kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе многие школьники сталкиваются с различными проблемами в процессе обучения. Одной из таких проблем является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»»

Доклад на тему:

«Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»

В современном обществе многие школьники сталкиваются с различными проблемами в процессе обучения. Одной из таких проблем является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!

В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в Стандартах заключены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Главной целью ФГОС НОО в отношении обучающихся с ОВЗ является создание условий для их социальной адаптации, развития и получения качественного образования. Это включает в себя:

  • Идентификацию ОВЗ в раннем возрасте и организацию ранней диагностики.

  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ, учитывая их особенности и потребности.

  • Создание специальных условий для обучения социальных и адаптивных навыков.

  • Настройка доступной и беспрепятственной учебной среды.

  • Обеспечение содействия и поддержки со стороны учителей, родителей и медицинского персонала.

Особые образовательные потребности (ООП) охватывают широкий спектр состояний и возможностей, которые могут затруднить обучение детей в обычной школе. К таким состояниям относятся слабовидение и слепота. Основная цель ФГОС НОО состоит в том, чтобы предоставить качественное образование для всех обучающихся, вне зависимости от их ООП.

Обучение детей с ОВЗ представляет свои уникальные вызовы и преимущества. Во-первых, слепые и слабовидящие дети требуют более индивидуального подхода и особенного внимания. Учителя должны быть готовы к обучению разным стилям и темпам обучения, а также учитывать особенности коммуникации с такими детьми. Обучение на основе ФГОС НОО включает в себя индивидуальный подход к каждому обучающемуся, применение специальных методов обучения и оценки, а также развитие умения работать в коллективе. Педагоги должны обладать не только знаниями в своей предметной области, но и уметь адаптировать образовательный процесс к особым потребностям каждого ребенка.В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД. Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:

- знаний и представлений об окружающем мире;

- умственных операций, действий и навыков;

- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;

- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;

- регуляции поведения.

У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.

В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:

ИКТ, проектная технология, исследовательская технология, здоровьесберегающие и игровые технологии.

Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у них очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.

Планируемые результаты освоения АООП предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:

- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;

- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Из этого следует, что введение ФГОС НОО предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.


Я считаю, что, несмотря на все сложности в этой работе, Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям

Главной целью новых ФГОС НОО стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель.
И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе, то есть когда учитель создает «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. У каждого педагога своя технология, методы и приемы работы с детьми ОВЗ. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Таким детям очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, особенно тем детям у которых на ряду со зрительной потологией есть расстройства психики. Для них характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность, замедлены прием и переработка информации для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом при дистанционном обучении.

Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и
выработки практических навыков по её применению ведет к созданию
педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и
способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам
обучения.

Значит, что любой учитель, независимо от программы, по которой он работает, должен знать основы коррекционно развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»

Автор: Грачева Елена Владимировна

Дата: 21.12.2023

Номер свидетельства: 642929


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства