kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта на тему:" Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает тенденции экологического воспитания младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта на тему:" Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования"»

Обобщение опыта на тему: « Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования».

Актуальность, практическая значимость опыта.
В последнее время все и всюду говорят об экологическом кризисе. Он обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.

Необходимо выделить следующие противоречия, которые требуют немедленного разрешения:

-между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

-между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;

-между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений.

Идея опыта заключается в интеграции образовательных технологий через методы и приемы личностно-ориентированного обучения учащихся окружающему миру, что позволяет решать следующие задачи:
-Формирование познавательной и социальной активности учащихся;
-Воспитание у детей ценностных экологических ориентаций и сознательного научно-обоснованного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции по проблемам ее охраны и улучшения;
-Формирование у детей на основе альтернативных обучающих технологий научных экологических представлений о целостности окружающей природной среды, о единстве человека с природой.

Проблемой экологического образования занимались видные педагогические деятели: Ян Амос Коменский, Песталоцци, Печко Л.П., Бобылева Л.Д. и др.. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Технология опыта.
Младший школьный возраст благоприятен для развития и формирования основ экологической культуры, устойчивых взглядов, убеждений, интересов, поэтому задача учителя воспитывать у учащихся ответственность за сохранение окружающей среды как важного фактора существования человека.
Считаю, что обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, учитывающее возрастные особенности младших школьников. Чувство красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик.
Урок стараюсь строить так, чтобы на нем ученики выступали не только в роли слушателей и исполнителей задач из учебника, а в качестве активных собеседников со мной и одноклассниками, в роли докладчиков, комментаторов, участников диалога. Ведь именно в таких формах активной учебной деятельности оказываются адаптивные возможности современного образования, происходит активная социализация школьников, которые в процессе обучения принимают участие в таких видах и формах деятельности, с которыми им придется столкнуться в повседневной современной и будущей взрослой жизни. Организую посещения школьного музея, музейной комнаты и живого уголка при МАУДО ЦДТ «Радуга».
На уроках окружающего мира в течение всех лет обучения в начальной школе создаём с детьми «Жалобную книгу природы». В неё входят жалобы от жабы, бабочки, березки, цветов и др. объектов природы. При изучении темы «Природные зоны России» решаем экологические задачи. В преподавании этого предмета опираюсь на теорию развивающего обучения, использую современные информационные технологии, соединяю проблемы предмета с другими науками.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения и учебники по чтению. В этих учебниках содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Г. Скребицкого, Б. Чарушина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе и многообразии объектов. Особое внимание на уроках чтения я уделяю работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное художественное познание мира. На уроках чтения рассказываю учащимся об увлечении природой с детских лет В. Бианки; о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у младших школьников умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру.
С целью развития умений детей решать природоохранные проблемы, находить оптимальные пути взаимодействия с окружающим миром, учу детей сочинять сказки. Составляя сказку, ребенок предлагает одноклассникам и взрослым им придуманный комплекс действий для достижения успеха, ведь сказка должна иметь счастливую концовку.
Специально подобранные мною тексты природоведческого характера формируют экологическую культуру и на уроках русского языка. Использую здесь и различные  игры экологического содержания: «Найди описание природы в произведениях», «Узнай по описанию животное (растение)», «Собери пословицу» и др. Экологическое образование осуществляю и на уроках развития речи, при работе с деформированными текстами, при проведении различных диктантов, творческих работ, списываний. Вот некоторые темы творческих сочинений: «О чём рассказала ёлочка», «Письмо белочке», «Зимнее дерево», «О чём молчит кактус», «Если ты сорвёшь цветок…» и др.
Экологическому воспитанию способствуют, несомненно, и уроки математики. Содержание многих текстовых задач учебника дает богатый материал для этого. Кроме того, я часто включаю в урок разные задания экологической направленности.
Повышают экологические знания ребенка уроки изобразительной деятельности. Неповторимое богатство красок природы запечатлели С. Герасимов, И. И. Левитан, М. Сарьян, И. И. Шишкин и другие. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения, поэтому великие художники – первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
На уроках музыки предлагаю учащимся произведения талантливых русских композиторов М. П. Мусорского, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова и других, которые передают многоголосое звучание Земли русской.
На занятиях физкультуры провожу дыхательную гимнастику. Например «Листья шуршат», «Одуванчик» и др., общеразвивающие упражнения «Листопад», «Поймай снежинку» и др., подвижные игры, эстафеты экологического содержания. А на уроках технологии дети с удовольствием выполняют поделки из природного материала: шишек, веток, коряг, каштана, скорлупы грецкого ореха.
Мною разработан и цикл интегрированных уроков природоведческого характера..
Глубокую и серьезную учебно-воспитательную природоохранную направленность имеют экскурсии, походы, экспедиции.
С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента экологического воспитания выступает разработка и реализация учащимися учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем. Мы создали проекты: «Жалобная книга природы», «Лес благодарит и сердится», исследовательский информационный проект «Проект ко Дню Матери», целью которого – выращивание комнатного растения в подарок маме.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе.
Провожу консультации и родительские собрания на темы: “Природа и дети”, “Выходной день в лесу, на реке” , “Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе” и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях.
Работа по распространению собственного опыта.
Активно распространяю свой опыт через Интернет: мои разработки, статьи, выступления, уроки, размещены на моей персональной странице сайта www.proshkolu.ru , на сайте МБОУ «Нововоронежская СОШ», на сайтах orenwiki.ru.index.php. иhttp://xn--j1agcz.net/index.html. Имею собственный сайт
Награждена благодарственными письмами НОЦ «Эрудит», Центра Современных Образовательных Технологий НПЦ «Интертехинформ» и Центром дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ» за большой личный вклад в организацию и совершенствование учебного и воспитательного процессов, формирование культурного и нравственного развития личности учащихся.(2014,2015,2016г)
Результативность реализации методической системы.
Проводя систематическую работу на уроках, я добилась хороших результатов успеваемости учащихся по окружающему миру, которые представлены мною в диаграмме. Динамика общей и качественной успеваемости обучающихся в 2013-2016 годах.

Учащиеся активно принимают участие в Международных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; создают учебные и социальные проекты.
Дети, продолжающее обучение в основной школе, сохраняют устойчивую динамику успешности обучения и активного участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах различного уровня.
Опыт применим для учителей начальных классов так как создаёт оптимальные, организационные, социально-культурные и педагогические условия для формирования успешной личности.
Опыт обобщён в рамках школы и методического объединения района.
Многие учителя начальных классов нашей школы и учителя ММО и ГМО используют данный опыт.
Экологические знания, полученные на уроках, закрепляются на занятиях внеурочной деятельности. Мною разработана рабочая программа для учащихся четвёртого класса по экологии «Мастерская добрых дел». Рецензирование программы проводилось методистами МАУДО ЦДТ «Радуга», почётным Магистром НМП «Методичка, орг»,рецензентом Международного методического проекта «Живой журнал». Была дана рекомендация к использованию в образовательных учреждениях Гайского городского округа.
Все вышеперечисленное позволяет мне создать условия для расширения и углубления знаний учащихся, их экологического воспитания, дает возможность учащимся применять полученные знания на практике.
Данная система создает условия:
а) для раскрытия способностей, потенциала, скрытых возможностей у обучающихся;
б) для реализации возможностей каждого обучающегося в результате личностно и социально значимой экологической деятельности;
в) для системного формирования и развития всех элементов экологического сознания;
г) для эффективного взаимодействия обучающихся, педагога, общества и окружающей природной среды в процессе экологического образования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кичигина Наталья Ивановна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 332034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Материал по внедрению инноваций в УВП через внеурочную деятельность  с учетом ФГОС. Региональный компонент «Кузбасс – жемчужина Сибири». "
    ["seo_title"] => string(151) "matierial-po-vniedrieniiu-innovatsii-v-uvp-chieriez-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-s-uchietom-fgos-rieghional-nyi-komponient-kuzbass-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "113923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411139671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства