Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 г. Анадыря»
Научно-исследовательская работа на тему:
Выполнила:Овчарова В. А.
ученица 4.2 класса
Руководитель: Байер Н. В.
Анадырь2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Мой прадедушка-Синицкий Павел Викторович в годы ВОВ….........6
Заключение………………………………..………………………………11
Список используемой литературы…………………………………….14
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Только тот народ, который чтитсвоих
героев, может считаться великим.
К. Рокоссовский
Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно. Все меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941-1945 годов. Мне кажется, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны, должна сохраниться информация о них, как об участниках самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Для чего? Чтобы не было больше никогда такой войны снова. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Из разрозненных фрагментов я хочу сложить мозаику, которая в виде опубликованного исследования станет своеобразной капсулой времени. Историю, которую мы изучаем за школьной партой, создал мой прадед и миллиарды таких, как он. И все мы в неоплатном долгу перед теми солдатами. Я провожу научно-исследовательскую работу, чтобы хоть чуточку погасить тот долг, чтобы все погибшие воины, а также мои родственники, знали: ныне живущие помнят, любят, и благодарны им …
Цели и задачи исследования
Таким образом, необходимо решить следующие задачи:
созвониться с моими родственниками и записать их воспоминания;
научиться работать с архивными материалами, фотографиями, проводить интервью, обрабатывать полученный материал;
создать семейный архивный альбом «Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны».
План работы
1. Поиск информации по теме исследовательской работы в домашнем архиве, интернет - ресурсе ,опрос родных;
2. Подбор фотографий из архивных документов;
3. Систематизация и обобщение полученной информации;
4. Создание семейного фотоальбома «Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны».
5. Обобщение опыта
6.Рассказать своим одноклассникам на классном часе о вкладе моего дедушки в Победу над захватчиками.
Объект исследования
Биография моего прадедушки.
Предмет исследования
Вклад прадедушки в победу над Германией.
Гипотеза исследования
В ходе исследовательской работы необходимо доказать мою гипотезу о том, что:
- память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Методы исследования
Мною были использованы следующие методы исследования:
- исследование отдельных случаев, личных документов, фотодокументов, архивных документов;
- анкетирование школьников;
- анализ и сопоставление воспоминаний с историческими источниками и документами.
В результате проведения анкетирования школьников 1-4 классов, выяснилось, что из 50 опрашиваемых, почти в каждой семье были участники Великой Отечественной войны, но к сожалению, не все дети знают, что такое Великая Отечественная война и где воевали их родные.[Приложение 1.]
Поэтому я решила исследовать боевой путь своего прадедушки- Синицкого Павла Викторовича - ветерана ВОВ.
2.1. Мирное время.
В нашей семье помнят подвиг солдат Великой Отечественной войны, освободивших нашу Родину от врага. Мы храним фотографии военных лет, медали и знаем, какой ценой далась им эта победа. Много горя и бед принесла война советским людям. Не обошла она стороной и нашу семью.
Мой прадедушка-Синицкий Павел Викторович, был участником Великой Отечественной войны. Он родился 15 марта 1919 года, в Оренбургской области. В семье было 10 детей. Пять братьев и пять сестер. Это была крестьянская семья. Школа, в которой учился прадедушка Павел Викторович, находилась в 3 км от дома и ходили туда пешком. Поэтому ему пришлось окончить 3 класса и устроиться в колхоз погонщиком быков, чтобы помогать родителям. В 17 лет Павел Викторович уезжает к старшему брату в Соль-Илецкий район Оренбургской области работать токарем на машинно-тракторной станции. А в 20 лет его призывают служить в армию. Прадедушка служил в 133 танковой бригаде, где их обучали военному делу, вождению и устройству танков и автомобилей. Он обучался устройству огнемета Т-33 . А в мае 1942 года их перебросили на фронт. Но по состоянию здоровья в танковые войска его не взяли.
2.2. Военное время.
Прадедушка воевал рядовым, в составе 1077 Стрелкового полка Сталинградского Фронта, стрелком. Здесь меня заинтересовал вопрос: что это за стрелковый полк и где он конкретно воевал?
Изучив историческую литературу, мне стало известно, что 316 Стрелковая дивизия, в состав которой входил 1077 Стрелковый полк, это известная «Панфиловская» дивизия. [1, с. 26]. Котораясовершила подвиг, в ходе 4-х часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек погибли в бою под Москвой. Понеся большие потери, дивизия была расформирована [1, с.33]. А в июне 1942 г. ее формируют снова, для обороны Сталинграда. Куда и направили моего прадедушку.
Для гитлеровцев Сталинград имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, носящий имя Сталина, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г. 17 июля 1942г. стал днем начала Сталинградской битвы.[3, с. 51]Исследуя личные документы моего прадедушки, я узнала, что он участвовал в Оборонительной операции Сталинградской битвы с мая 1942 г.
Соотношение сил группировок советских и германских войск в полосе обороны Сталинградского фронта к 23 июля 1942 г. было следующим [2, с.116]:
| Советские войска | Германские войска | Соотношение |
Численность личного состава в боевых войсках | 187 тыс.чел. | 250 тыс. чел. | 1:1,34 |
Танки | 360 | 740 | 1:2,06 |
Орудия и минометы | 7894 | 7500 | 1,05:1 |
Боевые самолеты | 337 | 1200 | 1:3,56 |
Непосредственно на Сталинградском направлении противник имел превосходство по численности войск в 1, 5 раза, по орудиям и минометам – в 2,6 раза, по танкам – в 2 раза. Замысел действий Сталинградского фронта состоял в том, чтобы упорной обороной на подготовительных рубежах задержать продвижение противника.[2, с. 118]
Занимаясь исследованием, мне удалось узнать, что на основании рассекреченной в 1990-х годах ДИРЕКТИВЫ СТАВКИ ВГК №994170 от 24.08.1942года, участвовал в боях под городом Камышин. А точнее в деревне Ерзовка. И упоминается следующее: «В начале сентября в район севернее Сталинграда из резерва Ставки ВГК прибыли 24 А (сд-5), 66 А (сд-5, тбр-2), тк-2. 4 сентября войска армий развернулись на рубеже Самофаловка-Ерзовка в готовности к ведению активных действий с целью отвлечения части сил ударной группировки противника от сражения за овладение Сталинградом. Активные действия армий левого крыла Сталинградского фронта позволили войскам задержать противника» [2, с.214].В сети Интернет я нашла отчет одной из Поисковых организаций, которая пишет о найденных ими в этой деревнеостанках 1077 зенитно-стрелкового полка.[8]. Изучив, информацию о формировании 316 Стрелковой дивизии, я могу сказать, что в него входил и зенитно-стрелковый полк. Таким образом, мои предположения сложились в единую нить, и мне стало известно о конкретном месте дислокации стрелковой дивизии моего прадедушки.
Следующий вопрос, который у меня возник, какой вклад прадедушка Павел Викторович внес в победу над Германией? Здесь мне помогла моя бабушка, которая рассказала о воспоминаниях своего отца про Сталинградскую битву. По рассказам прадедушки, они вступили в боевые действия с врагом сразу же, как попали под Сталинград. Они вели подготовительные работы к оборонительной операции, то есть готовили укрытия, разведывали местность, планировали тактику боя. И уже на этом этапе им приходилось наносить удары по врагу, уничтожая их бойцов и технику. Однажды к ним прорвался крупный отряд немецких автоматчиков, пришлось быстро окружить гитлеровцев и полностью их уничтожить.Дни и ночи сквозь разрывы бомб, грохот снарядов, свист пуль шел солдат к Победе, освобождал родную землю. Смерть его поджидала на каждом шагу, но он шел. Так и шел рядовой 1077стрелкового полка Синицкий Павел Викторович на задания. В одно изтаких заданий в сентябре 1942 г. дедушка Павлик был контужен, ранен в ногу и госпитализирован.[Приложение 5] После госпиталя вернулся домой и работал на Машинно-тракторной станции. Они собирали двигатели для танков, а в сезон урожая он работал комбайнером до 1946 года.
Про Сталинградскую битву прадедушка рассказывал очень редко, потому что это были очень тяжелые воспоминания.
За мужество и отвагу он был награжден медалями:
- «Медалью Жукова»;
- «Медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941—1945 гг.» ;
- «Орденом Отечественной войны II степени»;
- «Медалью «За Оборону Сталинграда»;
- «Юбилейной медалью «Тридцать лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»;
- «Юбилейной медалью «Сорок лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.» и другими юбилейными наградами.
Прадедушка Павел Викторович каждый год к 9 Мая получал поздравительные Правительственные телеграммы.
В послевоенное время Синицкий Павел Викторович, работал в Ставропольском Объединенном Авиаотряде, водителем по обслуживанию СМП, после чего в 1971 году уволился на пенсию.
Мой прадедушка скончался, в 2005 году, когда ему было 86 лет. Я знаю о нем благодаря рассказам моей бабушки и мамы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких – в этом я убедилась в ходе данной исследовательской работы. Война… Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали Отечество, родных и близких. Как же, жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам!Жутко становится на душе. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходило несчастье. И все же такие семьи надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей. Для того чтобы не было войны, необходима живая память о ней, иначе всё повторится.
Теперь, когда я подвожу итоги исследовательской работы о моем прадедушке в годы Великой Отечественной войны, видно, как до обидного мало знаем мы о своих предках. Я очень благодарна своим родителям, бабушке, за то, что они смогли мне рассказать о моих предках. А смогу ли я передать эту информацию своим детям? Я думаю, что мне будет, что рассказать своим детям и внукам. Я постараюсь сохранить для своих потомков хотя бы эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. Мы чтим память о тех, кто стоял у истоков нашей семьи. Для нас это свято! Мы постараемся узнать еще больше информации о своей семье в годы Великой Отечественной войны потому, что мне это очень интересно.
Я создала фотоальбом с фотографиями и архивными документами Синицкого Павла Викторовича. А также хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов. Планирую рассказать своим одноклассникам о вкладе моего прадедушки в Победу над захватчиками. Постараться побывать в Волгограде, городе, который защищал мой прадедушка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. Архив. М.:,
Олма-Пресс, 2002 .
3. Венок славы. Сталинградская битва, ред. Заливако, В. Ф.,4 том, Изд.:М;1983-1990 гг.
4. Записи из семейного архива.
5. Личные документы и фотографии Синицкого П. В.
6. Книга Памяти Ставропольского края, 20 том, 2010 г.
7. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1521253860&tab=navDetailManUbil
8. http://bdsa.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК № 994170
КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ПРИВОЛЖСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА О ФОРМИРОВАНИИ 66-й АРМИИ
Копия: заместителю командующего 8-й резервной армией
24 августа 1942 г. 20 ч 15 мин
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Сформировать 66-ю армию в составе 231 сд, 120 сд, 99 сд, 49 сд, 299 сд, 316 сд, 207 сд, 292 сд.
2. Управление 8-й резервной армии передать на формирование управления 66-й армии, переименовав его в управление 66-й армии. Дислокацию штаба армии установить — гор. Камышин.
3. Назначить командующим 66-й армией генерал-лейтенанта Калинина, освободив его от должности командующего Приволжским военным округом.
Заместителем командующего 66-й армией назначить генерал-майора Козлова М.И.
4. В состав 66-й армии дополнительно включить:
а) три танковые бригады — распоряжением начальника ГАБТУ КА, которые немедленно направить в район Камышина;
б) два полка PC М-13 и М-8 — распоряжением командующего минометными частями КА, которые направить в район Камышина.
5. Командующему ВВС Красной Армии сформировать для 66-й армии смешанный авиационный корпус в составе одной штурмово-бомбардировочной авиадивизии (3 полка Ил-2 и 2 полка Пе-2) и одной истребительной смешанной авиадивизии — в составе двух полков Як-1, одного полка ЛаГГ-3 и одного полка «киттихаук». Назначить командиром корпуса командующего ВВС ПриВО полковника Смирнова, начальником штаба — полковника Корсукова.
6. Начальнику Генерального штаба следуемые по железной дороге 49 сд, 299 сд, 316 сд, 207 сд и 292 сд направить в район Камышина.
Ставка Верховного Главнокомандования И.СТАЛИН А.ВАСИЛЕВСКИЙ
ЦАМО. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 124. Л. 247. Подлинник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Карта освободительной операции под Сталинградом июль-ноябрь 1942 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Архивная справка ЦА МО РФ о вхождении 1077 Стрелкового полка в состав 316 Стрелковой дивизии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Книга Памяти Ставропольского края. Солдаты Победы. 20 т.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Копия Свидетельства об освобождении от воинской обязанности.