Научная статья: Организация ранней профориентации четвероклассников в ходе участия в тематических олимпиадах.
Научная статья: Организация ранней профориентации четвероклассников в ходе участия в тематических олимпиадах.
У школьников младших классов с помощью активных методов профориентационной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: Организация ранней профориентации четвероклассников в ходе участия в тематических олимпиадах.»
Исследовательская статья по теме
Организация ранней профориентации четвероклассников в ходе участия в тематических олимпиадах.
На современном этапе развития общество система профориентации призвана обеспечить и осуществить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, проводить непрерывное и современное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, а также осуществлять комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Это обстоятельство подтверждается основными нормативными документами сферы образования.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.
У школьников младших классов с помощью активных методов профориентационной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.
Говоря о профориентационной работе обучающихся 1–4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный (пропедевтический), закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем
Основная задача педагога, осуществляющего профориентационную работу – использовать все возможности воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности (любознательность, восприимчивость, эмоциональность).
Е.А Климов считает, что внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения [1].
Для обучающихся четвертого класса характерны: восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у обучающихся четвертого класса [2].
Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии [3].
А.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей, человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи [4].
Методы профессиональной психодиагностики:
– беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
– открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов;
– опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
– опросники профессиональной мотивации;
– опросники профессиональных способностей;
– «личностные» опросники;
– проективные личностные тесты;
Таким образом, согласно анализа психолого-педагогической литературы, с помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники, а также участия в тематических олимпиадах) формируется понимание труда роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Тематические олимпиады направлены на представление возможностей для развития и реализации образовательных потребностей обучающихся, а также на выявление уровня сформированности образовательных потребностей обучающихся в части научно-исследовательской деятельности, создают условия для допрофессиональной и профессиональной ориентации обучающихся через развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
Возможности тематических олимпиад в организации ранней профориентации обучающихся четвертого класса способствуют расширению представлений о мире профессий и развитию интереса к нему, становлению таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умению мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки [5].
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных[6].
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей [7].
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других[9].
Наиболее успешным средством ранней профориентации является такая форма как тематическая олимпиада. Так как тематические олимпиады направлены на саморазвитие и творческий поиск, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту обучающихся, а главное помогает профессиональному самоопределению школьников.
Проведенный анализ определения направлений профессиональной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, согласно диагностики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А Климова показал, что у обучающихся 4 «а» класса выявлены следующие специальности: 10 детей – «Человек-природа» (профессии связанные с животноводством, лесным хозяйством), 5 младших школьников – «Человек-техника» (технические специальности), 5 детей младшего школьного возраста – «Человек-знак» (специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами).
по результатам диагностического исследования личности обучающихся 4 «а» класса для определения направлений профессиональной деятельности можно сделать следующий вывод:
– во-первых, обучающиеся имеют склонность к исследовательской деятельности (профессии, связанные с научной работой);
– во-вторых, обучающиеся склонны к типу профессий «Человек-природа» (профессии, связанные с растением, животными, лесным хозяйством), «Человек – техника» (технические специальности), «Человек –знак» (профессии связанные с математическими расчетами).
Обучающиеся 4 «а» класса принимали активное участие в тематической олимпиаде, в ходе олимпиады было доказано, что обучающиеся имеют склонность к исследовательской деятельности, а также обучающиеся склонны к профессиям, связанным с растениями, животными, лесным хозяйством, техническим специальностям и профессиям связанными с математическими расчетами.
Таким образом, организация ранней профориентационной работы с обучающимися четвертого класса в ходе участия в тематических олимпиадах эффективна, так как, во-первых, учитываются возрастные особенности младших школьников, во-вторых, определяются склонности обучающихся четвертого класса к различным сферам профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствует формированию ранней профориентации младших школьников.
Обучающиеся 4 «а» класса принимали активное участие в тематической олимпиаде, в ходе олимпиады было доказано, что обучающиеся имеют склонность к исследовательской деятельности, а также обучающиеся склонны к профессиям, связанным с растениями, животными, лесным хозяйством, техническим специальностям и профессиям связанными с математическими расчетами.
Таким образом, участие в тематических олимпиадах способствует расширению представлений о мире профессий и развитию интереса к нему, становлению таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умению мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки, а также учитывают возрастные особенности младших школьников, выявляют склонности обучающихся четвертого класса к различным сферам профессиональной деятельности, а главное способствуют формированию у младших школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, следовательно, участие младших школьников в тематических олимпиадах успешное средство при организации ранней профориентации обучающихся четвертого класса.
Основная и периодическая литература
1. Алёнкина О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. В. Черниковой. – М.: Планета, 2012. – 234 с.
2. Антоненко А.А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» // Начальная школа. – 1996. – № 4. – С. 48-59.
3.Васильева Т.В. «Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс» – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.
4. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта обучающихся четвертого класса в подготовке к выбору профессии. – Кемерово, 1997. – 46 с.
5. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профконсультирования: методическое пособие для работнков профориентационных центров, профконсультантов, работников психологических служб учебных заведений / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Москва: Академия, 2014. – 220 с.
7. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации обучающихся четвертого класса. // Начальная школа. – 2002. –№ 12. – С. 40–43.
8. Игумнова Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.
9. Илюхина Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм. // Вестник РГГУ №4 (6) – 2016.– С. 83–89.
10. Ищенко О.К. Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников. // Педагогическое обозрение № 1 – 2014. – С. 142–143.
11. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Л.А. Йовайша. – М.: Педагогика, 1983. – 129 с.
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию /Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.