kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья по теме: «система работы классного руководителя по формированию семейной культуры у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является актуальной, поскольку проблема семейной культуры  у младших школьников всегда была важной для любого учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья по теме: «система работы классного руководителя по формированию семейной культуры у младших школьников»»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет приоритеты не только в учебной, но и воспитательной работе учителей начальных классов.

Одним из важнейших нормативных документов является программа духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. Программа ориентирует нас на формирование семейной культуры у младших школьников.

Вопросы семейного воспитания достаточно глубоко разработаны в отечественной педагогике. Этими вопросами занимались такие ученые как Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семенович Макаренко, Юрий Петрович Азаров, Федор Яковлевич Байков, Татьяна Абрамовна Куликова, Виктор Владимирович Чечет и другие.

Анализируя условия жизни семейного общества, мы видим такие явления социальной жизни, которые говорят о кризисе российской семьи: это и большое количество разводов, неполных семей, детей сирот часто при живых родителях, отсутствие взаимопонимания и заботы между поколениями в семье и т.д.

Все это, на наш взгляд говорит о проблемах, существующих в теории и практике семейного воспитания.

Перед современными родителями и учителями встает вопрос: Как воспитать младшего школьника как хорошего семьянина?

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что трудности в обучении и воспитании говорят о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Объектом исследования является педагогическая деятельность классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.

Предметом исследования является формирование семейной культуры у младших школьников.

Целью исследования стало: на основе анализа современных методических подходов разработать цикл классных часов и родительских собраний по формированию семейной культуры у младших школьников и выявление эффективности его использования в образовательном процессе начальной школы.

В соответствии с целью нами был обозначен ряд задач:

  • изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме взаимодействия семьи и школы, педагогических основ семейного воспитания;

  • определить характерные черты и проблемы семейного воспитания;

  • выявить наиболее важные аспекты формирования культуры взаимоотношений в семье;

  • провести анкету «Я и моя семья» и методику-тест «Хороший ли ты сын(дочь)?» Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина на выявление уровня сформированности семейной культуры у младших школьников;

  • ввести в учебно-воспитательный процесс во 2 классе внеклассные мероприятия, направленные на формирование семейной культуры у младших школьников (на формирующем этапе эксперимента – 4 классных часа, 2 праздника и родительское собрание);

  • сравнить и проанализировать результаты констатирующей и контрольной диагностик, сделать выводы о целесообразности данных внеклассных мероприятий, направленных на формирование семейной культуры у младших школьников.

Гипотеза: Если разработать цикл классных часов и родительских собраний для учащихся и родителей 2 класса и апробировать его, то формирование семейной культуры у младших школьников, возможно, пройдет более успешно.

В 20-м веке Антоном Семеновичем Макаренко, Станиславом Тиофиловичем Шацким и другими педагогами были разработаны основы теории воспитания в коллективе.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей.

Мы убедились, что эффективное воспитание может осуществлять только та семья, которая представляет собой зрелый воспитательный коллектив.

Существуют два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.

А главное условие правильного воспитания детей - это теплая, приятная и комфортная для ребенка атмосфера в семье.

Исследователи проблем семейного воспитания (Татьяна Абрамовна Куликова, Виктор Владимирович Чечет и другие) выделили принципы семейного воспитания:

  • Гуманное отношение к ребенку.

  • Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.

  • Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи.

  • Социальная направленность семейного воспитания.

  • Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье.

  • Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку,

  • Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

Е. Сухарь выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей:

  • Обещание больше не любить;

  • Безразличие;

  • Чрезмерная строгость;

  • Избалованность;

  • Навязанная детям роль «лучшего друга»;

  • «Больше денег – лучше воспитание»;

  • «Наполеоновские планы»;

  • Недостаток ласки;

  • Ваши перепады настроения;

  • Слишком мало времени на воспитание [7, с. 46-48].

Такие понятия, как семья и семейные ценности, всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют.

Ценности семейной жизни – это то, что уважается, ценится всеми членами семьи и является общим полем их интересов. 

Исследователи обозначают следующий круг важнейших семейных ценностей:

  • Общение;

  • Уважение;

  • Чувство значимости

для своей семьи;

  • Умение прощать;

  • Ответственность;

  • Традиции.

Итак, семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Семья является важнейшим фактором социализации ребенка.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании искренности, взаимопонимании.

Культура взаимоотношений мужчины и женщины в семье включает в себя совокупность общественных ценностей, переплетение ролей и статусов, с помощью которых осуществляется семейная жизнь. Таким образом, взаимоотношения в семье основаны на четко разработанной системе правил и норм.

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе школы важное место.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и школы можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей младшего школьного возраста.

В данном исследовании мы определили педагогические условия воспитания младших школьников как носителей семейной культуры.

  • Демократический стиль семейного воспитания, отношения сотрудничества, забота, теплота, психологический комфорт в семье;

  • Общечеловеческие ценности основа жизнедеятельности семьи, ориентир в воспитании детей, регулятор отношений;

  • Наличие семейных традиций, семейных праздников, совместных дел, общего досуга членов семьи;

  • Формирование у ребенка адекватных представлений о семейных ролях, выполнение обязанностей в семье;

  • Гендерный подход в воспитании.

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы явилось проведение нами апробации по заявленной проблеме.

Апробация проходила в период преддипломной практики с 19 февраля по 21 марта 2018 года во 2 классе во внеклассное время. В апробации участвовали обучающиеся 2 класса 10 человек.

Согласно плана проведено 2 диагностических среза:

  1. Констатирующий;

  2. Контрольный.

Вся практическая работа между срезами – формирующий этап.

Констатирующий этап был проведен 20 февраля 2018 года, были представлены обучающимся анкета «Я и моя семья» и методика-тест «Хороший ли ты сын(дочь)?» Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина на выявление уровня сформированности семейной культуры.

На формирующем этапе был проведен цикл классных часов и родительское собрание во внеклассное время с целью повышения уровня формирования семейной культуры у младших школьников.

Контрольный этап был проведён 21 марта 2018 года были представлены обучающимся анкета «Я и моя семья» и методика-тест «Хороший ли ты сын(дочь)?» Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина на выявление уровня сформированности семейной культуры.

Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного срезов приведены в таблице.









Таблица 1

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного срезов (К1 и К2)


Критерии

Имя обучающихся

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностно-практический

Выражение в уровнях

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

Надя А.

С

С

Н

С

Н

С

Низкий

Средний

Дима В.

С

С

В

В

В

В

Высокий

Высокий

Дима К.

С

С

С

С

Н

Н

Средний

Средний

Денис К.

Н

С

С

С

Н

С

Низкий

Средний

Ксюша К.

С

С

С

С

С

В

Средний

Средний

Лера О.

С

С

С

В

С

В

Средний

Высокий

Надя П.

С

С

В

В

С

В

Средний

Высокий

Андрей С.

Н

Н

Н

С

Н

С

Низкий

Средний

Рита С.

С

С

С

В

Н

С

Средний

Средний

Вероника Ч.

С

С

С

В

С

В

Средний

Высокий

Расшифровка результатов: В – «высокий» С – «средний» Н - «низкий»

Сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, можно заметить, что у учащихся младшего школьного возраста частично повысился уровень формирования семейной культуры.

Таким образом, представленные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики формирования семейной культуры у детей младшего школьного возраста.

В результате внедрения предложенных мероприятий были получены следующие результаты: из 10 учащихся 3 учащихся из низкого уровня перешли на средний, из среднего на высокий перешло 3 учащихся, у 4 обучающихся изменились некоторые показатели в лучшую сторону, но они остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.

Мы заметили, что у детей улучшились показатели формирования семейной культуры, а это значит, что цикл классных часов и родительское собрание во внеклассное время можно считать эффективным средством повышения формирования семейной культуры у детей младшего школьного возраста.

В заключение вышесказанного можно сказать, что поставленная цель работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу.

Список литературы:

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве, 2015. – 596 с.

  2. Белоусова Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, 2010. – ч. 1. – с.9

  3. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов среднего и высшего педагогического учебного заведений, учителей начальных классов и родителей, 2000. – 288 с.

  4. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитания, 2006. – с. 343-345

  5. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС, 2013г. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/sovriemiennyie-podkhody-k orghanizatsii-vzaimodieistviia-shkoly-i-siem-i-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos [Электронный ресурс]

  6. Статья: "Формы работы классного руководителя с семьей младшего школьника". Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/stat_ia_formy_raboty_klassnogho_rukovoditielia_s_siem_iei_mladshiegho_shkol_nika [Электронный ресурс]

  7. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания/Воспитание школьников, 2005. – 2005. - №3. – с. 46-48
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Долгун Елена Игоревна

Дата: 26.04.2018

Номер свидетельства: 467800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства