kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен опыт логопедической работы с аутичными детьми. Материал рекомендован логопедам и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми.»

Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми.

Подготовила учитель-логопед 1 категории МБОУ « СОШ №3

Г. Красноармейска» Марштанова М.Г.

Аутизм (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя) - нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма.

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутиз­мом, очень длительна и кропотлива.

Впервые мы столкнулись с ребенком имеющим диагноз-аутизм в 2011г., я понимала, что традиционные методики не помогают, поэтому пришлось искать действенные методы коррекции для таких детей, тем более, что с каждым годом детей с таким диагнозом становится больше и в настоящее время, в нашей школе обучаются 4 ребенка, все с нарушением интеллекта : в 1, 4, и 5 классах, это мальчики. Хочу отметить, что у двоих детей была тяжелая форма аутизма, т.е. их речь была на уровне звукоподражаний и отдельных звуков. Поэтому все усилия были направлены на формирование речи и на развитие наиболее сохранных структур мозга. Изучив методику Л.Г. Нуриевой и Т.Н. Новиковой-Иванцовой, я поняла, что замена вербальных абстрактных образов зритель­ными значительно облегчает обучение аутичного ребен­ка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются мною на всех этапах работы с ними. Выстраивание визуального ряда является основным условием успеш­ности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вы­звать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Па­раллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии ( нарушение целенаправленных движений и действий органов артикуляторного аппарата) наличие которой может слу­жить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позво­ляет сразу приступить к воспитанию понимания ребен­ком обращенной к нему речи и развитию произноси­тельной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.


Первый этап. Первичный контакт

Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с логопедом можно приступать уже на 2—3-м занятии, после установления фор­мального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопас­ность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способ­ные привлечь внимание ребенка (тактильные — щекотка, Су-Джок, коврик-ёжик, сенсор­ные —звучащие игрушки, ИКТ и пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощ­рения на занятиях.


Второй этап. Первичные учебные навыки

Организация занятий и рабочего места

Правильно организованное рабочее место вырабаты­вает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Учимся заниматься за столом. Подго­товленный к работе материал кладу слева от ребенка, выполненное задание — справа. Убираем использованный материал сначала вместе, а затем ребенок это делает самостоятельно. Обязательно поощряю его ранее определенным спо­собом, поэтому ученик отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.


Работа над опорными коммуникативными навыками

Как известно ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека, очень трудно зафиксировать или «поймать» его взгляд, поэтому сначала выраба­тывается фиксация взора на картинке, которую держим на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок, желательно через салфетку и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картин­ке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.

На данном этапе использую минимальное количе­ство речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В ка­честве стимульного материала использую парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой держим в руке лакомство. Ребенок отслеживает приближение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, тем самым удерживая взор на картинке достаточное время.


Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ»

Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указа­тельного жеста детьми, страдающими тяжелыми фор­мами аутизма, может возникнуть к 7—8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет об­щение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное обще­ние ребенка с близкими людьми.

На занятиях регулярно задаю ученику вопросы:

«Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не де­лает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» упо­требляются в качестве ответов на различные вопросы.

Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добав­ляем еще одну: «Покажи». Для этого фиксируем кисть ре­бенка в положении жеста и учим четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в исполь­зовании жестов, нужно поощрять их применение ребен­ком, так как этот минимальный набор невербальной ком­муникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные си­туации.


Четвертый этап. Обучение чтению

Обучение чтению ведем по трем направ­лениям:

— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

— послоговое чтение;

— глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задей­ствует различные языковые механизмы ребенка. Исполь­зуя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукопод­ражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом-картинкой. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накап­ливающийся объем слов.

Глобальное чтение

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную (понимание речи) речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ре­бенок может научиться узнавать написанные слова цели­ком, не вычленяя отдельных букв.

При обучении глобальному чтению соблю­даю постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Ввожу дан­ный тип чтения не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать пар­ные предметы или картинки.


ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

2. Чтение слов. Подбираю картинки по всем основ­ным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транс­порт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начинать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».

Таблички к игрушкам или к картинкам подкладываю сама, говорю, что на них написано. Затем предлагаю ребенку положить табличку к нужной картин­ке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаю посте­пенно добавлять следующие.

Порядок введения новых лексических тем произво­лен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений:

— схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Пока­жи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зер­калом);

— план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к ок­ну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя кар­точки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

4. Чтение предложений. Составляются предложения к се­рии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия. Глаголы беру по методике Т.Н.Новиковой-Иванцовой

Аня сидит.

Аня спит.

Аня бежит.


Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не­говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволя­ет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.


Послоговое чтение

Для того чтобы составить достаточное количество слоговых таблиц, нужно знать основные типы слогов:

— открытые: согласный + гласный (па, мо);

— закрытые: гласный + согласный (ап, ом).

В таблице может быть взята одна согласная буква в со­четании с различными гласными (па, по, пу...) или одна гласная с разными согласными (ам, ап, ак...).


ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов. Табли­цы изготавливаются по принципу лото с парными кар­тинками.

ма

па

ва

та



МА

фа

фо

фу

фи


ПА

фа

фо

фу

фи


ВА

ТА


Ребенок выбирает слог на маленькой карточке и кла­дет его на соответствующий слог на большой карте. Педа­гог при этом четко произносит написанное, следя за тем, чтобы взгляд ребенка в момент проговаривания зафикси­ровался на губах взрослого.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов за­крытого типа. Подбираются пластмассовые гласные и со­гласные буквы, которые накладываются поверх написанных букв. Гласные произносятся протяжно, а соответствующие им пластмассовые буквы передвигаются к согласным, т. е. «ходят к ним в гости».



Н Н

У М о М

У П О П

К К

Т Т



3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на зна­чительном расстоянии (10—15 см) друг от друга. Между буквами плавно растягивается толстая нитка или резин­ка (резинка обычно больше нравится детям, но если ее «щелканье» пугает ребенка, лучше взять нитку).


Н—А М—О

Кончик резинки, завязанный в узел, ребенок прижима­ет пальчиком или ладошкой к согласной букве, а другой рукой тянет свободный конец резинки к гласной букве. Педагог озвучивает слог: пока резинка тянется, длитель­но произносится согласный звук, когда резинка щелкает, присоединяется гласный (например: «ммм-о», «ннн-а»).

Аналитико-синтетическое чтение

В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова. Становление этого навыка требует большого количества упражнений, поэтому приходится готовить много дидактических пособий, чтобы занятия не были однообразными для ребенка.

ВИДЫ РАБОТ:

1. На большой карте с четкими картинками (можно ис­пользовать различные лото) ребенок раскладывает малень­кие карточки с начальными буквами названий картинок. Сначала я оказываю ему значительную помощь: буквы четко называю, держа карточку так, чтобы ребенок ви­дел движения губ, артикуляцию данного звука; другой рукой показываем картинку на большой карте. Продолжая произносить звук, прибли­жаем букву к ребенку (чтобы он отслеживал взглядом движение буквы, можно использовать кусочек лакомства, как и при работе с парными картинками), затем отдаю карточку с буквой ученику (лакомство он съедает в мо­мент передачи). Использую подсказку в виде указательного жеста, ребенок кладет букву на соответ­ствующую картинку. Со временем он учится самостоятельно раскладывать все буквы на нужные кар­тинки.



Возможен обратный вариант игры: на большой карте напечатаны начальные буквы из слов, обозначающих кар­тинки на маленьких карточках.


С

Т

П

Н

Н

П

Т

С


2. Используя магнитные буквы играем в игру «Рыбаки». Ребенок с по­мощью магнита «ловит рыбку»,называет букву. Это упражнение помогает дольше фик­сировать взор ребенка на букве и позволяет расширить спектр его произвольных действий.

А

О

У

Ы

Э

И



3.В ходе всей работы в кабинете, оформляются пособия для домашних заданий. Создается альбом, по которому весь изученный материал закрепляется и отрабатывается .


Когда ребенок научится слышать начало слова, можно начинать работу по формированию звукобуквенного анализа конца слова.

Используется также большое количество различных заданий и дидактического материала.


Развитие артикуляторного праксиса


Параллельно с освоением чтения и звукобуквенного анализа и синтеза проводится работа по развитию артикуляторного праксиса. На помощь приходят картинки – символы звуков М.Ф.Фомичевой, начинаем работу с гласных, к каждой букве привязываем картинку - символ звука н-р:Аня плачет:ААА, у Оли зуб болит:ООО, Эдик кричит: ЭЭЭ и т.д.

Я не буду останавливаться на звукопостановке звуков, т.к. это отдельная тема и требует много времени. Приведу лишь часто встречающийся порядок постановки, появления звуков и скажу, что этот период очень трудоемкий:

гласные звуки:

А, Э, Ы, И, О, У, затем буквы: Я, Е, Ё, Ю

согласные звуки:

М, П, Н, Т, Ф, Б, И, К, С, X, В, Д, Г, 3, ЛЬ, Ш, Ж, Ч, Щ, Р




Хочется отметить, что логопедические занятия должны нести  характер сопровождения. Ребёнок зачастую сам выбирает себе занятие, игрушку, пособие. Поэтому работа логопеда в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.

Обучение аутичных детей требует не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.

Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :

  • формирование целенаправленного поведения и понимание речи,

  • комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам,

  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

  • вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,

  • развитие активного и пассивного словарного запаса,

  • развитие мелкой моторики.

В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра, любимое лакомство и т.д.).




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми.

Автор: Марштанова Марина Георгиевна

Дата: 14.04.2018

Номер свидетельства: 466166

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства