kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-методическая статья "Изучение художественного мира М.Пришвина на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность приобретает использование в процессе начального обучения литературных произведений, позволяющих воспитывать обучающихся в лучших национальных традициях. Поэтика произведений М. М. Пришвина, его наполненное жизнью слово могут и должны стать значимой частью современного начального образования, воспитания, развития учащихся в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Изучение художественного мира М.Пришвина на уроках литературного чтения"»

Художественный мир М. Пришвина


Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Его мать, Мария Ивановна, была приверженцей старообрядческой веры, отличалась тихим, спокойным нравом и занималась домом и воспитанием пятерых детей. Отца, Михаила Дмитриевича, все знали, как непреодолимая привычка главы семейства делать ставки привела в итоге к полному банкротству семьи – был проигран конный завод, все состояние и родовое имение деда. Осознав все происшедшее, отец слег, настигнутый параличом. Вскоре он умер, оставив на жену пятерых детей и проблемы, связанные с полным отсутствием средств. Сложно представить, как справлялась с ситуацией разорившаяся вдова, но она смогла не только преодолеть ее, но и дать своим детям хорошее образование.

Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы. После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери [13, с.143].

Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем М. Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учёбы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки. После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете.

По мнению Пришвина, личная жизнь должна сложиться у каждого человека. Женился на обычной крестьянке из-под Смоленска, когда ему было 25 лет. От брака у писателя было трое детей: все трое — сыновья, двое из них

потом имели отношение к художественной литературе. Его жена никогда не мешала делам мужа и добровольно посвятила 30 лет своей жизни писателю.

Первый небольшой рассказ “Сашок” Пришвин напечатал в периодическом издании “Родник” (1906 год). Рассказ имел много положительных отзывов. После него Михаил немного забыл свою полученную профессию агронома, начал увлекаться фольклором и изучением этнографии. Стал много путешествовать по северным регионам. Посетил Карелию, Норвегию. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора как путевые очерки. Выходят труды: “В краю непуганых птиц”, “За волшебным колобком”. Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы “Адам и Ева”, “Черный араб”. Он начинает ведение своих известных заметок, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов [11,с.58].

Под впечатлением от первого успеха Пришвин принимает решение все свое время посвящать творчеству. Он прекращает агрономическую деятельность и становится корреспондентом газеты. Но любовь к природе не дает начинающему писателю покоя, и он отправляется в путешествие на Север. В результате этой поездки, на берегах Северного Ледовитого океана и Белого моря появились его «Рассказы и сказки о природе».

Вскоре имя Пришвина становится известным литературному сообществу. Он знакомится с Мережковским и Горьким. Отношения с Блоком не сложились в результате несовпадающих взглядов на политику.

Основная особенность рассказов М. Пришвина состоит в том, что он умеет в обыденном показать нечто удивительное и необычное. Рассказы писателя могут быть совсем небольшими по объему, но в то же время в себе они несут колоссальную смысловую и философскую нагрузку, например, рассказ «Быстрик», о ручейке, который продолжает биться, сопротивляясь сильным морозам. Рассказ наполнен удивительным поэтическим описанием окружающей природы. М. Пришвин заставляет читателя обратить внимание, казалось бы, на неприметные с одной стороны, но необычайно удивительные, с другой стороны, вещи. Наиболее известное произведение писателя - сказка-быль «Кладовая солнца», написанная в 1945 г.

Писатель уверен, что силы природы способны исцелить и обогатить духовно любого человека. Это он и хочет донести до своих юных читателей. Он часто затрагивает в своих произведениях тему поведения детей в природе, например, в рассказе «Лисичкин хлеб». Многие произведения М. Пришвина наполнены подлинной человечностью: «Журка», «Лягушонок», «Хромка» «Ёж», «Терентий» [12, с.39].

У писателя было много творческих планов, но тяжелая болезнь помешала их осуществить. 16-го января 1954 года Пришвин скончался. На момент смерти выдающемуся писателю был 81 год. Похоронен известный писатель на Введенском кладбище Москвы.

Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался, прежде всего, к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Пришвин описывает в рассказах отношение людей к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. Пришвин никогда не делил своё

творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое», – утверждал писатель [11,с.58]. Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал её двойным зрением: как писатель и как учёный. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу.

Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник – искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства “через посредство охоты”. Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям. В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми. Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях («Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки»).

В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – всё это воспринимается нами как

прекрасное начало. У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести [13,с.45]. Книги Пришвина «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Золотой луг», – азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Зимний лес. На снегу следы зверей и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из рассказов Пришвина дети узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор – дятел. Дерево выслушал и «приступил к операции извлечения червя».

Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и детей, и взрослых. В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят. Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам. Задача педагога – передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

А вот еще один рассказ Пришвина «Моя Родина». Здесь говорится о любви к природе. Главными героями рассказа является человек, любящий природу. Главная мысль рассказа заключается в том, чтобы беречь природу. Рассказ учит любить природу, любить леса, зверей и птиц. Учит бережно к ним относится, ничего в природе не губить напрасно, ради развлечения, говорит о необходимости заботиться о чистоте природы, беречь природу.

Следующее произведение М.М. Пришвина - «Выскочка». Главными героями рассказа являются собака-лайка по имени Вьюшка и сорока по имени

Выскочка. Главная мысль рассказа заключается в том, что не надо считать себя умнее всех и отделяться от коллектива. Рассказ учит быть осторожным, заботиться о сохранности своего имущества, проявлять хитрость и смекалку. Учит действовать сообща, координировать свои действия, чтобы вместе достичь успеха. Учит не действовать нахрапом, без подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, от «6» октября 2009 г. № 373 . – М.: Просвещение, 2010.–11 с.

2. Антонова, Е.С., Боброва С.В. «Методика преподавания русского языка» (начальные классы) – М., 2015.458 с.

3. Абакумова, С. И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. [Текст] / С. И. Абакумова. М.: Брокгауз – Эфрон. - 2018. - 136 с.

4. Белинский, В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. [Текст] / В. Г. Белинский. М: Гослитиздат, 2019. - 516 с.

5. Визгин, В.П. Пришвин и философия [Текст] / В. П. Визгин. – СПБ: Центр гуманитарных инициатив. – 2016. – 240 с.

6. Дружинина, Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). [Текст] / Н.М. Дружинина // Ч. I: Учеб.пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 246 с.

7.Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Практикум Учебник и практикум. Пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019,205 с.

8.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах

/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Академия, 2007. —112 с.

9. Курочкина, М. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст] // Воспитание школьников. / М. Курочкина. М.: Просвещение - 2019. - № 4. - С. 48-51.

10. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. [Текст] / В. А. Левин – М.: Лаида, 2016. – 227 с.

11. Молдавская, Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. [Текст] / Н. Д. Молдавская – М.: Педагогика, 2016. – 246 с.

12. Никонович, Е.В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / Е. В. Никонович // Начальная школа. М.: Просвещение – 2015. - № 6. – С.35-37.

13. Огородников, И.Т. Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников [официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.freepapers.ru/18/process-formirovaniya-samostoyatelnosti-i-tvorchestva/219529.1421790.list3.html, дата обращения: 20.12.2021

14. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / М. И. Оморокова– М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.

15. Пришвин, М. М. Дневники [Текст] / М. М. Пришвин. М.: Правда. – 2019. – 480 с.

16. Пришвин, М. М. Избранное [Текст] / М. М. Пришвин. М.: Правда. – 2019. – 464 с.

17. Пришвин, М. М. Личное дело Михаила Михайловича Пришвина [Текст] /М. М. Пришвин. СПБ: Росток. – 2015. – 528 с.

18. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М.: AcademiA, 2019. – 244 с.

19. Стефаненко, Н.А. Нравственно-этетическая оценка поступка литературного героя. [Текст] // Начальная школа. /Н.А. Стефаненко, О.Ф. Тульская. – 2015. – №11. – С. 34-39

20. Сушкина, Н.В. Исследовательская работа по литературному чтению. [Текст] // Начальная школа. – 2015. – №12. – С. 84-85

21. Штурбина, Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся [Текст] / Н. Л. Штурбина // Начальная школа. М.: Просвещение – 2020. - № 11. – С.67-70.

22. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. [Текст] / Г. И. Щукина – М.: Просвещение, 2017. –142 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Ильинична Гаиткулова

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства