kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение моего педагогического опыта "Использование интерактивных приемов и методов". Статья со слайдами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свой опыт я представила на муниципальном конкурсе "Учитель года России 2015". В статье я даю теоретическое обоснование актуальности опыта, условий возникновения и становления опыта, характеристику противоречий, классификацию интерактивных методов, виды интерактивных приемов. В статье я вставила копии слайдов, подтверждающие текст. Также есть слайды по применению моего опыта работы с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение моего педагогического опыта "Использование интерактивных приемов и методов". Статья со слайдами »

(Слайд №1)Использование интерактивных методов обучения

  1. Условия возникновения и становления опыта.

  2. Актуальность опыта.

  3. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке вопроса.

  4. Методическая проблема моего опыта.

  5. Теоретическое обоснование педагогического опыта.

  6. Технология педагогического опыта.

  7. Из опыта работы: применение интерактивных приемов.

  8. Заключение.

  1. Условия возникновения и становления опыта

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Ранее мы больше использовали классно-урочную систему обучения.

Классно-урочная система по Я.А.Коменскому существует уже более 300 лет, но имеет существенные недостатки:

- ориентируются на среднего ученика,

- высокая степень сложности урока для слабых учащихся в виду временных

ограничений и смысловых рамок,

- невозможность реализации в учебном процессе индивидуальных особенностей учащегося.

(Слайд №2)

Но время требует иного подхода к обучению, поэтому в новом ФГОСе прописано, на что нужно больше обращать внимание в нынешних реалиях. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.


  1. Актуальность опыта


Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

(Слайд №3) Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Обновление образования сегодня требует от нас знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования.       Специфика  инновационной  деятельности  учителя  начальной  школы  определяется ориентацией  данной  ступени  обучения  на  развитие  познавательной  активности  детей, 

 их мыслительных  способностей,  а  также   учебной  деятельности  как  организационной  

основы активной  познавательной  деятельности  в  школе. 

Но это не значит, что учителя и ранее не задумывались над изменениями. Чтобы заинтересовать, мотивировать детей к познавательной активности, я применяла активные и интерактивные приемы обучения, которые могут дать эффект на определенной стадии изучения тем.


  1. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы


При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную

деятельность обусловлен рядом противоречий:
- между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;
- между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;
- между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;
- между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка.
Инновационная  работа  достигается  через внедрение  в  учебный  процесс  интерактивных  форм  и  методов  обучения.


  1. (Слайд №4)

Методическая проблема моего опыта

Использование интерактивные форм и методов обучения открыли передо мной новые возможности, связанные, прежде  всего, с  налаживанием  межличностного  взаимодействия  

путём внешнего диалога  в  процессе  усвоения  учебного  материала.  Между  учащимися  

возникают определённые  межличностные  взаимоотношения;  и  от  того,  какими  они  

будут,  во  многом зависит  успешность  их  учебной  деятельности.  Умелая  организация  

взаимодействия учащихся  на  основе  учебного  материала  становится  мощным  фактором  повышения эффективности и качества учебной  деятельности  в  целом. Поэтому моя методическая проблема так и сформулирована: «Использование интерактивных форм и методов обучения для улучшения взаимодействия всех обучающихся и развития их познавательной активности».

  1. Теоретическое обоснование педагогического опыта(Слайд №5)


Классификация интерактивных методов обучения.

    В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Меня интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения. Традиционно в ней выделяют 3 группы методов:

(Слайд №6)

  1. Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения; они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы – это лекция, чтение, опрос

 (Слайд №7)  2) Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, от учителя к ученику

    (Слайд №8) 3) Интерактивные: от англ. ( «интер» - «между», «акт» - «действие»)      Таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы,  позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихсявключая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

    Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Поэтому в своей работе я использовала некоторые интерактивные методы только после накопления обучающимися как учебного, так и жизненного опыта. Это происходит в первом классе. Но также интересно применять их в исследовательской работе, там, где подобного опыта еще нет, и происходит «открытие» для детей, обеспечивается ситуация успеха и материал запоминается легче и крепче. Такой подход применим уже со второго класса.

    (Слайд №9)Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»

    Это дает нам богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов как методов, имеющих высокий потенциал, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения «целостного человека».

    Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.


  1. Технология педагогического опыта


Будущее педагогики за такой схемой: Ученик - технология - учитель. Учитель должен стать педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.

Под педагогической технологией понимают набор процедур, который обновляет педагогическую деятельность учителя и гарантирует конечный запланированный результат. Технология состоит из:

- запланированных результатов,

- способов оценки для коррекции и выбора приёмов обучения ,

- набор моделей обучения, основные её критерии,

- системность

- руководство (возможность планировать систему обучения),

- эффективность,

- подтверждение в других учебных заведениях.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

(Слайд№10)Структура интерактивного занятия:

-мотивация,

-объявление прогнозируемых результатов,

-интерактивное упражнение,

-предоставление необходимой информации,

-подведение итогов.

(Слайд №11) Технологии интерактивного обучения.

1) Работа в парах.

2) Ротационные(сменные)тройки.

3) Карусель.

4) Работа в малых группах.

5) Аквариум.

6) Незаконченное предложение.

7) Мозговой штурм.

8) Броуновское движение.

9) Дерево решений.

10) Суд от своего имени.

11) Гражданские слушания.

12) Ролевая(деловая) игра.

13) Метод пресс.

14) Займи позицию.

15) Дискуссия.

16) Дебаты.


Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия.

Для достижения успешного интерактивного взаимодействия в своей работе использую:

   - полилог (многоголосье греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника  иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и педагога, и учащихся.

   - диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.

   - мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

   - смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами.

   - свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.

   - ситуация успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.

      - рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.


  1. Из опыта работы: примеры применения интерактивных приемов


(Слайды №12 – 19 ) Я считаю, что мой стиль работы характеризуется умением подхватить интересную мысль ребят, когда бы она не возникла, и направить ее по нужному руслу. Это и исследовательская работа, и обращение к первоисточникам, проектная работа, и обобщение в виде мероприятий. Очень эффективно применение групповой и парной работы.

Моя стратегия: планирование содержания урока, исходя из конечного результата и вызывание положительных эмоций от усвоения знаний.






  1. (Слайд №20) Заключение

Внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс многое дает различным субъектам образовательного процесса.

 Для каждого конкретного ученика:

 · осознание включенности в общую работу;

· развитие личностной рефлексии;

· становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.

 · развитие навыков общения и взаимодействия в группе;

· способность к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

· принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу:

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательной активности класса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке "класс - учитель":

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· многомерное освоение учебного материала;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

    Таким образом, интерактивные методы обучения - несомненно интересное, творческое, перспективное явление нашей педагогики.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Яценко Инна Викторовна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства