Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения чтению у младших школьников с ОВЗ
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения чтению у младших школьников с ОВЗ
Функциональные нарушения, определяемые с помощью нейродиагностики, помогут нам выявить причины, выбрать методы для более эффективной коррекционной работы по исправлению нарушений письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения чтению у младших школьников с ОВЗ»
Нейропсихологическая диагностика письменной речи младших школьников с ОВЗ.
Демонстрация фрагментов детских работ. Слайд № 2
Варианты ошибок на письме:
Пишет мимо разлиновки, буквы «пляшут», трудности соединения.
Повтор букв слогов, слов, «застревание»
Путаница в буквах: б-д, п-т, и-у.
В устной речи:
пропуски согласных в тех словах, где они сочетаются (вместо страшный –срашный, так как у ребенка затруднения в плавной смене артикуляций, перехода от одной артикулемы к другой). То есть возникает характерное для таких случаев упрощение программы.
«телеграфный стиль» речи с преимущественным употреблением существительных в именительном падеже или глаголов в неопределенной форме (так как трудности в переключении с одного слова на другое, в последовательном развертывании смысловой схемы высказывания).
В мышлении:
Замедленность понимания задачи с необходимостью неоднократного прочитывания условий задачи.
Плохая автоматизация счетных операций, тенденция к прибавлению по единице в действии сложения (задание 3+7 выполняется медленнее, чем 7+3).
Застревание на отдельных операциях при решении арифметических и логических задач.
Какова причина представленных ошибок? Как предлагает преодолевать их классическая школа логопедии?
Ответы на эти вопросы дает особая отрасль психологии- нейропсихология, изучающая мозговую организацию психических функций. В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения высших психических функций, письменная речь, рассматриваются как сложная функциональная система, в состав, которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Такие как: слайд 2
Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом. Нарушение одного из этих компонентов может вызвать трудности письма (изолированно либо сочетании).
В рамках нашего заседания и ограниченного времени рассмотрим нарушение или дефицитарность одного из этих компонентов. Вернемся к представленным вариантам ошибок. С точки зрения нейропсихологии эти ошибки на письме вызваны сбоем функции переключения (инертностью, застревание) или нарушением кинетического (динамического) фактора,
Кинетический фактор - Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательных сменяющих друг друга «шагов».
Нарушение данного фактора оцениваются с помощью следующих проб.
Самая распространенная проба на динамический праксис КРЛ.
Ребенок последовательно заучивает две двигательные программы:
1 программа Кулак (вертик) -Ребро -Ладонь (правая -ведущая рука)
2 программа Ладонь – Кулак – Ребро (правая -ведущая рука)
Сначала правой рукой, затем левой.
Не проговаривая, начиная с ведущей руки.
«Посмотри, как буду делать я», показываем несколько раз до 3р.
Выполняй эти движения пока я не скажу стоп. Ребенок повторяет – мы интерпретируем (фиксируем), все наблюдения в процессе проб заносятся в протокол.
затем этой же рукой выполняется другая программа
Ладонь – кулак (гориз.) – ребро.
Теперь левая рука. Попросить ребенка вспомнить первое задание, затем второе.
Что мы здесь смотрим: сбои единичные или многократные.
Инструкцию: запоминает или не запоминает.
Если смешение с прошлой программой (вертикальный кулак переносит во вторую программу), интерпретируем как персеверацию с прошлой программой.
Если ребенку сложно выполнить эту пробу, не переключается, не делает ритмично. Тогда можно предложить посчитать, так как речь выполняет организующую функцию. Это уже прогностический момент, смотрим в порядке ли лобные функции (самоорганизация). Выполняет ли речь организующую функцию, можно ли на нее опираться.
Выполнение: переключение, если не усваивает – дезавтоматизация, отрывистость – стучит по столу, тонус (руки в напряжении).
Может путать порядок элементов.
Пространственные ошибки- (ребро наоборот).
ВАЖНО!!! Никогда не используйте диагностические задания в коррекционных занятиях. Иначе снижается/нейтрализуется их диагностическая значимость.
Следующая многофункциональная проба «Заборчик». Полезная для нас логопедов. Это тот же самый динамический праксис к-р-л, но уже в графическом исполнении. Бланк позволяет наблюдать динамику.
Ребёнку предъявляется образец узора, и он продолжает его до конца строки широкой (Полонская) стороне нелинованного листа формата А4. Рисовать узор необходимо, отступив 1 см от левого края и приблизительно ⅓ высоты листа, чтобы уменьшить вероятность использования горизонтального края для ориентации строки. Удерживает строку. (по Ахутиной Т.В.)
Инструкция: «Продолжи рисовать узор/заборчик так же, как в образце. До конца листа не отрывая карандаш/фломастер от бумаги»
Привлекать внимание к образцу, если ребёнок сбился разрешается только один раз. Ни в коем случае нельзя называть предъявляемые элементы (воротики-ёлочка, кулак-реброладонь…). Вербализация подключает использование лобных долей (речь выполняет организующую функцию). Речевые пояснения допустимы лишь при выраженных затруднениях усвоения моторной программы и для выяснения степени организующей2 функции речи (Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. 2012). Если ребёнок сам (!) помогает себе речью (делает под счёт, как-то называет элементы…), - это свидетельствует о включении компенсаторного механизма.
Для оценки серийной1 организации используются 4 основные параметра: усвоение программы, возможность автоматизировать движение, ошибки, удержание программы. Соответственно, выделяются симптомы: дезавтоматизация1 , отрывистость1 , недостаточность плавности1 и дозированности движений, персеверации1и2 (инертное повторение действия, элемента…). Ребёнок может инертно повторять один из элементов, возможны трудности переключения с одного элемента на другой (персеверации), контаминации1и2 (смешение – ошибочное воспроизведение материала, сводящееся к неправильному объединению его следов), импульсивность1и2. Персеверации, контаминации и импульсивность можно отнести и к регуляторным2 составляющим этой пробы. Первичные1 ошибки в этой пробе говорят о нарушении или несформированности динамической организации двигательного акта (возможна дисфункция заднелобых отделов) (По Л.С. Цветковой и Балашовой Е.Ю., Ковязиной М.С. 2012).
Заметная разница в размерах элементов, стабильные изменения в сторону увеличения или уменьшения (микро- и макрография) – такие изменения характерны для дисфункции подкорковых структур мозга (Корсакова, Московичюте 1985).
Некоторые авторы (Ахутина Т.В., Полонская Н.Н.) рекомендуют замерять время выполнения. В логопедической практике достаточно примерно оценить темп выполнения. «Очень быстрый» или «торопливый» или «медленный». Иногда в этой пробе встречаются такие ошибки, как неправильная ориентация элементов узора или неудержание строки. Они, как правило, возникают в синдроме выраженных пространственных или оптико-моторных расстройств. Кинетическая апраксия проявляется в дефицитарности кинетической «мелодии» устной и письменной речи. Необходимо отдифферинцировать нарушения праксиса от нарушений зрительного восприятия. Это происходит в ходе дальнейшей нейропсихологической диагностики. «Во время выполнения мы внимательно наблюдаем, насколько уверенно действуют пальчики ребёнка, как он держит карандаш, как дышит при этом. После выполнения рисунка мы анализируем особенности изображения. Для детей 7-8 лет является нормативным смещение, не более чем на 25%, линии рисунка и единичные явления "полуперсевераций" – появление наклонных линий вместо прямых. Начиная с 3-го класса эти дефекты исчезают, и дети также хорошо удерживают линию рисунка в пространстве страницы. Если рисунок характеризуется резким падением строки вниз, или удержанием программы рисунка в начале строки и неудержанием в конце, или резким уменьшением размера узора к концу выполнения - это свидетельствует об умственной истощаемости ученика, о том, что он способен писать правильно лишь в течение непродолжительного отрезка времени, а затем начинает ошибаться, устает, и, следовательно, ему нужно делать восстановительные паузы между занятиями. Наличие компенсаторных линий, упрощение программы или уподобление элементов в рисунке свидетельствует о трудностях удержания программы в письме и о неумении следовать правилам грамматики. Естественно, выводы можно делать, только проведя тестирование полностью и сведя результаты всех проб воедино». (Соболева А.Е. 2014)
Функциональные нарушения, определяемые с помощью нейродиагностики, помогут нам выявить причины, выбрать методы для более эффективной коррекционной работы по исправлению нарушений письма.