Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».»
Обобщение опыта по теме самообразования «Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».
Цель самообразования по теме. Заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Задачи самообразования.
Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
Участие со своими воспитанниками в конкурсах, олимпиадах
Принципыпрофессиональногосамообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, вебинары, , курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
- изучение научно – методической и учебной литературы.
Групповая:
– участие в педагогических советах школы;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
Предполагаемый результат.
Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
Организация сотрудничества педагога и учащихся, учащихся между собой.
Творческая активность учащихся.
Участие в педсоветах, вебинарах, в работе районного МО учителей начальных классов;
Разработка новых форм, приёмов обучения.
Основные вопросы по самообразованию.
изучение психолого-педагогической литературы;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете ,творческий отчет, участие в конкурсах.
№
Содержание работы
Сроки
1
Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1). Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
2). Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
3). Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
4). Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
5). Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
6). Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
7). Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
8). Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
9). Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
10). Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
11). Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
12). Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
13). Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
2.Поиск материалов в Интернете.
3. Анализ личных затруднений по данной проблеме.
4. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.
5. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.
6. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.
В течение 2015-2016 года
2
Практическое решение проблемы.
Организация и работа внеурочной деятельности.
2.Участие в олимпиадах, конкурсах российского и международного уровня.
3. Создание комплекта педагогических разработок, публикация в СМИ.
4. Корректировка работы по данной проблеме.
5. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.
6. Оформление результатов по теме самообразования.
7. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и районном методическом объединении.
8. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.
2017-2019г.г.
3
Оценочный этап.
Сравнительный анализ за пять лет.
2. Представление опыта на сайтах.
4.Анализ работы по теме самообразования.
5.Выступление на районном МО начальных классов.
6.Участие на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок».
2019-2020г.г.
Для изучения данной темы мной в 2015-16 г была изучена соответствующая литература. Считаю, что изучение данной темы является актуальным для повышения качества знаний учащихся при проведении уроков.
Особенно эта тема актуальна при работе по УМК «Школа России», т.к. уроки в этой системе позволяют внедрять технологию проблемно--диалогического обучения, которая наиболее широко используется на уроках открытия нового знания.
Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе содержания которых лежит системно-деятельностный подход. Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
Изучаю опыт работы учителей через Интернет и использую в своей практике системно – деятельностный подход.вание
В результате работы над темой самообразования я получила возможность для профессионального самосовершенствования.
Работая над реализацией личного плана самообразования, разместила несколько материалов со своими уроками в интернете. На каждый материал имею свидетельство о публикации.
Познавательная активность учащихся активизируется так же через их участие в конкурсах и олимпиадах (очных, заочных, дистанционных). Так ученики моего класса активно участвовали муниципальных конкурсах, в дистанционных конкурсах и в олимпиадах Всероссийского уровня .
В результате работы получили сертификаты, свидетельства и дипломы, которые мне пригодятся при аттестации.
Как же я реализую принципы системно-деятельностного подхода? Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. В то же время преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами:
- с игровой технологией;
- технологией развития критического мышления
- методом проекта;
- информационно-коммуникативными технологиями;
- здоровьесберегающими технологиями.
Проблемы, возникшие в период реализации опыта по теме:
1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.
2. Требование более сложной системы оценивания.
3. Увеличение объёма работы учителя.
4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.
5. Повышение эмоциональной нагрузки.
Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что деятельностный подход: способствует повышению мотивации обучения; создает условия для усвоения понятий как способа действий; способствует развитию креативности; позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении; способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию).