Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Булюшкинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа:
«Волшебная сила молока»
Работу выполнила:
ученица 4 класса
Радкова Эльвира.
Руководитель:
учитель начальных классов
Маслакова Наталья Николаевна
2015 г
Содержание.
Актуальность проекта 3
Вступление 3
Теоретический этап исследования 3-6
4.Практический этап исследования 6-8
5.Заключение и выводы 8-11
Список использованной литературы 11
Приложение 12-19
Актуальность проекта.
Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у детей осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 98% жителей России испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма.
Учёные называют одной из проблем недостаточное употребление в пищу продуктов, содержащих необходимый набор требуемых для роста и развития витаминов. Одним из таких продуктов считается молоко. Казалось бы, пей молоко - расти, развивайся, крепни, и все проблемы уйдут сами собой! Но проблема как раз в том, что многие дети совсем не употребляют в пищу молоко.
Поэтому проблема правильного питания очень актуальна для современных детей. Я очень люблю молоко и все молочные продукты и считаю, что самый полезный продукт питания -это молоко.
Вступление
Я выбрала эту тему, чтобы показать ребятам, какой волшебной силой обладает молоко и убедить их обязательно его пить.
Цель моей работы:
узнать, какой волшебной силой обладает молоко и молочные продукты.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. расширить знания о молоке и молочных продуктах.
2.дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма.
3.формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию через детскую литературу
В ходе своей работы я должна подтвердить или опровергнуть выдвинутую мною гипотезу
Молоко - очень важный и, главное, полезный продукт. Свою жизнь каждый младенец начинает с молока матери. Оно дает все необходимые питательные вещества, витамины, а также укрепляет иммунитет. Молоком лечатся во время простуды, а самые красивые женщины истории принимали молочные ванны. В обществе всегда царило мнение, что молоко - источник здоровья. Описывая пышущего здоровьем человека, о нем говорят: "кровь с молоком!" При простуде мы первым делом пьем горячее молоко. Древние философы, не зная химического состава и физических свойств молока, но наблюдая за его действиями на организм, называли молоко белой кровью, соком жизни
Задолго до нашей эры врачи и Египта, и Древнего Рима, и Греции применяли молоко для лечения чахотки, подагры, малокровия. Авиценна более тысячи лет назад писал о молоке как о лучшем продукте для человека. . Если человек пьет на ночь молоко, то он становится более разумным, начинает лучше понимать окружающий мир, приобретает правильное виденье добра и зла - считали восточные мудрецы.
Откуда же берется этот удивительный продукт?
Всем этим человек обязан корове, ведь именно она дает нам молоко. Коровы- животные умные, они любят, когда о них заботятся.
Молоко вырабатывается железистой тканью вымени, состоящих из пузырьков- альвеол. Чем больше альвеол, тем больше и молока даст корова. Из альвеол молоко поступает в мелкие протоки, которые заканчиваются особым органом- цистерной. Цистерн в вымени четыре.
Молоко у коровы образуется непрерывно в течение суток. Вымя может вместить20 литров молока и более. После этого молоко цедят через марли и специальные мелкие ситечки и разливают в банки.
Изучив много материала по этой теме, я узнала из литературы, что самым полезным считается парное молоко, только, что выдоенное от коровы. В парном молоке какое- то время сохраняются все витамины. С остыванием молока многие витамины начинают разрушаться. Многие витамины теряют свои свойства под воздействием света. Мне было очень интересно узнать, что один стакан парного молока заменяет 4 стакана фасоли или 3 стакана арахиса по содержанию кальция. Теперь мне понятно, почему моя мама обязательно нам с братиком наливает по стакану парного молока утром и вечером.
Так в чем же волшебная сила молока?
Ответить на этот вопрос мне помогли энциклопедии. Оказывается,
в молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
Коровье молоко содержит более 30 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией.
Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.
Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
Вода.
Молоко по праву считают чудесным продуктом. Оно служит единственной пищей для новорожденного человека, поэтому предназначено удовлетворять все нужды организма. Не случайно природа щедро наделила молоко биологически активными веществами, причем в наиболее полезных сочетаниях. По современным данным, в молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов – это все виды витаминов и минеральных веществ. Витаминов в молоке около 30,особенно много витаминов А и В, а в обогащённом и Д. В молоке содержатся ферменты и иммунные тела. В молоке есть всё, что нужно для построения крови нервной ткани, мышц и костей. Молоко содержит витамины A, B, B2, C, минеральные вещества, легкоусвояемые белки, жиры и углеводы. Кроме всего прочего, в нем содержится очень много кальция, который так полезен растущим детям.
Молоко для детей просто незаменимо, ведь в нем содержатся такие аминокислоты как метионин и лизин. Именно эти аминокислоты принимают участие в формировании антител, ферментов пищеварения и инсулина. Также метионин, аминокислота, которая содержится в молоке, связывает и выводит тяжелые металлы из организма ребенка.
В общей сложности в молоке содержится более 200 различных органических и минеральных веществ, которые благотворно влияют на развитие детского организма. Молоко для детей полезно также тем, что оно хорошо повышает уровень железа в крови, и с его помощью можно лечить гастрит с повышенной кислотностью, заболевания двенадцатиперстной кишки, язву желудка.
Как ни странно, молоко для детей может принести еще пользу в стоматологии. Оно помогает при профилактике заболевания кариеса. Молоко насыщает зубы детей кальцием и понижает их чувствительность к его возбудителям.
Дефицит кальция, который главным образом ребенок получает из молока, может привести к нарушению развития костной ткани детей. Такие нарушения в свою очередь приводят к развитию остеопороза, деформациям костей и переломам. Кроме того, недостаток кальция может привести к кровоточивости десен, кровотечениям из носа, образованию синяков на теле от малейшего удара, развитию судорог и даже сахарного диабета.
Практический этап исследования
На практическом этапе исследования я провела анкетирование учащихся 1-4 классов школы. Я решила выяснить, как школьники относятся к молоку, что знают о его пользе. Для этого составили анкету «Молоко в моей жизни» из 3 вопросов, провела её в начальных классах нашей школы и получила такие результаты:
Всего было опрошено 27 человек.
Любите ли вы молоко? 48% учеников ответили отрицательно на этот вопрос, 52 % ответили утвердительно.
2.Как часто вы пьёте молоко? 48 % пьют молоко очень редко, каждый день пьют молоко 44% детей, 7 % почти не употребляют в пищу молоко.
3.Чем полезно молоко? Знают о пользе молока 60% учащихся, а 40 % детей не знают, что молоко полезно для детского организма.
Вывод напрашивается печальный:каждый второй ученик не знает, что молоко является ценным продуктом, необходимым для полноценного роста детского организма.
А еще проанализировав ответы всех детей, я поняла, чтолюбят молоко и употребляют в пищу те ребята, у которых в подсобном хозяйстве есть коровы. Значит, их родители с раннего возраста приучили детей пить молоко и это очень здорово!
Не любят молоко те дети, родители которых не имеют коров и это очень печально!
Мы видим, что 48 % детей пьют молоко очень и очень редко, а значит, их организм развивается неполноценно. Отсюда возникают различные заболевания.
7% детей молоко пьют очень редко, проанализировав, я увидела, что, в основном, это те дети, семьи которых не имеют коров, но их родители покупают молоко в магазине.
Учёные доказали, что не только молоко является необходимым продуктом питания для детского организма.
Перед вами целая группа продуктов, изготовленных из молока, которые могут составить небольшую замену этому продукту. Все они в своем составе содержат те же самые витамины, что и молоко.
Самыми доступными являются творог, сметана, кефир, ряженка, масло, простокваша.
Вы спросите почему? Ведь за них тоже нужно платить деньги. Платить нужно, если вы их купите в магазине или на рынке, а вот если вы их изготовите сами, то они обойдутся вашей семье совсем недорого. Чтобы эти продукты изготовить –достаточно иметь только несколько литров молока.
В нашей семье все эти продукты готовит мама сама и у нас всегда на столе есть сметана, творог, масло
Я решила собрать как можно больше информации о пользе молока не только в научной литературе, но и в художественной. Всем известно, что многие детские писатели рассказывают о пользе молока в своих стихах, песенках, написано много о молоке загадок, считалок, пословиц. Весь этот материал я собрала в копилку и изготовила книжку-малышку, которую хочу подарить ребятам детского сада.
Моя гипотеза, выдвинутая перед началом работы подтвердилась :молоко-необходимый продукт питания для детского организма.
Своё исследование я хочу закончить строчками из стихотворения
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г
3. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
4. Леокум Аркадий. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..»/ Авторизованный перевод Я. И А.Агуреевых.- М.: Джулия, 1992.
5. Энциклопедия «Что такое. Кто такой»: В 3 томах. Т.2. – М.: Педагогика-Пресс, 1993, с..261 – 262.
6. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.
(Звучит русская народная мелодия «Пастушья» Выходят 3 девочки в сарафанах , изображающие коров и пастушок. Пастушок играет на дудочке )1 вед Рано- рано поутру пастушок Ту-ру-ру-ру!
А коровы в лад ему затянули му да му!
1 корова Му-му-му!
2 корова Как не стыдно пастушку!
3 корова Рано утром в полшестого
Хочет спать еще корова!
Пастушок Вы коровушки ступайте
В чисто поле, погуляйте,
А вернетесь вечерком
Напоите молочком!
Коровы(дружно) Молоко, молоко это очень хорошо!
1 вед – А кто это пасется на лугу?
(Исполняется песня «На лугу»)
Коровы Пейте, дети, молоко, будете здоровы!
1 вед Дай молока, Буренушка!
Хоть капельку – на донышко!
Дай мне сливок ложечку, Творогу немножечко.
Всем дает здоровье молоко коровье!
Корова Сила в нем земли родной и целебных трав настой
Солнечных лучей тепло – вот что значит молоко!
В. Лаврина «Что нужнее, что вкуснее?»
В магазине, на витрине завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее? Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый перед всеми хвастал:
«Я запашистый, твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами, нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко, ведь его разлить легко».
А сметана белая вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята, разливаюсь по салатам,
По супам и овощам, запеканкам и борщам.
Без меня и торты — все второго сорта.
Я нужнее молока, я послаще творожка».
Тут вмешался творог: «Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока и сметаны... Ну, слегка».
Масло тоже не молчало, очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд, к хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу есть никто не будет даже.
Я жирнее молока, сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем, и с орехом, и с вареньем».
Помолчало молоко, повздыхало глубоко:
«Глупые продукты, как же вы забыли,
Что коровьим молоком все когда-то были?
Сделан сыр из молока, и творог — из молока,
И сметана с маслом —это детям ясно!»
В. Лаврина «Что нужнее, что вкуснее?»
В магазине, на витрине завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее? Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый перед всеми хвастал:
«Я запашистый, твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами, нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко, ведь его разлить легко».
А сметана белая вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята, разливаюсь по салатам,
По супам и овощам, запеканкам и борщам.
Без меня и торты — все второго сорта.
Я нужнее молока, я послаще творожка».
Тут вмешался творог: «Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока и сметаны... Ну, слегка».
Масло тоже не молчало, очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд, к хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу есть никто не будет даже.
Я жирнее молока, сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем, и с орехом, и с вареньем».