kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта "Проблема отклонения в поведении детей начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема отклонения в поведении детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Общеизвестно, что ребенку с раннего возраста присуща определенная агрессивность. И мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. С точки зрения детской психологии обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Проблема отклонения в поведении детей начальной школы"»

4


АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ


Проблема отклонения в поведении детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем.

Общеизвестно, что ребенку с раннего возраста присуща определенная агрессивность. И мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. С точки зрения детской психологии обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело.

Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию наше терпение. Но надо помнить, что очень редко удается освободить ребенка от его агрессивности. Да этого и не надо делать, так как агрессивность имеет не только отрицательные, но и свои положительные, здоровые, полезные стороны.

Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непосредственности и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным.

Конечно же, нам нужно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение. Очень актуальны и до сих пор замечательные слова К.Д. Ушинского о том, что прежде чем воспитывать человека во всех отношениях, необходимо узнать его во всех отношениях. Как врач не имеет права лечить больного, не получив объективных данных о состоянии организма человека, так и педагог-воспитатель не имеет права пойти на риск и действовать вслепую, методом проб и ошибок. Чаще всего такие попытки завершаются грубым и опасным педагогическим браком.

Агрессивность обнаруживается очень рано. Причина одна: ребенку что-то не позволяют или в чем-то отказывают, вот это его и раздражает. Из всех живых существ на земле дети самые ранимые, их легче всего обидеть или обмануть. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от взрослых (родители, воспитатели, учителя). Ребенку очень часто приходится страдать от огорчений. Нет такого дня, чтобы его порыв или какое-либо желание не были подавлены. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянно гневному протесту. Вот так и рождается агрессивность. Агрессивная реакция по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка измерить положение вещей.

В жизни немало ситуаций, которые вынуждают человека на борьбу. Нам нравятся люди, презирающие опасность, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Однако с агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.

Вот почему речь должны идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Следует иметь в виду, что реакция ребенка на воспитательное воздействие зависит от многого: от потребностей и стремлений, которые у него имеются, от способностей и качеств личности, которые у него сформировались, от человека, который организует это воздействие, от того эмоционального состояния, в котором находится ребенок и даже от его отношения к деятельности, которой он в данный момент занимается.

Казалось бы, чего проще относиться к ребенку уважительно, принимая во внимание, что у него так же, как и у взрослого есть свои интересы и желания, учитывая и прислушиваясь к ним. Однако как часто нарушается этот простой закон человеческих взаимоотношений, как часто, именно на этой почве возникает конфликт между воспитанником и воспитателем (и в школе, и в семье).

Вот обычная ситуация. Отец читает, дочь играет.

  • Убирай игрушки, - говорит отец, - половина девятого, пора ложиться спать.

  • Еще немножко! – просит девочка. – У моих кукол еще урок в школе не кончился.

  • Наташа, кому я говорю! Ложись спать, завтра утром тебя опять не добудишься.

Девочка настаивает на своем, протестует.

Папа непреступен в своем требовании. Казалось, так и должно быть. Режим дня нужно соблюдать неукоснительно. Но возникший конфликт заставляет задуматься над тем, что его породило: непослушание, недисциплинированность девочки или неверная позиция, требовательность отца? Скорее всего, ни то, ни другое. Потому что обвинить девочку в непослушании нет достаточных оснований – причина, которая заставила ее протестовать против требовательности отца, для нее весьма значительная. Ее занятие простым и пустяковым кажется лишь взрослому человеку. Для нее же это очень важное, необходимое дело.

Ребенок увлечен игрой и в этот момент испытывает сильную потребность продолжать свои занятия. Поэтому так естественно сопротивление ребенка всему, что мешает этой потребности. Чем сильнее взрослый настаивает, тем сильнее ребенок может протестовать, сопротивляться, не подчиняться даже разумному требованию взрослого. Снять назревший конфликт можно, но для этого взрослый должен научиться уважать игру ребенка, его мечту, его фантазию. Иначе говоря, научиться видеть те потребности, которые действуют у ребенка в тот или иной момент. Если ребенок занят своим делом, но оно не слишком увлекает его, то любое напоминание взрослого о том, что пора ложиться спать или готовить уроки, воспринимаются ребенком спокойно, без протестов, без конфликта со взрослым. Это именно то послушание детей, о котором мечтают почти все воспитатели. Но если ребенок увлечен своими занятиями, то позиция, отношение взрослого, тон и форма обращения к ребенку должны быть иными.

В такой ситуации лучше предупредить ребенка заранее, что скоро необходимо будет закончить свои дела, или договориться с ребенком о том, что через некоторое время он снова может продолжить их и т.д. Иначе говоря, понимать заботы, потребности ребенка – необходимое условие нормального воспитания, нормальных взаимоотношений с детьми, истинного послушания и дисциплинированности ребенка, одно из условий профилактики появления агрессивных детей.

У агрессивных подростков, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отмечаются некоторые общие черты. К таким чертам относится отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов, бедность ценностных ориентаций, их примитивность.

У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

Одной из главных причин всего этого психологи считают социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение уровня жизни в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, все это болезненно переживается населением России и отражается на его социальном самочувствии. Дети больше других страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде.

Непременным условием делинквентного (отклоняющегося) поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих детей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, так же, как и безнадзорность, нередко способствуют агрессивному поведению детей. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в наших детях – проявлять к нему любовь, - утверждают психологи, методисты, ученые, - нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Каковы же формы, методы и способы педагогического воздействия, которыми и обязан в совершенстве владеть учитель. Основные из них: педагогическое внушение, педагогическое убеждение; метод разрыва нежелательных контактов; трансформация социально опасных отношений в положительные на основе воспитания новых потребностей общения и др. О них каждый из нас знает и применяет в практике.

При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный тон.

Нужно избегать крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но и нельзя все запрещать.

Взрослым необходимо своим поведением показывать ребенку пример, нужно сдерживать свои эмоции, ведь он в своем поведении подражает взрослым.

Если вы замечаете у того или иного ребенка проявление агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их. Надо помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

Таким образом, изучения учащихся в целях наиболее раннего выявления первых признаков отклонений в развитии личности ребенка и точное диагностирование причин, порождающих агрессивность, является главным условием в педагогической деятельности. Необходимо помнить, что дети не рождаются плохими, а становятся такими, благодаря нам, взрослым. И вообще хороших или плохих детей, как и людей, нет – есть плохие или хорошие поступки. Поэтому надо стараться всегда оценивать не человека, а поступок или действие.

И в заключение необходимо отметить, что воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов детей на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени ребенка, «времени праздного существования и безделья». Необходимо организовывать занятия, положительно формирующие личность. Это чтение, спорт, занятия музыкой, самообразование.

И непременным условием в работе с агрессивными детьми является тесная связь с семьей ребенка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение опыта "Проблема отклонения в поведении детей начальной школы"

Автор: Хохлова Лариса Владимировна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346216


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства