kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нейропсихологический подход как система комплексного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методов нейропсихологической коррекции поможет детям с ОВЗ, обучаясь в массовом образовательном учреждении, получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются: контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде сверстников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход как система комплексного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ»

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ


Аннотация. Использование методов нейропсихологической коррекции поможет детям с ОВЗ, обучаясь в массовом образовательном учреждении, получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются: контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде сверстников.

Школьная неуспеваемость и трудности в обучении давно и серьезно волнуют педагогов-практиков. Особенно остро эта проблема обозначилась в последние годы, поскольку количество детей, испытывающих трудности в обучении и имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), неуклонно растет. Особенностями обучения в современной школе являются нарастающий объем информации, постоянное усложнение учебных программ, что предъявляет к организму ребенка самые высокие требования. В настоящее время школа должна обеспечить возможность успешного обучения любого учащегося.

Интенсификация школьного обучения и неблагоприятные изменения в здоровье детей приводят к тому, что значительное количество детей, поступающих в школу, оказываются не готовыми к школьному обучению или имеют те или иные отклонения в развитии. Это проявляется как в трудностях овладения специфическими школьными навыками - письмом, чтением, счетом, так и в сложностях адаптации к новому виду деятельности в целом и новой ситуации, в которую попадает ребенок с приходом в школу.

Проблемы школьных трудностей поднимаются во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая. Под школьными трудностями понимается весь комплекс сложностей, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — снижению успешности обучения [1].

Как известно, одной из наиболее распространенных причин школьной неуспешности является парциальное отставание в развитии высших психических функций ребенка. В связи с этим встает вопрос о методах определения школьной готовности, диагностике причин трудностей обучения с целью своевременной профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Уникальные возможности для разработки таких методов дает одна из теорий нейропсихологии - теория мозговых основ психической деятельности, созданная А.Р.Лурией. Она учитывает системную организацию высших психических функций, что позволяет не только определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и раскрыть специфику индивидуальных предпочтений и слабостей у детей, обучающихся в массовой школе, а также позволяет педагогу организовать образовательный процесс с учетом готовности всех детей к успешному усвоению программного материала [2; 3; 4].

Установлено, что дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему, обеспечивающую основы иммунологической, нейрогуморальной и психической жизнедеятельности. Кроме того, стрессам способствует постоянная угроза порицания за ошибочные ответы и действия.

Поэтому необходимо учить детей выполнять упражнения антистрессового кинезиологического комплекса, такие как «Лобно-затылочная коррекция», «Постукивания», «Маятник» и др, которые способствуют энергизации мозга, ритмированию правого полушария, активизации стволовых структур мозга и межполушарному взаимодействию [3].

Не секрет, что в традиционной классно-урочной форме преобладает левополушарная система обучения. Необходимо учитывать и то, что практически вся традиционная конструкция школьной жизни сориентирована на подавление и закрепощение той фундаментальной нейрофизиологической основы, из которой берет свои истоки вся телесно-моторная и духовно- психическая жизнь ребенка. К факторам фундаментального закрепощения можно отнести режим традиционной сидячей позы, снижение до минимума двигательной активности ребёнка, отчуждение органов чувств, книжные технологии познания вместо сенсорно-стимульных, программно-скоростные установки в усвоении техники письма и чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы.

Поэтому педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, просто необходимо использовать в своей работе такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность. Учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Приведём некоторые упражнения и игры, способствующие лучшему усвоению материала.

  1. Телесные упражнения (на кинестетический анализ): альбомы с буквами из бархатной бумаги, выкладывание буквы из проволоки, «чудесный мешочек», письмо в воздухе, на спине, на ладошке, световым лучом букв, слогов, слов.

  2. Схемы (слышу, вижу, ощущаю, осязаю) [5].




(рис.1)

  1. Упражнения на развитие произвольного внимания.

Гуляю в роще, но к пруду через болото не пойду.

  1. Графические диктанты.

  2. Синквейн.

  3. Методы дивергентного речевого развития.

  4. Методы психологической активизации мышления и речевого развития (метод фокальных объектов) [6].

  5. Пособие «Парашют», перчатки «Тим и Том» (авторское пособие).

  6. Физминутки («Снеговик», «Весёлые человечки», «Осьминог» и др), упражнения «Гимнастики мозга», энергизаторы [7; 8; 9].

Таким образом, главная роль в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ принадлежит учителю. Деятельность педагога может быть успешной в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником, владея системой знаний о причинах, механизмах и путях коррекции трудностей, а также методами психолого- педагогической диагностики и коррекции в учебно-воспитательном процессе.

Список литературы:

1. Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении // Материалы сайта http://rc.novokuvbishevsk.ru

2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О. Б. Иншаковой. – М., 2001. – С. 7–20.

3. Использование нейропсихологического подхода в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы сайта http://rc.novokuvbishevsk.ru

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

5. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с. – (Логопед в ДОУ)

6. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.

7. Бонковски Б. Мудрое движение // Обруч. – 2010. – № 6. – С. 13-15.

8. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В.. Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с

9. Руссова Е. «Физминутки» от Евросоюза // Обруч. – 2010. – № 4. – С. 41-42.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белан Оксана Ивановна

Дата: 18.02.2019

Номер свидетельства: 500318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства