивана-дурака.

Считаем, что Иван на портретах ребят получился добрым, веселым, смешным. А в подписях к сказке преобладает запись: «Мой Иван не дурак, он ….» (Приложение 3).




Выводы по главе II

Результаты практической части исследования позволяют сделать выводы:

  • «дурак» прилепилось к имени Иван, скорее всего, благодаря популярности имени на Руси;

  • дурак Иван или не дурак – судить нужно по линии сюжета, по раскрытию характера и поступков героя;

  • ровесники-одноклассники имеют однозначное представление о значении слова «дурак», характеризуя его как недалекого, глупого человека;

  • прослушивание сказки и беседа с анализом характера и поступков Ивана-дурака изменили мнение одноклассников; мы пришли к выводу - судят о человеке по его делам;

  • в портретах Иванушка-дурачок получился добрым, веселым, смешным.











Заключение

С древних времен через сказки передавался жизненный опыт от старших младшим. Младшие учились терпеливо относиться к человеку глупому, обделенному умом. Дети понимали, что победить темные силы можно и не обладая физической силой. Главное – это доброе сердце и вера идти по выбранной дороге к намеченной цели.

На первом этапе исследования мы раскрыли понятие сказки как жанра литературы и устного народного творчества; определить жанровые разновидности сказок; проанализировать понятие «дурак» с точки зрения этимологии.

В практической части исследования узнали, почему дураком называли именно Ивана; дали характеристику Ивану-дураку на основе анализа русских народных сказок; провели опрос одноклассников «Кого называют дураком» и конкурс рисунков «Портрет Ивана-дурака в представлении моих одноклассников».

Таким образом, ходе исследования мы решили все поставленные задачи. Гипотеза, заключавшаяся в предположении, что при внимательном прочтении и анализе характеров героев можно понять скрытый, глубинный смысл сказки (судят о человеке по его поступкам и делам) полностью подтвердилась.

Цель исследования достигнута.

Перспективу видим в изучении и анализе зарубежных сказок: связаны ли имена героев зарубежных сказок с их делами и поступками.

В течение работы над исследованием я учился (училась) задавать вопросы взрослым и сверстникам, мне приходилось самостоятельно и с помощью взрослых находить и отбирать нужную информацию в разных источниках, делать выводы, анализировать и подсчитывать. Неоценимую поддержку мне оказали мой учитель и моя семья.



Список литературы

  1. Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.

  2. Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012

  3. Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983

  4. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989

  5. Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990




Интернет-ресурсы

  1. Детские сказки http://detskie-skazki.com

  2. Значение и происхождение имени Иван  http://allotaro.ru

  3. О сказках. http://skazki.smeha.net/russkie/info.html













Приложение 1

Опрос «Кого называют дураком»


  1. Знаешь ли ты, кого называют дураком? ДА//НЕТ

  2. Напиши, какие качества человека говорят, что он дурак

_____________________________________________________

  1. Правду ли говорят, что дуракам всегда везёт? ДА//НЕТ// НЕ ЗНАЮ

  2. Может ли слово «дурак» обозначать что-то не плохое? ДА//НЕТ Если может, то что?__________________________________



















Приложение 2

Обработка результатов опроса

1. Знаешь ли ты, кого называют дураком? ДА//НЕТ

Утвердительный ответ: 100% (… учащихся)

Отрицательный ответ: 0

2. Напиши, какие качества человека говорят, что он дурак:

  • тупой;

  • ничего не знает;

  • глупый.

3. Правду ли говорят, что дуракам всегда везёт? ДА//НЕТ// НЕ ЗНАЮ

56% опрошенных согласны с утверждением, 13% дали отрицательный ответ, 31% учащихся дали ответ «не знаю»

13%

31%

56%



4. Может ли слово «дурак» обозначать что-то не плохое? ДА//НЕТ Если может, то что?

15%

85%

Приложение 3


Выставка рисунков «Портрет Ивана-дурака глазами моих одноклассников»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Образ ивана-дурака в русских сказках

Автор: Шаехова Альфира Альтафовна

Дата: 18.12.2022

Номер свидетельства: 620767


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства