Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Цель статьи – развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию»
Полежай Елена Петровна
учитель начальных классов
МОУ «ОШ № 64», г. Макеевка
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье описан опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников, представлены формы и методы работы по воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
В нашей молодой Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».[11; 31].
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского). К этой проблеме обращались в педагогике и в последние десятилетия (Н.В. Ипполитова, Л.И. Мищенко, Л.В. Кокуева, А.В. Вырщиков, Г.Х. Валеева). Целостное педагогическое осмысление ее приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания.
Цель статьи – развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества;
– необходимость осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа. Как она живёт в это сложное время для нашей республики? Кто как не она обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность и готовит её к жизни, прививает интерес к труду, любовь и гордость к своей Родине? Оглядываясь на 3года назад, я понимаю, что слова Родина, патриот, патриотизм, защитник приобрели более глубокое значение в жизни каждого из нас, будь-то ребенок или взрослый.
Работая в школе, я всегда акцентировала внимание на том, как привить любовь к своей Родине, научить видеть красоту родного края, воспитать бережное отношение ко всему, что тебя окружает? Конечно, все эти вопросы можно решить, только работая в системе гражданско-патриотического воспитания. Ответы на волнующие меня вопросы, я нашла в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
Патриотизм - основа существования и развития государственности.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной Республики.
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма.
Патриотизм, по мнению философов, – одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи. Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это часть той страны, где живет ребенок. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищено, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.
Ведущей моей целью по гражданско-патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашего края, его природных богатствах, о растительном и животном мире, о наших земляках,о людях сегодняшнего дня с последующим проведением тематических классных часов. Это и просмотр фильмов по окружающему миру, по урокам гражданственности с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших земляков, за красоту и бескрайние просторы нашей республики .Очень много материала можно подобрать в журнале « Истоки», на сайте РИДПО, главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя.
Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём, к примеру, урок математики. В учебнике “Математика”, автор М.И.Моро, много задач с детьми и родителями. Вот, например, задача: «Около школы дети посадили 8 лип, а берез на 2 меньше». Чем не патриотическое воспитание. Вот и любовь к труду, к своей школе, к природе. Вот еще задача из того же учебника: “Витя во время каникул сделал 12 фотографий. Он подарил 6 фотографий бабушке и 4 фотографии другу.»Вот ещё важная тема для воспитательной работы по патриотическому воспитанию. И таких примеров можно привести множество.
Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории нашей республики.
Классный час –одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Классные часы: «Мы благодарны за Победу», «Твой дом», «Права и обязанности гражданина Республики». Много лет подряд я вожу своих детей на митинги, приуроченные к празднованию 9 мая и ко Дню освобождения Донбасса у памятника детям-донорам, провожу встречи с узниками концлагерей и нынешними защитниками нашей республики. У нас в классе на почетном месте стоят два первых тома « Книги Памяти», врученные и подписанные председателем Макеевской организации узников концлагерей Симоновой Ларисой Степановной - всё это составляет содержание патриотического воспитания. Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям, природе, Родине.
Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”. Учитель начальных классов имеет большие возможности активизировать общение детей со своими родителями, бабушками, дедушками.
Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
• обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
• привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;
• формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему; 2) вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру.
В том числе подготовить наших подростков к защите своей страны. Эти задачи решаются совместными усилиями родителей и педагогов.
Воспитание гражданина и патриота проходит и во время бесед с детьми. Задачи беседы: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.), происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.
В ходе такой работы были достигнуты результаты с положительной динамикой в деле по формированию чувства патриотизма у младших школьников.
Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение курса «Уроки гражданственности» осуществляется ознакомление детей с жизнью своей страны, на конкретных фактах, явлениях, событиях устанавливаются логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в Республике, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда результат этой работы будет достигнут.
Список литературы:
1. Агапова, И. Мы – патриоты [Текст]: Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы / И.Агапова. – М.: Вако, 2006. - 368 с.
2. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.А.Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. – С. 17-20
3. Веденяпина, В.Л. Воспитание у младших школьников любви к Родине. Отчему дому, семье, родителям [Текст] / В.А.Веденяпина. // Начальная школа. - 2011. - № 2. – С.55-59
4. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С.29-33
5. Репринцев, А.В. Формирование патриотизма как проблема дошкольного и школьного воспитания [Текст] А.В.Репринцев // Начальная школа. - 2011. - № 6. – С.84-86
6. «Гражданское образование: ценности и приоритеты». Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
7. Агентство социальной информации www.asi.org.ru
8. Статья В.И. Лутовинова «Гражданское и патриотическое воспитание» www.portalus.ru