Научная статья "Использование образовательных проектов в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках профессиональной ориентации"
Научная статья "Использование образовательных проектов в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках профессиональной ориентации"
В научной статье раскрывается проблема использования образовательных проектов в профессиональной ориентации младших школьников, рассматриваются формы реализации образовательного проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Использование образовательных проектов в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках профессиональной ориентации"»
Использование образовательных проектов в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках профессиональной ориентации
Аннотация. В научной статье раскрывается проблема использования образовательных проектов в профессиональной ориентации младших школьников, рассматриваются формы реализации образовательного проекта.
В соответствии с ФГОС выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональных предпочтениях, иметь готовность к выбору направления профильного образования или осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Профессиональное самоопределение каждого человека начинается c раннего детства, когда в игре он принимает на себя разные профессиональные роли, а также проигрывает поведение, связанное с ними. Будучи учениками младших классов обучающиеся все больше и глубже открывают мир, познают его, задаются серьезными вопросами о жизни, работе, профессии. Этим обуславливается необходимость проведения систематической работы с учащимися по вопросам профессиональной ориентации и жизненному самоопределению в течение всего периода обучения в начальной школе. Задача образовательного учреждения - проводить профориентационную работу с выпускниками школ по выявлению личных качеств, помочь в выборе профессии.
Одной из эффективных интерактивных технологий профессионального самоопределения учащихся является образовательный проект. Это технология развивающего обучения, которая базируется на проектировании и реализации эффективных способов образовательного процесса, моделировании, обновлении содержания. Целью образовательного проекта является создание педагогических условий для расширения знаний и представлений младших школьников о многообразном мире профессий. В основе организации образовательного проекта лежат разные по форме профориентационные мероприятия: образовательный квест, викторина, интерактивная игра, экскурсия на производство, встреча и беседа с представителем профессии.
Квeст может объединять в себе элементы тренинга, дискуссии и cюжeтно-pолeвoй игры, а следовательно, выполнять ряд развивающих задач методов активного обучения и воспитания.
Квест как социально-педагогическую технологию в учебном заведении можно использовать в различных аспектах:
- во-первых, квест, как форма проведения занятия, позволяет школьникам быть активными участниками действия, творчески взаимодействовать друг с другом, развивать общекультурные и профессиональные компетенции, а также профессиональные качества личности: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, навыки командной работы, креативность мышления и другие;
- во-вторых, квест можно использовать в качестве элемента фонда оценочных средств, который позволяет проверить уровень сформированности компетенций.
Типы заданий профориентационного квеста могут быть самыми разными: от логической задачи до творческого задания. Во внеурочной деятельности можно использовать и фото-задания, в которых участники находят и фотографируют работника, продукт профессиональной деятельности, инструмент и т.д. Также можно включать и обыкновенные текстовые задания, из которых обучающиеся должны сами выделить главное.
Виды заданий могут быть различными, например, научное исследование, планирование и проектирование, самопознание, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, таинственная история, журналистское расследование и т. п.
Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Значит, профориентационная викторина – одна из форм профориентационной работы, которая может проводиться как в устной форме (беседа), так и в письменной (задачи, требующие решения). Задания викторины могут включать в себя работу с анаграммами, кроссвордами, ребусами, задания на такие мыслительные операции, как сравнение и анализ.
Профориентационный проект подразумевает проведение интерактивных игр. «Интерактивная игра - активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения» [1]. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом. Данный метод очень эффективен в профориентационной работе, т.к. позволяет создать условия, похожие на реальные.
Ещё одной формой профориентационного проекта является экскурсия. Экскурсия в профориентации – это форма организации профориентационной работы, направленная на расширение знаний и представлений о профессиях, проводимая вне школы, т.е. на предприятиях, производствах, в общественных и в досугово-развлекательных организациях (музеях, цирках, театрах, кинотеатрах и т.д.). Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности, что, позволяет обучающимся лучше узнать все о профессии. В городе очень легко найти организацию или предприятие, чтобы его посетить, познакомиться с разными профессиями. С огромным интересом проходят экскурсии в пожарную часть, на почту [2].
Кроме экскурсий можно проводить встречи с представителями профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, заранее с ребятами проводится подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация профориентационного проекта, предполагающего организацию и проведение разнообразных мероприятий, дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Источники:
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Педагогический словарь/ М.: Academia - 2015. С. 76.
Кузьмина Е.В., Профориентация в начальной школе/ науч. ст. – 2013.
Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии/ М.: Генезис – 2005. С. 114.