НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Младший школьный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания. В современном российском обществе значимость здоровья детей неизмеримо возрастает, что обусловлено целым рядом факторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» Г. УСИНСКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
СОСТАВИТЕЛЬ:
Панченко Марина Евгеньевна,
заместитель директора по учебной работе
Усинск, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Младший школьный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания. В современном российском обществе значимость здоровья детей неизмеримо возрастает, что обусловлено целым рядом факторов.
В Российской Федерации за последние 10-15 лет динамика здоровья подрастающего поколения характеризуется неблагоприятными тенденциями. Удельный вес здоровых детей в школьных образовательных учреждениях не превышает 25-30 % от общего контингента. Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 - 26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6 %). Функциональные отклонения имеют 50 % детей школьного возраста, хронические заболевания - 35 %. Более 12 % детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, мочеполовой систем, аллергические заболевания. Более половины детей страдает кариесом зубов, каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
Негативные тенденции в здоровье детей младшего школьного возраста рассматриваются наукой и практикой в контексте причинно-следственных факторов:
1) ухудшением материального положения в семьях;
2) падением приоритета ребенка в семье;
3) отсутствием механизма внедрения здоровьесберегающих технологий, принципов здорового образа жизни в практику образовательных учреждений;
4) господством учебно-дисциплинарной модели в повседневной жизни ребенка;
5) низким уровнем знаний основ охраны и укрепления здоровья, недостаточной гигиенической культурой взрослого и детского населения.
В научной литературе определены психолого-педагогические факторы, оказывающие негативное воздействие на состояние здоровья детей младшего школьного возраста. К числу неблагоприятных условий отнесены: пребывание и нерациональная организация жизнедеятельности детей; увеличение умственных нагрузок за счет введения дополнительных образовательных занятий; отсутствие в педагогических образовательных системах ОУ оптимальных режимов, учитывающих психофизиологические особенности детей разных возрастных групп; слабое владение учителей знаниями по здоровьесберегающим технологиям.
Актуальность проблемы здоровья детей младшего школьного возраста определяет необходимость изучения этого вопроса с позиции общепедагогической теории и практики. Важную роль в исследовании отводят системе образования. Образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью образования, возможностью поэтапной реализации обозначенных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей младшего школьного возраста. Однако образовательные учреждения не в полной мере реализуют заложенные в них возможности. В преодолении сложившейся ситуации велика роль учителя, как носителя и проводника социальных ценностей, одной из приоритетных среди которых признается здоровье ребенка.
Значимость и широта избранного направления подтверждаются рядом противоречий между: возросшей потребностью в учителе, обладающем глубокими знаниями по здоровьесберегающим технологиям и недостаточной разработанностью научных основ проблемы здоровьесбережения; большим резервом здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, с одной стороны, и недостаточной реализацией этих возможностей, с другой; высоким уровнем требований к здоровью детей и возможностями педагогических кадров создавать здоровьесохраняющую среду, использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.
Указанные противоречия определили проблему исследования, направленную на изучение совокупности условий, факторов, обеспечивающих эффективное овладение и применение учителем здоровьесберегающих технологий через научно-методическую деятельность в образовательном учреждении.
Объект исследования - процесс организации и управления научно - методической работой педагогов по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.
Предмет исследования - научно-методическая работа педагогов по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.
Цель исследования состоит в создании системы научно-методической работы педагогов по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.
Гипотеза исследования. Научно - методическая деятельность образовательного учреждения по здоровьесберегающим технологиям будет эффективной и управляемой, если:
- здоровьесберегающие технологии станут обязательным компонентом системы непрерывного педагогического образования;
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы формирования у учителя здоровьесберегающей культуры.
2. Определить содержательные компоненты научно - методической службы.
3. Разработать и апробировать в практической деятельности образовательного учреждения модель научно-методической работы.
4. Раскрыть методико-технологические процедуры проектирования воспитательного и учебного процесса в условиях повышения квалификации педагогов в школе педагогического мастерства.
5. Проверить эффективность разработанной системы научно-методической работы педагогов по здоровьесберегающим технологиям в учреждении.
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
• Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
• Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
- коррекции и реабилитации соматического здоровья;
- санитарно-гигиенической деятельности;
- образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и
коррекции девиантного поведения);
- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Экологическое пространство
Вербальное пространство
Эмоционально-поведенческое пространство
Культурологическое пространство
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «cостояние полного физического, духовного и социального благополучия». Оно формируется под влиянием сплошного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и не благоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и управлению здоровья.
Для оценки влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность); уровень заболеваемости и травматизма, оценка физиологического состояния и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения роста, массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
Оценка функциональных возможностей организма выявляет степень развития дыхательной и сердечно – сосудистой системы. В основу функциональных проб положен учет измерения частоты пульса и дыхания в зависимости от положения тела и мышечного напряжения.
Огромную роль в формировании здоровья ребенка играет семья.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Объективные социально-экономические и гигиенические факторы
Отношение родителей к профилактическим и лечебным мероприятиям
Психологический климат в семье
Наличие вредных привычек родителей
Состояние здоровья матери, наследственность
Социально-гигиеническая характеристика семьи
Возраст родителей
Характеристика питания
Тип жилого помещения
Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления.
Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья детей и подростков,
одно из главных мест занимают факторы среды образовательных учреждений. Не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, качество школьного питания, условия обучения и воспитания, объемы учебных нагрузок. На одного учащегося в городской школе приходится в среднем 2,8 кв. метра площади классной комнаты, в сельской школе - 4,8 кв. метра вместо 6 кв. метров по норме.
Школьные факторы риска:
Вредные привычки
Нарушение СанПиНов
Неблагоприятные факторы школьной среды
Негативное влияние учебно-организационных факторов
Неадекватность нагрузок возрасту
Объем нагрузки и интенсивность обучения
Неблагоприятная экология
Антропогенные факторы
Отсутствие стратегий
Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни
Психические перегрузки, стрессы
Гиподинамия, монотомия
Низкий уровень индивидуализации обучения
Нарушение норм и организации питания
Влияние психолого-педагогических факторов
В деятельности образовательных учреждений отсутствуют четкие критерии оценки их работы по охране здоровья детей и подростков в процессе обучения. Медленно развивается психолого-педагогическая и медико-социальная служба, практически не осуществляется ранняя диагностика и своевременная коррекция отклонений в психическом здоровье детей и подростков.
Мониторинг по оценке здоровья детей и подростков позволяет понимать и находить причины наступления болезней. Экзогенные и эндогенные факторы находятся вблизи нас, задача в том, чтобы найти способы воздействия на эти факторы, оценить свое здоровье, образ жизни и подумать о том, как его изменить.
Участие в мониторинге поможет формированию жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение - детей, внуков, правнуков.
Характеристика социальных условий проживания
детей первой ступени обучения
Показатели социальных условий проживания получают путем анкетирования или устного опроса учащихся школы о численности и составе семьи, жилищных условиях и доходах семей. Оценивается возрастной и социальный состав, доходы на душу населения и условия проживания. С учетом психологии личности методика рекомендует проведение анонимного анкетирования.
Для выявления социальных условий проживания предлагаются следующие вопросы анкеты:
Условия проживания семьи оцениваются по наличию квартиры (отдельной или общежития); благоустройства (без благоустройства или полным благоустройством).
Количество проживающих, их возраст, пол, социальный состав выявляется по группам.
Жилая площадь на одного человека определяется путем деления общей площади жилья на количество членов семьи, проживающих на этой площади.
Доходы на душу семьи вычисляются по формуле и определяются с учетом минимальных окладов.
Данные индивидуальных опросов обобщаются и заносятся в таблицу.
По полученным данным строятся графики, диаграммы.
Н а первой ступени МБОУ СОШ №2 обучается 254 ученика, из них 131 мальчик и 123 девочки.
Диаграмма 1. Доля девочек и мальчиков в МБОУ СОШ №2.
212 детей проживают в благоустроенных квартирах, 42 ребенка в общежитиях. Жилая площадь на одного человека в большинстве семей составляет 6-10 м2 .
Диаграмма 2. Доля обеспеченности детей жильем.
192 ребенка живут в полных семьях (с мамой и папой), причем 20% этих детей с отчимами, 61 ребенок с одним родителем.
Диаграмма 3. Доля детей полных и неполных семей.
Из 61 ребенка, живущих в неполных семьях, 12 неблагополучных, причем 9 из них живут с мамой, 2 с папой, 1 ребенок проживает в семье с мамой и папой и их сожителями.
Всего у детей начального звена 445 родителей. Из них 396 работающие на различных предприятиях города, 49 безработные, в основном это мамы.
Диаграмма 4. Доля работающих родителей.
Родители имеют разное образование.
Высшее
Среднее-
Специальное
Профессионально-
Техническое
Среднее
Незаконченное
среднее
Начальное
72
177
94
89
13
2
Диаграмма 5. Уровень образованности родителей.
В семьях детей первой ступени обучения следующий возрастно-половой состав:
Годы
Муж.
Жен.
0-20 лет
180
189
21-40 лет
163
234
41-60 лет
36
49
Старше 60 лет
-
-
Всего
851
Диаграмма 6. Доля людей мужского и женского пола в семьях детей первой ступени.
Социальный состав учащихся 1-4 классов имеет соотношение:
Категория
Количество человек
Дети до 7 лет
43
Учащиеся
326
Рабочие
278
Служащие
135
Предприниматели
12
Пенсионеры
3
Безработные
49
Инвалиды
5
Всего
851
Диаграмма 7. Доля различных категорий людей в семьях детей первой ступени.
Таким образом, изучив характеристику социальных условий проживания детей первой ступени МБОУ СОШ №2 можно сделать следующие выводы:
1. В начальном звене школы обучается 254 человека, количество мальчиков и девочек примерно одинаково.
2. Большая часть детей проживают в благоустроенных квартирах, следовательно имеют условия для отдыха, сна и занятий.
3. 70 % детей живут в полных семьях, с обоими родителями, 30% с одним родителем.
4. Из 445 родителей 89% работающие, т.е. имеют постоянный денежный доход и постоянное место работы, 11% - безработные. Доход на 1 человека в семье составляет в среднем 4-8 тыс. руб.
5. Большая часть родителей имеют средне специальное и профессионально-техническое образование (61%), но есть и родители с незаконченным средним и начальным образованием. Высшее у 16% родителей.
6. По возрастно-половому составу семей – в 46% семей родители молодые от 21-40 лет, в семьях по два ребенка.
7. 326 (38%) детей - учащиеся школ, 43 (5%) - дети до 7 лет, от общего количества людей всех категорий в семьях учащихся.
8. 33% родителей - рабочие; 16% - служащие; 6% - безработные, из общего количества людей всех категорий в семьях учащихся.
Характеристика физического развития
учащихся первой ступени обучения
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Из 254 учащихся первой ступени МБОУ СОШ №2 нормам весоростового показателя соответствует 70 детей (индекс Кетле 16 – 17), 184 ребенка – нет.
Диаграмма 1. Доля соответствия детей весоростовому показателю.
Из 131 мальчика 38 – норма, 97 человек норме не соответствуют (57 – выше нормы, 40 – ниже нормы). Среди девочек 32 человека – норма, 87 человек не соответствуют (37 – выше нормы, 50 – ниже нормы).
Диаграмма 2. Доля соответствия детей весоростовому показателю
(индексу Кетле).
Диаграмма 3. Уровень физического развития учащихся первой ступени.
Из 254 человек первой ступени гармоничное развитие наблюдается у 70 человек, дефицит массы у 90 учащихся, дефицит роста у 94 учащихся, избыток роста у 90 и избыток массы у 94 учащихся.
Из общего количества детей физическое развитие мальчиков и девочек отражено в таблице:
Мальчики
Девочки
Гармоничное
развитие
Дефицит массы
Дефицит роста
Избыток роста
Избыток массы
Гармоничное
развитие
Дефицит массы
Дефицит роста
Избыток роста
Избыток роста
38
40
57
40
57
32
37
50
50
37
Диаграмма 4. Уровень физического развития мальчиков и девочек первой ступени обучения.
Из диаграммы видно, что количество гармонично развивающихся детей меньше, чем детей с избытком или дефицитом массы и роста.
У всех учащихся была измерена жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Большая часть детей показали средние результаты на уровне 1400-1700 мл (46%), 20% детей показали низкий уровень ЖЕЛ, 34% детей выше среднего и высокий уровень ЖЕЛ.
Диаграмма 5. Доля ЖЕЛ мальчиков первой ступени.
Диаграмма 6. Доля ЖЕЛ девочек первой ступени.
Одним из основных показателей физического развития детей является мышечная сила рук. Из 254 обследованных детей среднему значению соответствует 74% детей, (65% мальчиков, 82% девочек). Показатели ниже среднего составили 12% (15% мальчиков, 8% девочек); выше среднего составили 12% (10% мальчиков, 13% девочек).
Сила мышц кисти, кг
Мальчики
Девочки
Левая рука (Л)
Правая рука (П)
Левая рука (Л)
Правая рука (П)
0,9-1
5
0
1
0
2-3
14
8
9
6
4-5
20
21
28
20
6-7
17
20
29
25
8-9
20
16
17
19
10-11
30
27
27
37
12-13
12
19
6
7
14-15
11
13
5
6
16-17
0
5
0
1
18-19
1
0
1
0
20-21
1
2
0
1
Рис.1. График изменения мышечной силы рук мальчиков.
Рис.2. График изменения мышечной силы рук девочек.
Таким образом, из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Весоростовые показатели 72% детей нормам не соответствуют.
Показатели индекса гармоничности морфологического развития детей низкие.
Жизненная емкость легких на среднем уровне.
Показатели мышечной силы рук низкие.
Учителю физкультуры необходимо разработать комплекс дыхательных упражнений и упражнения для увеличения и укрепления всех групп мышц в том числе и мышц рук.
Провести беседу с работниками школьной столовой о необходимости сбалансированного питания учащихся.
Провести беседы с родителями о необходимости сбалансированного питания и режиме дня ребенка.
Характеристика заболеваемости учащихся первой ступени обучения
Здоровье учащихся – один из основных показателей работы школы.
Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам изучения внутри школьной медицинской документации по различным направлениям. На первой ступени школы обучается 254 учащихся, из них 40 человек относятся к I основной группе здоровья, 197 человек ко II группе здоровья, 17 к III группе здоровья.
Диаграмма 1. Соотношение детей групп здоровья.
Анализ данных, приведенных в диаграмме показывает, что 84% детей имеют различные отклонения в здоровье (тубинфицированные – 156 человек, 104 человека с различными видами заболеваний, 7% детей с хроническими заболеваниями). Всего 40 детей (16%) практически здоровых.
Диаграмма 2. Соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье.
Из 104 детей, которые имеют различные отклонения в здоровье, наибольшее количество приходится на учащихся с заболеваниями нервной системы, органов зрения и костно-мышечной системы.
Таблица. Количество учащихся, имеющих наиболее распространенные заболевания.
Системы органов
Количество человек
Эндокринная (Э)
5
Нервная (Н.С.)
30
Кровеносная (К.С.)
3
Органы зрения (О.З.)
28
Костно-мышечная (К.М.С.)
27
Пищеварительная (П.С.)
2
Органы дыхания (О.Д.)
3
Мочеполовая (М.П.С.)
6
Диаграмма 3. Соотношение детей, имеющих наиболее
распространенные заболевания.
Изучив количество пропусков уроков учащихся по болезни, рассчитали индекс здоровья обучающихся за последние три учебных года.
Таблица. Индекс здоровья обучающихся за последние три года.
Ступень образования
2010-2011
учебный год
2011-2012
учебный год
2012-2013
учебный год
1ступень
45
48,75
47,3
Диаграмма 4. Изменение индекса здоровья обучающихся 1 ступени.
Анализ данных показывает, количество болевших в 2010-2011 году было меньше, чем в 2011-2012, 2012-2013 году.
Анализируя физическое развитие и заболеваемость учащихся, следует отметить работу учителей первой ступени обучения по укреплению и улучшению состояния здоровья детей. На протяжении последних трех лет здесь активно вводятся элементы здоровье сберегающих технологий:
Реклинаторы.
Массажные коврики под ноги.
Комплексы упражнений для коррекции осанки и поз коррекции для детей со сколиозом.
Музыкотерапия.
Физкультминутки.
Фитобар с оздоравливающими, витаминизированными, седативными сторонами.
Уроки смены деятельности.
Гимнастика для глаз по Аветисову.
Гимнастика для глаз по Базарному.
Санация носоглотки весной и осенью.
Внедрение этих элементов на уроках и переменах дают положительные результаты.
2А 2Б 2В
Диаграмма 5. Соотношение изменения состояния здоровья детей при внедрении элементов здоровье сберегающих технологий.
Из диаграммы следует, что при активном внедрении в учебный процесс элементов здоровье сберегающих технологий во 2Б классе состояние здоровья детей за два года обучения у 29% детей улучшилось, у 57% детей осталось на прежнем уровне, и не наблюдается ухудшений, и лишь у 14% детей проявилось изменение в сторону ухудшения.
Во 2А и 2В классах улучшение всего у 19 и 10% детей и большой процент детей с ухудшением здоровья 48% и 37%.
Таким образом, следует отметить, что необходимо продолжить работу по внедрению элементов здоровье сберегающих технологий во всех классах первой ступени обучения в системе.
Рекомендации
администрации школы, классным руководителям и учителям по оздоровлению учащихся.
Вводить элементы здоровье сберегающих технологий:
Классным руководителям и учителям:
Реклинаторы.
Массажные коврики под ноги.
Комплексы упражнений для коррекции осанки и поз коррекции для детей со сколиозом.
Музыкотерапию.
Физкультминутку.
Фитобар с оздоравливающими, витаминизированными, седативными сторонами.
Уроки смены деятельности.
Гимнастику для глаз по Аветисову.
Гимнастику для глаз по Базарному.
Санацию носоглотки весной и осенью.
Учителям физкультуры:
Разработать комплекс дыхательных упражнений и упражнений для развития и укрепления всех групп мышц.
Администрации:
Введение трехчасовой программы по физкультуре.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Здоровьесберегающие технологии в экономическом жизнеобеспечении школы
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
При своевременном получении со склада материально технического обеспечения возможно в достаточной степени обеспечить школу нужными материалами и санитарно - гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения.
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находиться освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима, проветривание помещений и рекреаций).
При разработке критериев оценки эстетического состояния школы мы исходим из того, что состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции. Поэтому при эстетическом оформлении школы учитываем особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса, которые, зачастую, у многих бывают, далеки от высокого, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства. Для хорошего восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт рекреаций и изменен цвет стен. Стены окрашены в яркие, радующие глаз тона, для того, чтобы во время перемены детей радовало многообразие красок. В рекреациях вывешены картины маслом, приобщая детей к вечному искусству живописи. Поставленные в рекреациях диваны, цветы создают атмосферу уюта и комфорта. Отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе и снижающие умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром природы. Конечным практическим результатом работы в этом направлении следует считать красивую школу в общей оценке и учащихся и специалистов (приложение 1).
Учитывая вышеизложенные проблемы здоровья, образования, воспитания, защиты труда и отдыха детей в ХХI веке являются главными и неотложными как для России в целом, так и для ее регионов.
Все классы школы оборудованы ионизаторами воздуха - люстрами «Чижевского». Соблюдается питьевой режим, для чего в классы приобретаются двадцатилитровые емкости с артезианской питьевой водой (приложение 1).
Благоприятный температурный режим обеспечивает собственная воздушная отопительная система.
В школе имеются два спортивных зала: большой спортивный зал, малый спортивный зал для учащихся начальной школы. На территории школы имеются две спортивные площадки, баскетбольная и волейбольная.
В школе работает медицинский и процедурный кабинеты.
Все учебные классы школы оснащены современным оборудованием: видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, цифровые фото- и видеокамеры (приложение 1).
Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения здорового режима питания.
Здоровьесберегающая среда в начальной школе
На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Работая по программе «Школа здоровья» перед педагогическим коллективом стоят определённые цели и задачи.
Основной целью является укрепление, профилактика здоровья учащихся.
Задачи:
- воспитание и пропаганда культуры здоровья;
- совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему укреплению здоровья учащихся;
- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих развитию здоровья.
Для начальной школы в здании выделен отдельный блок, и за каждым классом закреплено определённое помещение. Классные кабинеты оснащены техническими средствами обучения (приложение 1), люстрой Чижевского. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 час 00 мин. Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований. В школе функционируют следующие кабинеты:
- медицинский;
- кабинет психологической разгрузки.
Для педагогического состава школы также предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье в спортивном зале. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьным медицинским персоналом.
Тематика бесед по классам (1-4)
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Профилактика простудных заболеваний.
3. Режим школьника.
4. Витамины - наши друзья.
5. Правильное питание младшего школьника.
6. Табак. Пассивное курение.
7. Органы чувств «Нос-орган обоняния» (приложение 2).
С 2006/2007 учебного года школа работает по модели «Школа здоровья». Индивидуально составленный для каждого школьника режим дня включает в себя профилактические мероприятия, связанные с организацией свободного времени школьников, развитием индивидуальных способностей, развитием самостоятельности, умением переключать свою деятельность.
Для учащихся организована работа кружков:
-подвижные игры;
-изостудия;
-вокальная студия;
-психологическая разгрузка.
Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние учащихся.
Большой вклад в постановку состояния здоровья учащихся играет питание.
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
- классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья», «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» (приложение 3).
- физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз (приложение 4,5);
- подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « Топотушки», «Автомобили», « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».
-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлая эстафета» (приложение 6).
-общешкольные спортивные соревнования;
-Дни здоровья;
- занятия в бассейне;
-выпуски газет;
-беседы врача (Уроки здоровья)
В школе оформлены стенды:
«Уголок здоровья»,
«Быстрее, выше, сильнее»,
В каждом классе собран материал «Твоё здоровье».
Здоровьесберегающие технологии в учебной работе начальной школы
Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение двух прогулок в начальной школе;
- проведение «Дней здоровья»;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья.
Коллектив начальной школы работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
- создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности);
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.
Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы. Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии). У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. На уроках учителей, работающих в начальных классах в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.
Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителями начальной школы были разработаны интегрированные курсы, что позволило снизить учебную нагрузку учащихся.
Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.
Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.
Школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 15.00) по 5-ти дневной неделе. Продолжительность урока – 45 мин.
В связи с этим решена достаточно сложная задача по интеграции оздоровительного процесса в учебный план, в расписании занятий школы. В учебный план включены уроки здоровья с учетом возрастных особенностей детей, в режим работы школы в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и физкультминуты на уроках
В настоящее время сформирован вариант расписания, которое состоит из блоков:
- расписание занятий по школьному компоненту, с учетом работы психологической службы (приложение 7).
- расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам)
-расписание работы групп продленного дня (приложение 8).
Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
Увеличен объем двигательной активности. Во всех классах внедрен «Оздоровительный час». Дети, посещают групповые занятия психологов, занятия ритмикой, выходят на прогулки.
Кроме того, на уроках проводятся обязательные физкультурные паузы.
В начальной школе в рамках дополнительного образования введен предмет «Уроки Мойдодыра» (приложение 9). Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.
Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.
Во второй половине дня, после обеда для всех детей организованы занятия групп продленного дня и занятий по интересам. Ученики участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Создана целостная система образовательного процесса. Целям охраны здоровья обучающихся будет отвечать применение в школах педагогических технологий, построенных с учетом не только учебно-познавательных, но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе начальной школы
Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий.
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ города, школы.
Поэтому педагоги и администрация школы сочли необходимым подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.
Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» спланирована, имеет цели и задачи.
В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду начальной школы.
Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие подходы к воспитанию учащихся:
1. аксиологический – «Воспитание у ученика личной системы ценностей». ( В.А.Караковский )
2. личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности,
3. гуманистический – поддержка и защита ребенка (социальная, правовая, педагогическая, медико-психологическая ),
4. системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.
Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными воспитателями, социальным педагогом и психологом в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.
Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. Каждый класс посещает не менее 1 экскурсии в месяц.
Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.
Все учащиеся признают, что курить вредно. Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения.
Здоровьесберегающая среда и
здоровьесберегающие технологии в научно-методической работе
Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе;
15) Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
В работе заместителя директора используется анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (приложение 10).
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
2. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
4. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
5. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
6. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
7. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
8. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
9. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
10. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
11. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
12. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
13. Абрамова И.Т. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара, 2004.
14. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва «Вако», 2004.
15. Натырова Г.Н. Комплексная программа «Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе» // «Завуч в начальной школе»№5, 2008г. С.41-128.\
Электронные ресурсы
1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
7. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г. Москвы: http://www.specialschool.ru/health/
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Вопросы и задания:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ.
3.Укажите основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ.
4.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
5.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.
6.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
8.Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:
-Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
– Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
9.Какие образовательные технологии с большой вероятностью наносят ущерб здоровью учащихся и педагогов?
-Традиционная технология, чрезмерная интенсификация образовательного процесса, использование приемов авторитарной педагогики.
-Проблемное обучение, игровые технологии
-Дистанционное обучение
10.Какие главные задачи ре0шаются с помощью организационно – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
11.Какие главные задачи решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
12.Какие главные задачи решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
13.Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
14.Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес:
— отказ от завтрака, обеда или ужина
— сокращение потребления алкоголя
— исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
15.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
16. Используя собственные наблюдения за семейным воспитанием, опишите, в какой степени среда и воспитание в конкретной семье влияют на формирование здоровья ребенка (можете использовать пример своей семьи, близких, знакомых).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Фото 1. Использование массажных ковриков
Фото 2. Тренажер Базарного для профилактики близорукости
Фото 3. Физминутка на уроке.
Фото 4. Питьевой режим.
Фото 5. Уголок здоровья.
Фото 6. Рекреация начальной школы.
Фото 7. Рекреация начальной школы.
Фото 8. Отдых на перемене.
Фото 9. Отдых на перемене.
Фото 10. Озеленение коридора.
Фото 11. Озеленение в коридорах начальной школы.
Фото 12. Каждый учебный кабинет начальной школы – зеленый оазис.
Фото 13. Цветы в каждом классе.
Фото 14. Озеленение класса.
Фото 15. В каждом классе начальной школы много комнатных растений.