Просмотр содержимого документа
«Музыкальное оформление урока казахского танца»
Музыкальное оформление урока казахского танца.
Афендулиди Е.Н., педагог дополнительного образования
ГККП «Хореографическая школа «Карнавал» акимата г. Костаная
отдела образования акимата г. Костаная»
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Все мы прекрасно знаем о том, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Искусство танца без музыки существовать не может. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.
Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыкальное оформление урока прививает учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях по постановке казахского танца учащиеся приобщаются к лучшим образцам казахской музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он делает достоянием танцоров ту музыку, которую создали казахские композиторы
Занятия казахскими танцами включают в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.(Слайд 2) Основные этапы ознакомления с музыкальным сопровождением при постановке казахского танца
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: Ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, Научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.(Слайд 3)
Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями.
Здесь ставятся задачи: Умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, Углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. (Слайд 4)
На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения. Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента.
Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется
двигательным. (Слайд 5) Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к казахской музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.
Принципы музыкального оформления урока На первом уроке казахского танца педагог-хореограф должен разъяснить детям значение музыки в хореографическом искусстве, в частности в процессе урока и обосновать ее органическую связь с движениями, чтобы дети уже с самого начала поняли, что музыка является неотъемлемой частью урока.(Слайд 6)
Музыкальные мелодии должны быть простыми, доступными и выразительными. Следует помнить, что музыка на уроке должна содействовать повышению работоспособности учащегося, поднимая его настроение. В импровизационной системе музыкального оформления урока казахского танца в качестве тем для музыкальной импровизации желательно использование песенных и танцевальных тем казахской народной музыки.(Слайд 7)
В младших классах по содержанию своему музыкальное оформление должно быть более элементарно и просто, соответственно элементарной форме движения, а также сообразуясь с музыкальной неподготовленностью и детским возрастом учащихся.
В последующих классах, при постепенном усложнении приемов движений и танцевальных комбинаций, обогащается и музыкальное оформление: разнообразится голосоведение, рисунок, гармонии, ускоряются темпы и т. д. (Слайд8)
Но даже и в элементарном виде музыкальное оформление должно сохранить свою сопряженность с движением. Музыка, оформляющая движение, не должна быть расплывчатой по форме. Находясь все время в тесной связи с движениями и подчеркивая музыкальной характеристикой все их особенности: характер, фразировку, ритмический рисунок, темп и т. д., музыкальная импровизация должна быть предельно четкой как по своей форме, так и по средствам выражения, концентрируя внимание учащегося на основных особенностях данного движения и способствуя тем самым наилучшему выполнению его.
Для профессиональной работы концертмейстеру необходимо:
Понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль казахской музыки в различных видах хореографической деятельности, на уроке по постановке казахского танца.
Иметь ясное представление обо всех основных движениях казахского танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал;
Иметь представление о методике преподавания различных хореографических дисциплин;
Владеть обширным репертуаром, включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, оркестровые, вокальные произведения казахских композиторов;(Слайд 9)
Уметь разучивать программу в короткие сроки, аккомпанировать с листа, одновременно воспринимая движения исполнителей-танцовщиков;
Быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
Содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса;
Постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и аккомпаниатора, обогащать свои знания, пополнять репертуар, слушать и контролировать себя, учиться у коллег, использовать собственный накопленный опыт.(Слайд10)
Таким образом, музыкальность учащихся постепенно развивается.
Сохраняя разнообразие динамических оттенков, музыка на уроке не должна быть слишком громкой, чтобы не заглушать голос педагога, дающего указания учащимся.
В начале, при объяснении нового движения ученику, необходимо рассказать, в каком музыкальном размере делается данное движение, на какую долю такта приходится акцент движения, разъяснить соответствие фразировки движений и музыки, соответствие в характере движения музыки. Убедившись, что ученик усвоил эти механические предпосылки экзерсиса, надо предоставить ему возможность вслушиваться в музыку самостоятельно, ибо только таким путем он научится ее слушать и понимать ее значение и содержание. Темп (скорость) музыкального оформления данного движения должен неизменно соответствовать темпу (скорости) движения.
Согласованность динамических оттенков музыкального исполнения, с одной стороны, и характера движений с другой способствуют усилению выразительности казахского танца.
Музыкальные термины, относящиеся к обозначению манеры музыкального исполнения — dolce, cantabile espressivo и др., характера звучности при исполнении — crescendo, diminuendo, sforzando и др. или же темповой стороны исполнения — accellerando, rallentando и др., - вполне применимы и к казахскому танцу. Точно так же особенность музыкального исполнения legato соответствует в танце плавным, связным движениям и, наоборот, staccato — отрывистым, четким, резким движениям.
Урок казахского танца динамичен уже в самом своем построении. Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным, требующим наибольшей затраты мышечной энергии. Каждое отдельное движение экзерсиса также имеет свою динамическую линию, выражающуюся в усилении, кульминации и ослаблении затрачиваемой на его исполнение мышечной энергии.
В музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций находить свое отражение в динамических оттенках музыки, которые подчеркивают динамику движения и тем самым, помогают учащемуся ощутить и рельефно передавать ее в своем исполнении. Учебный процесс по изучению казахского народного танца имеет свои специфические особенности и выстраивается примерно в такой последовательности:
1.Основные положения рук, корпуса, головы. 2.Основные движения рук в женском и мужском танцах. 3.Основные ходы казахского танца. 4.Основные движения и элементы женского и мужского танца. 5.Упражнения для развития гибкости корпуса, пластики рук, силы ног. 6.Постановка танцевальных этюдов и концертных номеров.(Слайд 11)
Изучаются правила исполнения, техника движений: всевозможные вращения на месте, с продвижением, движения с опусканием на колено, в глубоком приседании, различные прыжки, движения, присущие мужскому и женскому танцу. Занятия сопровождаются мелодико-ритмической и эмоционально-образной казахской музыкой. Очень сложна ритмичность казахской музыки. Это требует особенно глубокого проникновения в сущность музыки казахского народного танца. Музыкальные произведения, отобранные преподавателем и концертмейстером, должны по своему характеру и стилю соответствовать проходимому танцевальному материалу и помогать в создании танцевального образа. По мере возрастания и усложнения танцевального материала усложняется и музыкальное сопровождение. В старших классах программный материал по казахскому танцу увеличивается и усложняется. Сюда входят: поклон в казахском характере, несколько упражнений у станка с элементами казахского танца, упражнения на середине зала для развития техники, танцевальные движения и комбинации движений, рисунок танца, работа над образом, постановка танца. (Слайд12)
Перед постановкой танца преподаватель рассказывает о его содержании, тематической принадлежности, характере исполнения, предлагает прослушать музыку, помогает учащимся понять характер танцевальных образов. В этюдной работе учащимся предоставляется определенная самостоятельность: они проявляют себя в создании образа, в технике и выразительности движений. В качестве вспомогательной информации нужно использовать беседы о выдающихся деятелях казахского танцевального искусства - Шары Жиенкуловой, её учениках и др.
В работе следует придерживаться главных принципов преподавания:
- доступности и целесообразности выбора основных элементов танцев;
- познанию и пониманию связи народного танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным искусством;- творческому восприятию народных танцев и современных танцевальных композиций.
При таком подходе мы решаем одновременно три основные задачи:
1) освоение техники;
2) эмоциональное развитие актерских данных;
3) знакомство с национальной пластической и музыкальной культурой казахского народа.
Каждый танец – это в определенном смысле школа, где суммируются несколько блоков:
- изучение фольклорных вариантов;
- техника и манера исполнения;
- импровизация и освоение концертного номера.
Каждая из составных частей имеет свои задачи, но главная из них –привить любовь и подлинный интерес к танцевальной культуре народа.
Изучение танцев с различными по характеру ритмами и манерой исполнения дает исполнителям возможность приобрести нужную технику, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене. (Слайд 13)
Литература:
Диярова, К. Казахский танец - Алматы: Онер, 2013
Жиенкулова, Ш. Тайна танца.- Алматы: Онер, 1980.- 280 с.
Имашева С.А. Жалпы білім беретін мектептердің «ХОРЕОГРАФИЯ» класына арналған оқу әдістемелік құралы. Орал, 2010 ж.
Кожабекова, Ж. Живое искусство танца - Алма-Ата: Онер, 1989
Кульбекова А.К. Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства Вестник МГУКИ. - 2008. -№1 (19). - С. 231-235
Кульбекова А.К., Ізім Т.О. Теория и методика преподавания казахского танца Учебник- Астана: 2012.-200с.илл.
Кульбекова, А.К. Казахский танец: вопросы сохранения традиционной хореографии и перспективы развития народного танца в Республике Казахстан // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 2 (19).
Г.Куанышевой (г.Уральск)– «Қазақ биін үйрену әдістемесі»