kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нетрадиционные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная работу с детьми с ОВЗ, встает вопрос об организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нетрадиционные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»»

«Нетрадиционные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»

Начиная работу с детьми с ОВЗ, встает вопрос об организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ОВЗ имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

Психолого - педагогическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ - одна из основных задач, которую пытаются решить как педагоги, так и психологи. Для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, такие как:

- изотерапия (лечение по средствам изобразительной деятельности);

- музыкотерапия (терапия через музыку, куда входит, кинезитерапия);

- имаготерапия (терапия через образ, куклотерапия).

- сказкотерапия;

- цветотерапия;

- су-джок;

- песочная терапия (педагогическая песочница)

- бумагопластика

- фитотерапия

И многие другие.

Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.

Потребность в разработке и изучении новых, эффективных, научно и практически подтвержденных, и отвечающих последним достижениям специальной педагогики и психологии нетрадиционных методов коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОВЗ и побуждает заниматься работой над этой задачей.

Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

1. занятия могут проводиться ежедневно;

2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп:

- упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,

- координации движений,

- графических навыков и пространственной ориентации;

- упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;

- дыхательно – координационные упражнения;

- упражнения для профилактики нарушения зрения;

- упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей.

Сегодня мы с вами рассмотрим одно из них и попробуем на себе.

Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры: «Смешные добавлялки», «Нелепые вопросы» и другие; игры, помогающие в коррекции агрессии: «Газетные бомбочки», «Каракули», игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие, такая игра, например, «Фольговый массаж».



Бумагопластика

Делится на оригами и аппликацию. Она прекрасно развивает мелкую моторику рук, воображение. А так же отлично интегрируется с другими методиками. Отлично формирует пошаговое следование инструкции, развивает усидчивость и внимательность. Может использоваться как в группе, так и индивидуально.

Заключение

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

Хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Дети «с ОВЗ» нуждаются в особом внимании педагогов, логопедов, психологов, родителей. Систематическое использование в коррекционной работе элементов коррекционной педагогики позволяет результативнее формировать у школьников познавательные процессы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Большой ценностью нетрадиционных технологий является возможность работать с внутренним миром ребенка, не требовать от него «правильного» результата, а наблюдать за изменением его психического состояния и вовремя прийти к нему на помощь или порадоваться вместе с ним. Особенно важно, что данные техники оказывают положительное влияние на психику не только детей, но и педагогов, которые сами зачастую нуждаются в коррекции и реабилитации. Работая с детьми, у которых наблюдаются трудности в обучении и общении, педагоги все острее понимают, что нужно ценить каждый миг жизни и наслаждаться ею. Необходимо помнить, что такое счастье, что значить быть здоровым и «нормальным» в условиях современного и такого неблагоприятного для психического и физического здоровья нашего общества.





Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

















"Нетрадиционные методы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"















Работу выполнила:

студентка Ш-41 группы

Мстоева Диана

Преподаватель: Орел И.А.

Ейск 2022


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Нетрадиционные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»

Автор: Мстоева Диана Бариевна

Дата: 12.12.2022

Номер свидетельства: 620083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства