Просмотр содержимого документа
«Некоторые проблемы музыкального оформления на уроках ритмики»
Некоторые проблемы музыкального оформления на уроках ритмики
На сегодняшний день система образования предлагает родителям дошкольников широчайший выбор предметов для обучения. Малыши уже к 3-4 годам имеют возможность изучать множество дисциплин: рисование, вокальный ансамбль, иностранные языки, сольфеджио, игру на музыкальном инструменте, танец, развитие речи и так далее. Самая главная задача педагога на данном этапе- заинтересовать, увлечь ребенка в удивительный мир творчества, и, посредством этого,обучить главным особенностям предмета.
Среди большого разнообразия видов творческой деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет деятельность музыкально- ритмическая. Ритмика помогает выявитьпотребность творческой самореализации, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения также выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления.
Чрезвычайно важно, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения. Ритмика – это, в первую очередь, выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения, восприятие музыки, ее осмысление.
Первостепенную роль на занятиях играет музыкальное оформление занятия, и, соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Концертмейстер – активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками, он является как бы посредником между музыкой и хореографией.
Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны восприятию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано, но аудио-записей в различной аранжировке (в этой связи хочется обратить внимание на интересные современные аранжировки детских песен и пьес для детей, представленных в пособии «Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудио-приложением для младшей, средней и подготовительных групп- авторы: И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева).
Учитывая тот факт, что зачастую концертмейстер пользуется нотным материалом, представленном в многочисленных пособиях, на которые опирается и педагог, в данном случае больших проблем не будет. Каждое упражнение заранее согласовано с музыкой автором сборника и является либо его собственным сочинением, либо примером из «музыкального фонда».
Помимо выше названного пособия, необходимо указать и другие:
«Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.П. Раевской;
«Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т.Ф. Кореневой.
Безусловно, надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 3-6 лет. Поэтому, для того чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми и, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Примером могут служить игровые упражнения с определенной тематикой: «Рисуем солнышко на песке»,«Цветочек», «Лебеди»,«Совы» «Ветер и деревья»,«Медведи и медвежата», «Раки» (спиной назад), «Бежим по горячему песку» (острый бег), «Белки» (прыжки и поскоки), «Лошадки» (прямой галоп), «Солдаты», «Я на солнышке лежу», «Побежали пальчики», «Рыбка», «Автомобили», и так далее.
И если мы говорим об игре как основной сфере деятельности ребенка, то концертмейстер в данном случае должен тоже быть вовлечен в игру, а значит, в его работе должны присутствовать элементы импровизации. Возможность развития образного мышления у ребенка напрямую зависит от музыкального оформления занятия. Для такой импровизации достаточно владеть элементарными приемами музыкальной композиции - знать основные правила ладовой и ритмической организации, гармонии, а дальше - больше фантазии! Добавляем подходящую жанровую основу, мелодию…И все игровые персонажи мгновенно оживают в воображении ребенка, чем вызывают его максимальное участие в процессе занятия. В данном случае необходимо учитывать основные моменты при использовании импровизационного начала:
- учитывая специфику упражнения, использовать для него максимально четкую метроритмическую и гармоническую структуру;
-акценты в музыке должны совпадать с движениями-акцентами у ребенка;
-не стоит использовать большое количество нот на одну долю;
-использование педали должно быть сведено к минимуму;
-во вступлении должен быть четко задан нужный темп.
Импровизация в работе концертмейстера, на мой взгляд, может являться одним из основных приемом в построении занятий с малышами. Безусловно, «готовые» нотные примеры способны облегчить деятельность концертмейстера, но, в данном случае, он, будучи «привязан» к нотному тексту, не всегда имеет возможности быстро реагировать на возникающие творческие ситуации в ходе урока. Исполнительская же импровизация дает возможность более «гибкого» построения занятия.
Помимо импровизации в ходе урока рекомендуется также использование популярной детской музыки, песен, включение в урок фрагментов из классического репертуара. Безусловно, концертмейстеру не обойтись без «золотого фонда» детской музыки наших «классиков». Это могут быть и произведения П.И.Чайковского, например, пьесы из «Детского альбома», цикл «Времена года», отрывки из балетов; и пьесы Р.Шумана из «Альбома для юношества», «Детские сцены»; пьесы для детей С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, С.Слонимского.
На уроке не обязательно должна звучать только музыка, предназначенная непосредственно для детей, в мировой музыкальной сокровищнице достаточно жемчужин – это опусы В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф.Мендельсона, Ф.Листа, М.Глинки, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова и далее. В общем, вариантов множество, главное, чтобы произведение было, так сказать, «к месту». Важно, что таким образом на подсознательном уровне у ребенка формируется эстетический вкус, и, вполне ясно, что основой для этого должна быть музыка, проверенная временем. И чем разнообразнее она будет звучать на занятиях ритмикой, тем разносторонне проявится творческий потенциал ученика.
Итак, главной задачей занятия ритмикой должно быть развитие творческого начала у малышей. И огромную роль в этом играют педагог, выстраивающий концепцию урока, и концертмейстер, помогающий «раскрасить» его музыкой. Творческий подход с обеих сторон позволит справиться с поставленными задачами: развить детское воображение, ознакомить с элементарными двигательными навыками, воспитать любовь и интерес к музыкальному искусству, заложить основы эстетического восприятия искусства. Ведь движения под музыку - важнейшее средство развития «телесного» опыта ребенка и, как следствие, развития его личности в целом.
Некоторые проблемы музыкального оформления на уроках ритмики