«Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»
«Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»
В современном обществе многие школьники сталкиваются с различными проблемами в процессе обучения. Одной из таких проблем является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»»
Доклад на тему:
«Обновлённые ФГОС для детей с ОВЗ: поиски, пути, решения»
В современном обществе многие школьники сталкиваются с различными проблемами в процессе обучения. Одной из таких проблем является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!
В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в Стандартах заключены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Главной целью ФГОС НОО в отношении обучающихся с ОВЗ является создание условий для их социальной адаптации, развития и получения качественного образования. Это включает в себя:
Идентификацию ОВЗ в раннем возрасте и организацию ранней диагностики.
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ, учитывая их особенности и потребности.
Создание специальных условий для обучения социальных и адаптивных навыков.
Настройка доступной и беспрепятственной учебной среды.
Обеспечение содействия и поддержки со стороны учителей, родителей и медицинского персонала.
Особые образовательные потребности (ООП) охватывают широкий спектр состояний и возможностей, которые могут затруднить обучение детей в обычной школе. К таким состояниям относятся слабовидение и слепота. Основная цель ФГОС НОО состоит в том, чтобы предоставить качественное образование для всех обучающихся, вне зависимости от их ООП.
Обучение детей с ОВЗ представляет свои уникальные вызовы и преимущества. Во-первых, слепые и слабовидящие дети требуют более индивидуального подхода и особенного внимания. Учителя должны быть готовы к обучению разным стилям и темпам обучения, а также учитывать особенности коммуникации с такими детьми. Обучение на основе ФГОС НОО включает в себя индивидуальный подход к каждому обучающемуся, применение специальных методов обучения и оценки, а также развитие умения работать в коллективе. Педагоги должны обладать не только знаниями в своей предметной области, но и уметь адаптировать образовательный процесс к особым потребностям каждого ребенка.В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД. Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
- регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.
В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
ИКТ, проектная технология, исследовательская технология, здоровьесберегающие и игровые технологии.
Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у них очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.
Планируемые результаты освоения АООП предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:
- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;
- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;
- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.
Из этого следует, что введение ФГОС НОО предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.
Я считаю, что, несмотря на все сложности в этой работе, Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям
Главной целью новых ФГОС НОО стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе, то есть когда учитель создает «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. У каждого педагога своя технология, методы и приемы работы с детьми ОВЗ. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей
Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Таким детям очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, особенно тем детям у которых на ряду со зрительной потологией есть расстройства психики. Для них характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность, замедлены прием и переработка информации для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом при дистанционном обучении.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Значит, что любой учитель, независимо от программы, по которой он работает, должен знать основы коррекционно развивающего обучения и владеть соответствующими технологиями. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия.