Просмотр содержимого документа
«"Обобщение опыта урочной деятельности по формированию и развитию предметных компетенций на уроках литературного чтения в условиях ФГОС"»
Обобщение опыта урочной деятельности по формированию и развитию предметных компетенций на уроках литературного чтения в условиях ФГОС..
В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть метапредметными УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники чтения, но и для формирования следующих универсальных умений:
- нахождение информации,
- интерпретация текста,
- рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Именно эти показатели составляют умение работать с текстом:
— прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в неявной форме; выделение главного и второстепенного содержания;
— сравнение и противопоставление заключённой в тесте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста;
—связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения.
Проведенные мониторинги на понимание прочитанного текста в 4 «Д» классе позволили выявить следующие результаты.
Художественный текст: (26 ч.)
1. Базовый. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, умение выделить последовательность событий, описанных в тексте. Справились – 22 ч. – 84%%. Допустили ошибки- 4 ч. – 15 %.
2. Повышенный. Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию, понимать общий смысл текста. Справились – 13 ч. – 50%. Допустили ошибки- 13 ч. – 50%
3.Повышенный. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, умение выделить последовательность событий, описанных в тексте. Справились -16 ч. – 61%. Допустили ошибки – 10 ч. -38%
Научно-популярный текст: (25 ч.)
1. Базовый. Умение извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложный вывод.
2. Повышенный. Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию, понимать общий смысл текста.
Справились – 18 ч. - 72%. Допустили ошибки- 7 ч. – 28%
3. Повышенный. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, умение выделить последовательность событий, описанных в тексте. Справились – 11 ч. – 44%. Допустили ошибки- 14 ч. -56%
4. Повышенный. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, умение выделить последовательность событий, описанных в тексте. Умение анализировать структуру текста.
Справились – 14 ч. – 56%. Допустили ошибки – 11 ч. – 44%.
Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, собственные высказывания, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность, выразительность). При работе над текстами необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем.
В работе с текстом я использую технологию формирования правильной читательской деятельности, которая предполагает работу по следующим этапам:
Работа с текстом до чтения.
Цель данного этапа: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
Приемы работы:
чтение фамилии автора, названия текста,
чтение выделенных слов,
рассматривание иллюстраций,
высказывание предположений о теме, содержании текста.
2.Работа с текстом во время чтения.
Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы:
чтение текста по частям с комментированием,
диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы),
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение),
работа с малознакомыми, непонятными словами,
выборочное чтение,
беседа по содержанию,
сравнение содержания текста со своим предположением.
3.Работа с текстом после чтения.
Цель: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне смысла.
Приемы работы:
постановка проблемного вопроса к тексту,
повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?),
высказывание и аргументация отношения к прочитанному,
характеристика событий, места действия, поступков героев,
выполнение творческих заданий учащимися.
При работе над текстом я также использую и другие интересные приёмы работы.
● вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
● восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено слово, словосочетание или предложение. Дети должны восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов;
● называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
● составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
● множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
● деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
● составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, по пунктам;
● предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;
● викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;
● логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или по плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
Перечисленные выше приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти стали зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась настолько, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шел гораздо быстрее
Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления, которые используются на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Прием “ Кластер” помогает систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”. Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “ Синквейн”. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму, в переводе означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На 1 строчке записывается 1 слово – существительное. Это тема синквейна.
На 2 строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На 3 строчке – 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой - фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Прием “Ключевые слова” осуществляет стадию вызова на уроке. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или головоломку. Такие задания я задаю на дом. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Это повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.
Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.