Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция на тему: Проблемы воспитания нравственного отношения к общественно-полезному труду (МДК 04.01)»
ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Проблемы воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду
(МДК 04.01.)
Выполнила: студентка 413 группы
Данилова Ксения
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. Клод Адриан Гельвеций.
В современном обществе проблема воспитания нравственного отношения школьников к общественно полезному труду приобретает особую актуальность. Так, в условиях модернизации и реформирования современного образования приоритетное значение имеет «воспитание здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности» [2, 9] обладающей активной жизненной позицией, имеющей потребность в трудовой и социально значимой деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), у выпускника начальной школы должны быть в первую очередь сформированы личностные результаты, содержательные характеристики которых предполагают понимание значимости общественно полезной деятельности для себя и других, проявление чувства долга, ответственности, творческой активности, дисциплинированности, умений и навыков трудового творческого сотрудничества, адекватной само оценки своих действий и поступков [3].
Общественно полезный труд как один из компонентов трудового воспитания младших школьников включает следующие содержательные аспекты: социально значимая цель — принести пользу (благо) другим людям; широкие социальные мотивы: заботы (И.П. Иванов), помощи (А.С. Макаренко), общественной пользы (Д.И. Фельдштейн), внутренней ответственности и долга перед коллективом, обществом (В.А. Сухомлинский); направленность на удовлетворение общественных интересов и потребностей; готовность бескорыстно действовать на благо другого человека; общественно полезный результат, выраженный в духовных или материальных ценностей проблемы воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду.
Исходя из этого, общественно полезный труд понимается как добровольная, социально-преобразовательная деятельность, мотивированная чувством долга и ответственности, заботы о других людях, совершаемая с целью удовлетворения общественных интересов для получения социально значимого результата. Исходя из сложившихся в современном социуме негативных тенденций (потребительское отношение к труду, доминирование материальных ценностей над духовными, девальвация общечеловеческих нравственных ценностей и др.), в образовательной среде назрела проблема воспитания именно нравственного отношения к общественно полезному труду, которое определяется через деятельностное принятие личностью нравственных норм и ценностей, обобщение и превращение их во внутренний стимул и регулятор поведения по отношению к другому человеку (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Важное значение в формировании трудовых умений и навыков, личностных качеств современного школьника имеет организация общественно полезного труда. Нравственное отношение к нему рассматривается нами как сложное комплексное личностное образование, включающее широкие социальные мотивы долга и ответственности, которые побуждают личность трудиться на пользу других людей без выгоды для себя, проявляя волевые качества, альтруистические эмоции, творческую активность, заботу о других, адекватную оценку и самооценку своих поступков в целенаправленной, осознанно мотивированной, добровольной деятельности, имеющей общественно значимую цель и результат.
Следовательно, нравственное отношение к общественно полезному труду — это сложное, динамичное, многогранное по содержательному наполнению и формам проявления личностное образование, структура которого включает мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, личностно волевой и рефлексивно-оценочный компоненты.
Младший школьный возраст является благоприятным этапом для целенаправленного воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду, поскольку среди достоинств этого возрастного периода можно отметить повышенную восприимчивость к усвоению моральных норм, осознанную потребность заботиться о других людях, эмоциональную отзывчивость, способность к эмпатии, наличие первоначального опыта участия в общественно полезной деятельности.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте обусловлена переходом к новому образу жизни и новой социальной роли школьника. Первоклассник начинает выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность, за которую он несет ответственность перед школой и семьей (Д.Б. Эльконин); его выход за рамки семьи расширяет область социальных контактов (учителя, сверстники), способствует развитию самостоятельности, формирует навыки сотрудничества, взаимопомощи, межличностного общения (И.В. Шаповаленко). Указанные особенности создают благоприятную основу.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная, на основе которой происходит развитие важнейших психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), формирование трудовых умений и навыков, волевых качеств, ценностно-смысловых оснований личности посредством активного присвоения нового социального опыта. Кроме того, через учебную деятельность осуществляется взаимодействие школьника с социумом, происходит становление потребности и мотивов учения, формируются психологические новообразования возраста (рефлексия, анализ, произвольность, внутренний план действий). В этом аспекте учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте создает мощный фундамент для формирования и развития личности, необходимый в процессе воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду.
Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание нравственного отношения к общественно полезному труду обусловлено социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности, психологическими новообразованиями и возрастными особенностями младшего школьного возраста, в котором закладывается фундамент нравственного поведения, воспитывается. Трудолюбие долга, ответственность за порученное дело, происходит постижение основ трудового и социального опыта.
Литература.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
2. Волосовец Т.В. и др. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2016. № 1.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.