Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологические подходы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Районное методическое объединение учителей - логопедов
Тема выступления: «Нейропсихологические подходы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»( сообщение из опыта работы)
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер (Франция)
Доброе утро, уважаемые коллеги, тема моего выступления «Нейропсихологические подходы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует.
Функциональная специализация мозга является врожденной. Есть люди, у которых доминирует правое полушарие (левши), люди, с доминированием левого полушария (правши) и равнополушарные люди.
Несмотря на существование 3 групп людей, как правило методики обучения развивают в основном левое полушарие, игнорируя половину возможностей ребенка. Кроме этого, левши чаще других могут испытывать стрессы, чувство усталости из-за несвойственной им нагрузки на мозг.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Не только можно, но и нужно, ведь таким детям легче учиться в школе, они обладают большими умственными возможностями. Развитие правого полушария и межполушарных связей происходит в процессе очень интересных упражнений.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.
На что направлены нейропсихологические упражнения: (Слайд)
- развитие гармоничного взаимодействия полушарий головного мозга.
- улучшение внимания, памяти, мышления, речи;
- активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) ;
- улучшение качества освоения учебного материала;
- развитие творческих способностей;
- приобретение необходимых социально- поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля;
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Я считаю что учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии, для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. В своей работе я стала систематически применять нейропсихологичекие упражнения.
Хочу показать вам, Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе. (слайд)
1) Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:
- Двуручное рисование;показ тетрадей ,планшетов со стразами
- Межполушарная доска. Межполушарная доска это развивающая игрушка для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
-«Нейроскакалка» Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
- «Ходули»
- отстукай столько раз сколько цифр видишь
- покажи одинаковые фигуры
-Рисование на песке двумя руками
-Работа на балансире.с восьмеркой
Игра «Нейроладошки» на автоматизицию звуков в словах
Игра антистресс PopIt-пространственные представления, дифференциация звуков
2. Кинезиологические упражнения. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности.На логопедических занятиях в детском саду мы регулярно выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.
-«Попробуй повтори»( Нейропсихологическая игра)
В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.
- пальчиковая гимнастика
Апрель апрель....
3. Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими).
-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;
-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;
-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;
-Передаем мяч из рук в руку
Показ видео
Пальчиковая гимнатика
Наступает месяц май
Птицы радостно запели,
Возвратившись в милый край.
Зацвели, зазеленели все деревья и кусты
Снова пчёлы полетели
За нектаром на цветы
Детей увлекают занятия на нейропсихологческих тренажерах . Регулярное выполнение нейропсихологических упражнений способстует развитию межполушарных связей,Автоматизация звуков при использовании нейротренажеров и упражнений наиболее эффективна, ведь звук автоматизирован только тогда, когда ребёнок произгносит его в любых непривычных ситуациях и для успешного формирования навыка надо подключать движение.