В проекте ученица 3 класса Ляшенко Валерия ставит цели, задачи. рассказывает о методах исследования, практической значимости. В первой части говорится, о чём говорит тот или иной цветок. Также представлены легенды о цветах. Во второй части ученица рассказывает о искустве составления букетов- флористике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-практическое исследование "Язык цветов"»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Язык цветов как важный инструмент в составлении композиций……4
Глава II. Приобретение навыков владения художественной флористикой……7
Заключение……………………………………………………………………….. 9
Библиография ……………………………………………………………………..10
Приложение 1 …………………………………………………………………… 11
Приложение 2 …………………………………………………………………… 12
Приложение 3……………………………………………………………………..13
Приложение 4 ………………………………………………………………….. 14-15
Приложение 5 ……………………………………………………………….. 16
Приложение 6 …………………………………………………………………. 17-18
Приложение 7 …………………………………………………………………. 19
Приложение 8 ………………………………………………………………… 20-22
ВВЕДЕНИЕ
Удивительное творение природы — цветок. По разнообразию расцветок и форм с цветами в природе ничто не может сравниться. Они радуют нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Цветы нужны людям и в праздники и в будни. Нет ничего прекраснее цветка, в нем воплощена вся красота земли. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Без красоты цветов беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну рождения семян и плодов. Цветочный мир нашей страны полон красок и ароматов, удивительных и неповторимых форм и видов растений. Цветочные растения встречаются буквально повсюду: в лесах, степях, пустынях и даже… в песках. Но многие даже не догадываются, что большинство растений, к нам попали из других стран мира. А какие ещё тайны скрывают цветы? Я решила ответить на этот вопрос. Тема моего проекта: «Язык цветов»
Актуальность проблемы: у цветов есть свой язык, а мы этого не знаем и бывают такие ситуации у людей, которые нельзя высказать. Этот проект посвящён загадочным растениям и их необыкновенному языку!
Целью данной работы было изучить символику цветов, познакомиться с различными методами составления цветочных композиций и узнать, что же такое язык цветов.
Задачи проекта:
Изучить литературу по теме проекта;
Выяснить, какие легенды связаны с цветами и где родина цветов;
Узнать, умеют ли цветы разговаривать;
Научиться составлять композиции в различных техниках.
Методы исследования:
1). Анализ литературы по теме.
2.) Анкетирование и анализ полученных результатов
3). Практические исследования.
4). Наблюдение и выводы
Практическая значимость работы: использование собранного материала на внеклассных мероприятиях и уроках технологии. Возможность применять полученные практические навыки в оформлении школьных выставок или других мероприятий.
Глава 1. Язык цветов, как важный инструмент в составлении любых флористическихкомпозиций.
Язык цветов, с помощью которого выражают идеи, чувства, настроение - это, можно сказать, целая наука, которая раскрывает значение, символику различных цветов и растений. Лично меня очень заинтересовала эта тема.
Я решила провести анкетирование в нашем классе (Приложение 1) В опросе участвовал 21 ученик. Анкетирование показало, что все учащиеся класса любят цветы, что составляет 100 % учащихся. Самые любимые цветы в классе – роза (их любят 19 человек из класса), тюльпаны (10 человек), колокольчики и маки (6 человек), анютины глазки 5 человек), ромашки и другие (Приложение 2).
Язык цветов возник на Востоке и широко использовался как при преподношениях букетов, так и в лирических произведениях. В Европу язык цветов пришел в 18 веке и очень распространился светском обществе – его использовали на балах, в играх и в письмах. Во времена Викторианской эпохи язык цветов очень выручал в тех случаях, когда о чувствах нельзя было говорить открыто, а требовал тайного выражения.
Цветочный язык, как и любой другой, с течением времени менялся и приспосабливался под условия, в которых его использовали – ведь в каждой местности свои любимые цветы.
Поэт Дмитрий Ознобишин посвятил цветам специальное исследование. В 1830 году он перевел с персидского языка и издал книгу "Селам, или язык цветов" и поместил более 400 названий растений, где каждому из них соответствовала какое-либо изречение, либо фраза на языке цветов. Он считал, что тайный язык появился в тех краях, где женщина была вынуждена в силу сословных предрассудков вести замкнутый образ жизни, но оставляла за собой право на выражение истинного чувства.
К нам дошли даже некоторые цветочные словари, они подробно рассказывают о значении очень многих растений. Ниже я приведу в пример ряд цветов и их значения, но это маленькая часть из того, что на самом деле вмещают цветочные словари. (Приложение 3)
Тюльпан– всем известно, что он является эмблемой Голландии, которая славится своими плантациями тюльпанов. Желтый тюльпан на языке цветов означает "Твоя улыбка, как солнечный свет", красный – "Поверь мне", пестрый – "Прекрасные глаза". А в общем – это цветок символ чистой любви.
Хризантема – желтая означает дружескую любовь, белая – правду, красная, розовая – удачу и наилучшие пожелания.
Сирень – если белая, то будет означать первую любовь, фиолетовая – "Мое сердце принадлежит тебе".
Орхидея – роскошный цветок и означает красоту, любовь. И еще он считается китайским символом детства.
Нарцисс – вопреки легенде на языке цветов нарцисс означает внимание, рыцарство. Желтым цветком говорили "Ты – единственная", "Когда я с тобой, солнце всегда сияет".
Подснежник – даря первый весенний цветок, говорите "Ты не такая, как все", а также он означает нежность и надежду.
Роза – ох, сколько уже их было подарено! Она олицетворяет любовь!
Из энциклопедий я узнала, что есть легенды о цветах. Самые интересные - о розе, анютиных глазках, ландыше и подснежнике (Приложение 4)
Легенда орозе гласит, что она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.
Роза – цветок любви в Греции, он заслужил это звание благодаря любви и страсти Афродиты. Считается, что впервые роза расцвела, когда богиня вышла из пены морской, сама она любила принимать ванну с лепестками роз, а храмы, посвященные этой богине, были украшены зарослями розовых кустов. Роза, этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, и поначалу он был белым. Боги, увидели красивый цветок и обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Роза оставалась белой до той поры, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимание, как наступила на острые шипы роз. Капли ее крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
В легенде об анютиных глазках говорится, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные дочери, два верхних беленьких, как будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядывание.
Легенда о ландыше уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы – ягоды.
А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!
С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи, сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились народные гулянья.
В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр, принося в жертву богине зари и весны – Остаре.
А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые символизируют солидарность трудящихся.
Древняя легенда о подснежнике рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.
По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветкам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней весны.
Видя необыкновенную красоту цветов, человеку трудно было когда-то поверить, что все это создала природа без вмешательства божественных сил. Поэтому наиболее красивые растения считали любимцами богов и высаживали их рядом с храмами. Так возникли первые цветники и декоративные сады.
Из книг я узнала, что цветы стали выращивать не только возле храмов, но и рядом с жилищем, в парках. Например, в Италии каждый дом утопал в зелени. Горожане разводили сады даже на крышах домов. В садах выращивали красивые и полезные растения. Чаще других встречались роза, мак, фиалка. В Помпее выращивали: гладиолус, ирис, многолетнюю астру, которые были перенесены из дикой флоры юга Италии. В садах росли и экзотические растения - олеандр, мальва, алоэ, лотос, родиной которых является Восточная Азия и Египет.
Одним из чудес света называли знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Сады, казалось, парили в воздухе над городскими домами и храмами, возвышаясь над зубцами дворцовой крепости.
Ниже я приведу родину некоторых цветов. (Приложение 5)
Глава 2. Приобретение навыков владения художественной флористикой.
Впервые мое знакомство с флористикой произошло давно. Моя тетя работает в этом удивительном и новом для меня «мире» цветов. Когда мне захотелось попробовать сделать что-нибудь самостоятельно, это было настолько захватывающе, но и одновременно не просто. Она многое для меня открывала и помогала изучить этот необыкновенный «язык» цветов, попытаться сделать не просто букет, а композицию несущую определенный смысл. Поэтому мне захотелось эту работу посвятить именно этому удивительному виду искусства, рассказать и познакомить всех с ним.
Но мне хотелось бы показать не просто составление букета, а показать часть художественной флористики, которая является одним из самых, на мой взгляд, красивых ее направлений. Художественная флористика – это умение из маленьких хрупких цветов, составлять настоящие произведения. (Приложение 6)
Так же моя тётя флорист открыла секрет, что живые цветы недолговечны без применения глюкозы, применяют флористическую губку (оазис). Но ещё лучшим решением является применение натуралистических искусственных цветов, так решаются и экологические проблемы.
Просматривая ассортимент цветочных магазинов, Вам, наверняка, встречались симпатичные игрушки, сделанные из цветов. При виде этого оригинального сюрприза может возникнуть мысль, что его под силу создать только профессиональным флористам. Однако на самом деле это совершенно не так. Хотите убедиться? Что ж, тогда давайте приступим.
Сейчас я расскажу и покажу, как можно сделать оригинальную композицию в виде замечательного ежика, который станет не просто букетом, а настоящим подарком к любому торжеству. Сразу хочу сказать, что его можно сделать в любых цветовых решениях, с применением и без применения различных природных материалов, и даже просто из природных материалов, таких как каштаны, шишки и др.
Для изготовления любой композиции нам понадобятся: губка, волокно, ножницы, искусственные цветы. Для оформления пуговки глазки, носик.
Из волокна вырезаем квадрат 12 см на 12 см- это наша будущая мордочка.
У губки срезаем по всему периметру углы, формируя тельце ёжика. Из волокна формируем кулечек, закрепляя степлером. На конец кулёчка прикрепим носик. Приклеили глазки. (Приложение 7)
Теперь украшаем наш каркас искусственными цветами.
Мы будем использовать розовые хризантемы, на языке цветов- олицетворяют удачу и наилучшие пожелания, чтобы наш подарок нес теплоту и улыбку.
Вот и готов наш подарок!!!!
В этой технике можно создать любую художественную композицию. (Приложение 8)
Такой оригинальный букет станет необычным подарком Вашим детям, но и друзьям и родственникам.
Заключение
Флористика- это интереснейший и познавательный вид искусства, в результате которого получаются не просто букет, а настоящее послание для того кому он был предназначен.
Попробовав сделать одно, захочется вновь и вновь творить что- то новое. Это настолько увлекательный процесс, что невозможно порой остановиться.
Полученный опыт я обязательно буду применять и в дальнейшем.
В процессе написания этой работы я не только познакомилась с азами флористики, но и узнала, что у цветов есть свой «язык», и он может о многом рассказать, научилась применять некоторые знания в составлении композиций.
Эта работа не только учит, но и развивает фантазию. Как же это было познавательно, увлекательно и занимательно!
Дарите любимым цветы, сопоставляя их вкусы со значением!
Ведь главное в букете — это даже не его красота и запах, а желание порадовать им себя или того, кому мы его преподносим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Коевенская Т., Панкратов В. — Цветочная аранжировка. — М.: Агропромиздат, 1988
2.Соколов М. Цветы в культуре Европы // Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002, с. 99-110
3.Пронников В. А. — Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М.: Наука, 1985
4.«Цветы», М. Уолтерс; Пер. с англ.:О. А. Герасиной. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001—256 с.: ил. — (Мини-энциклопедия)
Самые любимые цветы в классе – роза (их любят 19 человек из класса), тюльпаны (10 человек), колокольчики и маки (6 человек), анютины глазки 5 человек), ромашки и другие.
Приложение 3
Язык цветов.
Анютины глазки - не забывай обо мне;
Астра - красота быстротечна;
Гвоздика - целомудрие;
Георгин - достоинство и уважение;
Жасмин - дружеское расположение;
Ирис - могу кое-что сообщить;
Хризантема - открытость, приветливость.
Ландыш - возвращение счастья;
Лилия - застенчивость, скромность;
Мимоза - чувствительность;
Незабудка - искреннее чувство;
Белые розы - означают смирение, молчание, тайну;
Желтые розы - ревность
Сирень - влюбленность;
Тюльпан - признание в любви;
Флокс - взаимность, единство.
Лотос - обильный урожай, счастье, долгая жизнь, здоровье
Магнолия - любовь природы, роскошь
Мак - сон, объединение
Монстера - стремление
Нарцисс - эгоизм
Орхидея - красота
Пион - богатство и слава
Подсолнечник - преклонение
Роза - красота, любовь, сердце, застенчивость
Сирень - память молодых дней
Приложение 4
Приложение 5
Родина цветов.
№ п/п
Название цветка
Родина цветка
1
Анютины глазки
Европа
2
Ландыши
Европа, Азия, Северная Америка
3
Роза
Азия
4
Тюльпаны
Азия
5
Ромашка
Северная Америка
6
Астра
Северная Америка
7
Незабудка
Азия
8
Василек
Южная Америка
9
Гвоздика
Азия, Китай
10
Лилия
Азия
11
Подснежники
Евразия
Приложение 6
Флористика- это интереснейший и познавательный вид искусства.