Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Моя малая Родина"»
«Жуков негізгі мектебі» ММ ГУ «Жуковская основная школа» Менің кіші Отаным Моя малая Родина Секциясы: өлкетану Секция: краеведение Орындады: Выполнила: Зелинская Рита, 4 класс Жетекшісі: Руководитель: Арямнова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов 2016
Содержание:
1. Введение:
Актуальность
Цели
задачи
2. Основная часть:
- Планируемые результаты деятельности
- Вопросы, направляющие проект
- Необходимые начальные знания, умения и навыки
- Учебные мероприятия
- План проведения проекта
3. Экспериментальная часть
- Выполнение проекта
- Программное обеспечение и оборудование для осуществления проектной деятельности.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Введение
Актуальность
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, входит в программу внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?»». Проект - это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
В проекте принимает участие ученица 4 класса Зелинская Рита. В результате выполнения проекта учащаяся создаст: презентацию "Мое село", фотоальбом "Моя малая Родина", рисунки. Данный проект направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.
Цель:
Узнать историю возникновения села Жуковка
Задачи:
- продолжить знакомство с новым видом работы – проектом; его компонентами и способами проектной деятельности;
- расширять знания о своём родном селе;
- способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину,
- воспитывать у учащихся коммуникативность.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что если человек будет знать историю своего села, то он станет истинным патриотом соей Родины.
Объект исследования:
Село Жуковка
Предмет исследования:
История села Жуковка
Планируемые результаты деятельности
После завершения проекта учащаяся приобретёт следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать
- умение действовать самостоятельно;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные - умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос
С чего начинается Родина?
Проблемные вопросы
1.Почему ваш поселок так называется?
2.Что вы можете рассказать о культурно – исторических зданиях нашего поселка?
3.Есть памятники Великой Отечественной войны?
Учебные вопросы
1.Страницы истории села
2.Почему наш поселок мы называем малой Родиной?
3.Почему место, где ВЫ родились, Вам так дорого?
4.Почему Вас привлекает ваша малая родина?
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Умения работать с различными ресурсами, в том числе с Интернетом, письменно излагать свои мысли.
Учебные мероприятия
Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего поселка, сбор подбор фотографий, стихов. Работа с различными информационными источниками.
План проведения проекта
Подготовительный этап:
• Ознакомление и ввод учащейся в проектную деятельность.
• Обеспечить информирование родителей об участии в проекте .
• Получить разрешение от родителей на использование фото и работ учащейся в сети Интернет .
• Обсуждение целей и задач проекта.
Основной:
• Составление плана работы
План работы составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта.
• Поиск информации в разных источниках:
- посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме.
• Знакомство с правилами работы в сети Интернет, с этикетом общения, правилами соблюдения авторских прав
правила работы на компьютере
• Представление списка информационных ресурсов и самостоятельное его дополнение
• Анализ информации, отбор материалов.
• Оценивание своей работы
Заключительный этап:
• Подготовка и оформление результатов в виде фотоальбома и презентации (советы по оформлению презентации).
• Рефлексия
Выполнение проекта
Подготовительный этап
Выявление знаний о том, что они знают о своей малой родине
Постановка проблемы.
Определение целей и задач проекта.
Основной этап
Место рождения и проживания.
Работа с различными информационными источниками.
Составление плана работы
Обсуждение и отбор собранного материала, необходимого для создания продуктов проектной деятельности
Заключительный этап
Представление готового продукта проектной деятельности учащихся:
- Фотоальбом «Моя малая Родина»
Программное обеспечение и оборудование для осуществления проектной деятельности
Персональный компьютер.
Модем.
Точка доступа к сети Интернет.
Цифровой фотоаппарат.
Программное обеспечение:
MS Office,
Paint,
Adobe Photoshop,
Adobe Flash,
Оформление
При оформлении используются фотографии по истории села, выставка рисунков «Моё село». Дополняет оформление компьютерная презентация.
С чего начинается Родина?
В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важная ступень – любовь к своему народу, к своей стране.
Я хочу, чтобы Родина снилась.
Я хочу, чтобы славились в ней
Люди смелые, гордые, сильные
И дела их, что нету важней!
Я хочу, чтоб сюда возвращалась
Каждый раз, когда сердце зовет,
И душа моя сразу смягчалась,
Ну а лучше – пускай запоет.
Запоет от того, что я дома,
Что с любовью встречает меня
Дорогая, родная, знакомая
Замечательная семья.
С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают штору и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне вворачивается ощущение полноты жизни.
Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя Родина – щедра!
Патриоты своей малой Родины… они хотят, чтобы их помнили: куда бы ни забросила их судьба – роднее, лучше и краше места они не найдут, потому что здесь их дом, родные и близкие, знакомые до боли места, где они были счастливы!
У каждого человека есть место, которое он считает своим домом. Здесь все дорого и знакомо с раннего детства, здесь легко дышится. Не имеет значения, живем ли мы здесь или давно переехали, образ этих мест – всегда в нашем сердце. Это место – наша малая родина.
Моя малая родина – село Жуковка. Это маленькое село находится на берегу реки Тобол. Я люблю красоту нашего края: бескрайние поля, широкие степи… Я люблю наших простых жителей, тружеников с широкой душой, которые умеют работать и отдыхать. Люди эти живут в мире и согласии. Нам надо знать и помнить историю своей малой Родины. Без прошлого нет будущего.
Из истории поселка Жуковка
Первый водворился на месте нынешнего поселка некий солдат Жуков, родом из Самарской губернии, по имени которого и поселок получил свое наименование. По словам Мацуревича «название это дано было бывшим губернатором Проценко, - причем в этой местности дозволено было поселиться не более 100 дворов, но Кустанай переполнившись новыми выходцами, а отчасти и переселенцы из аулов, заселили местность до стеснения, так что подворья и огородные земли стали дробиться и сделалось затруднительным дальнейшее поселение». Сами крестьяне описывают историю заселения поселка совершенно иначе. По их словам, действительными основателями поселка были две небольшие артели: 4 семьи саратовцев и 6 семей самарцев, которые заарендовали землю по двум договорам и в конце 1886 года перебрались на заарендованное место. К весне 1897 года они успели принять к себе до 50 семей земляков, а летом того же года приняли, по видимому по распоряжению местной администрации, две большие партии, всего до 200 семей, тоже по преимуществу саратовцев и самарцев, которые направлялись в Западную Сибирь и остались здесь по неимению средств для дальнейшего следования.
Около того же времени или несколько позже пришла первая небольшая партия (9 семей) пензенцев: вышли эти пензенцы еще в 1880 году, направляясь в Томскую губернию. Но услыхав по пути, что «там холодно», изменили намерение и пошли в Кустанай. И здесь однако они не пожелали водвориться, во-первых, потому, что «хотели мужиками жить, а не мещанами», а во-вторых, потому что, в Кустанае церкви не было, - в Затобольском же поселке не нашли удобных мест для огородов, поэтому ушли «на линию» и жили по станицам лет семь, ожидая устройства крестьянских поселков, а как только прослышали, что поселки устраиваются, тотчас же перешли в Жуковский поселок, куда за ними стали подходить и их земляки, число которых ныне дошло до 50 семей.
Массовое заселение поселка закончилось в 1888 годом, к концу которого было налицо 223 семьи. К 1891 году, по регистрации Мацуревича, число дворов возросло весьма незначительно. Только до 237 семей, из которых было: самарских – 66 семей, саратовских – 61, пензенских – 29, воронежских – 27, тамбовских – 20. После этого в голодный год ушло в Ташкент и Семиречье до 20 семей, некоторые назад «на старину», - всего выселилось до 50 семей. На место их продолжали приселяться поодиночке или небольшими группами, родственники и земляки более ранних поселенцев. К лету 1896 года число домохозяев дошло до 284, из которых однако менее половины – 128 семьи – были уже причислены по месту проживания. Из двух улиц поселка половина одной, главной, заселена самарцами, другая – саратовцами, на другой улице половину занимают пензенцы, другую – переселенцы из разных других губерний, представленных менее значительными группами дворов.
Земля первоначально снята была хотя и у одних и тех же сдатчиков (киргиз 7 аула Аракарагайской волости, Джатабая Машенова и Мурзабека Сахандыкова с одноаульцами), но по двум отдельным условиям: первое было заключено саратовцами – С.Починским с пятью товарищами, второе – самарцами, П.Беляевым с тремя товарищами; оба условия заключены были сроком на 6 лет, но с тем, что «если дольше проживем – не прияснять». В каждой артели отводилось для распашки пространство, обозначенное живыми урочищами и в натуре обведенное бороздою. Плата условленна была по 1 рублю 50 копеек с каждой распаханной десятины, но с обязательством уплачивать не менее, как за 33 десятины. Право возведения усадеб, выпаса скота и сенокошения на степи предоставлялось переселенцам бесплатно. Право арендаторов принимать новых «товарищей» не подвергалось никаким ограничениям, но за то сдатчики вне брали на себя обязательства прекратить пользование в сданных участках.
Сдача земли жуковцам последовала без соглашения сдатчиков с аульным обществом, почему и повела крупные недоразумения и даже дракам. Только личное вмешательство помощника уездного начальника побудило аульный сход признать сдачу и указать временному пользованию крестьян удобные для последних границы.
С новых водворенцев взимали за прием от 3-5 и до 10 рублей и использовали полученные деньги на постройку церкви. Впрочем, такого рода денег общество собрало немного: беднейших принимали бесплатно, и бесплатно же последовал прием обеих крупных партий, направленных в поселок администрацией.
Срок обоих договоров истек в 1893 году. Жуковское общество, конечно, собиралось возобновить аренду, - но это ему не удалось – «перебили городские». Арендаторы из мещан, прельстившие киргиз более высокой ценой и одновременно выплатой всей арендной суммы. В местности, ранее состоявшей в пользовании жуковцев, возникло пять крупных арендаторских заимок, из них две – в 3 и 4 верстах от поселка, и заимки эти захватили в свое пользование все открытые воды и лучшие пашни. Крестьянам удалось заарендовать у киргиз только часть прежде арендовавшейся ими земли, смежную с общественным участком Александровского поселка. Местность эта снята по условию, заключенному на три года (1895-1897) с киргизами того же 7 аула Аракарагайской волости, Альжаном Жандабуловым и Калдарбеком Данаевым, за плату по 130 рублей в год.
ДЕРЕВНЯ... деревушка...
Осталась в памяти деревня,
Спокойной жизнью у реки,
По берегам кусты, деревья,
Как эти годы... далеки.
Жил у бабушки я летом,
Свежим воздухом дышал,
Деревенька в лесу где-то,
По утрам к реке бежал.
Берега в ольхе и иве,
Были домом на весь день,
Там рыбалка на заливе,
От кустов на воду тень.
По субботам дым стелился,
Дух берёзовый от бань,
Свежий хлеб в печи томился,
На окне цвела герань.
Многих нет на этом свете,
Сгнил наш домик у реки,
Там садочек в белом цвете,
Без хозяйской жил руки.
Только в памяти деревня,
Может кто-то...вспомнит нас,
Вдоль реки кусты, деревья,
Тот тенёчек...не для вас....
Педагогический коллектив Жуковской школы
Школа. Село Жуковка.
Вблизи посёлка пионеры нашли кость мамонта, она хранится в областном музее.
Коллектив доярок
Жуковские ветераны ВОВ
Жуковские коммунисты
Культурно – исторические здания нашего поселка
К культурно – историческим зданиям нашего посёлка относится ныне действующее здание школы. Раньше в этом здании жил священник и проводил церковные обряды.
1960 год. Школа. Село Жуковка.
Заключение
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое - либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или больше того отсутствовало с самого начала. Надо знать и помнить историю своей малой родины. Без прошлого нет будущего.
Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – всё определять в человеке и всё освещать. (Д.С.Лихачёв)
Список литературы:
Из книги "Переселенцы-арендаторы Тургайской области". С-Петербург. 1897 год