kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка как составляющая часть ритмико-танцевального комплекса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обособенностях подбора музыки на уроках римтики и танца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка как составляющая часть ритмико-танцевального комплекса»

Музыка как составляющая часть

ритмико-танцевального комплекса



Составитель:

преподаватель

Зубарева Наталья Вениаминовна




Занятия ритмикой и танцем оказывают положительное влияние на различные сферы развития ребенка: физическое, интеллектуальное, речевое, музыкальное развитие, развитие психических процессов.

Использование разнообразных музыкальных произведений помогает формированию художественного вкуса детей, способствует развитию их эмоционально-волевой сферы. Различные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, ладовые и регистровые особенности используемых на занятиях музыкальных произведений) помогают развитию слухового восприятия, активизируют слуховое внимание и обогащают слуховые представления учащихся.

Слушание музыки, определение ее характера, настроения, образов, переданных в музыке, темпо-ритмических особенностей, громкости звучания способствует активизации и обогащению словарного запаса детей, учат чувствовать музыку и сопереживать и, таким образом, стимулирует их эмоциональное развитие.

Кроме этого, ритмика оказывает влияние на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Занимаясь ритмикой, учащиеся получают представление о тех средствах музыкальной выразительности, которые естественным образом могут быть переданы в движении. Это темп (скорость движения музыки), динамические оттенки или динамика(степень громкости звучания), метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, определяющие тот или иной характер музыкального произведения.

Ученики получают представление о различных жанрах музыки, учатся двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, его формой (различать вступление к музыке, узнавать музыкальные части и фразы), ощущать и выделять сильные и слабые доли тактов, определять на слух простые музыкальные размеры, различать длительности (четверти, восьмые, половинные, целые), уметь исполнять движениями и игрой на шумовых инструментах ритмические рисунки, различать высокий и низкий регистры в музыке.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, раскрывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая последовательности. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами; динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально - эстетическое развитие ученика. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что учащиеся многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с хореографическими движениями.

Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.

Выполняя движения под музыку, ученики мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние учащихся. Различные творческие задания и игры, использующиеся на занятиях, пробуждают интерес и желание заниматься, формируют положительную мотивацию к занятиям, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.

Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях ритмики содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью понимается умение ребенка воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.

Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений и улучшает педагогический процесс.

Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Преподавателю необходимо создать условия для естественного выявления моторных реакций в движении всего тела. Это воспитывает у учащихся творческую активность, воображение, умение слушать, воспринимать, оценивать свои движения и музыкальное сопровождение. Успех работы преподавателя в этом направлении будет решаться не количеством пройденных танцевальных, ритмических упражнений, музыкальных игр и танцев, а умением детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям танцевальные движения с музыкальным сопровождением.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процессе движения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме: улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Занятия ритмикой помогают учащимся полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.

Формируя творческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку, учится передавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композиции танцев, выстраивать игры, инсценировать песни. Для этого используются разнообразные выразительные средства – речь, движения, мимика, пение. Русский театральный режиссер, актер и педагог, реформатор театра Константин  Сергеевич Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами».

В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующие задачи:

-учить детей согласовывать движения с характером музыки, пользуясь средствами музыкальной выразительности; ритмично, выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, танцевать как на занятиях, так и вне их;

- развивать чувство ритма, заключающееся в том, что учащиеся чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;

- развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что ученики сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.

В ритмико-танцевальном комплексе определенное место занимает изучение танцевальных движений и несложных танцев. Танцевальные движения могут включаться в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы.

Выполнение ходьбы под музыку сопровождается в разных ритмах и темпах с музыкальным размером 2/4, 3/4, 4/4. Детям необходимо научиться ходить под музыку с соблюдением дистанции в заданном темпе и ритме.

Шаг с подскоком. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения размером 2/4.

Приставной шаг. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. Является подготовительным к шагу галопа. Выполняется вперед, назад и в стороны с носка и на носках.

Шаг галопа. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. По характеру галоп динамичен, стремителен и выполняется вперед, назад и в сторону.

Переменный шаг - основа танцевальных шагов польки, русского танца, вальса и других. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.

Шаг польки – разновидность переменного шага, выполняется на прыжковой основе вперед, назад и с поворотом кругом. Движения начинаются из затакта музыкального произведения. Размер 2/4.

Шаг с притопом можно исполнять на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.

Припадание. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. Движение начинаются из затакта.

Ковырялочка с притопом. Исполняется на два такта музыкального произведения. Размер 4/4.

Русский медленный шаг. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.

Сочетание шагов галопа с шагами польки. Учащиеся становятся в линию по одному.

В ходе обучения сочетанию шагов необходимо помнить о том, что выполняя первые и вторые шаги танца, нужно повторять отдельные шаги галопа и шаги польки под счет, затем их соединять с музыкальным сопровождением, устанавливая скорость темпа в зависимость от качества освоения движений учащимися.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании учащихся отводится  танцам.  Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер учеников.

Танец – искусство, направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают учащихся к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, взаимного уважения.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению).

Подбору музыкального репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда придавалось важное значение. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Мелодия - основа музыкально-двигательного образа. Мелодическая линия должна быть ясной, простой. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает учащимся следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.

В ритмической гимнастике функции музыки довольно широки: она программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника, эмоционально оформляет занятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки.

В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которое обеспечивают подбором соответствующих произведений и их умений варьировать – в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей.

Уже с первых уроков следует заботиться о развитии музыкального слуха учащихся. Вначале знакомить с музыкальными размерами 2/4, 3/4 и 4/4, просто слушая музыку, затем маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом. Когда учащиеся усвоят простой марш на 2/4, их постепенно приучать к различным музыкальным размерам, разнообразя музыкальное сопровождение, ускоряя и замедляя темп, изменяя музыкальный размер, но строго соблюдая цельность музыкальной фразы, для которой характерна «квадратность» построения. Возможно гармоническое и фактурное разнообразие.

В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений.

В 20-40-е годы ХХ века, когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка К.М. Вебера, И. Штрауса, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбаха и других, а также аранжировки и импровизации самих педагогов.

В 50-60-е годы ХХ века, когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман и других), возникает новая тенденция - к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развивать. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.

Основными принципами отбора репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда являются:

-художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

-моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;

-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

-соответствие движений характеру, образам музыки.

При подготовке к урокам ритмики концертмейстер может обратиться к импровизации, а может художественную основу ритмических занятий усилить за счет привлечения народной, классической, современной советской и зарубежной музыки.

В работе с движениями может быть использована пьеса, которая имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия. В целях более углубленного изучения каждого музыкально-выразительного средства и элемента музыкальной речи к каждой теме желательно подбирать такой музыкальный материал, в котором наиболее четко представлено определенное выразительное средство.

Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель - активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.


Список литературы


  1. Бекина С.И. Музыка и движение. М.: Просвещение - 1983.

  2. Борышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф - 2001.

  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение - 1982.

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия. М.: Просвещение - 1984.

  5. Волконский С.М. Ритмическая гимнастика. Листки курсов ритмической гимнастики. - 1913. - №1.

  6. Жак-Далькроз Э. Листки курсов ритмической гимнастики. - 1913. - №1

  7. Зимина А.Н. Музыкальные игры. М.: Просвещение - 1971.

  8. Лифиц И.В. Ритмика М., Академия, 1999.

  9. Метлов Н.А. Музыка - детям. М.: Просвещение - 1985.

  10. Петрова В.П. Музыкальные занятия с малышами. М., Просвещение, 1993

  11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» М., ВЛАДОС 2004 г.

  12. Рассохина В. Н.Г. Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране /Из прошлого советской музыкальной культуры. - М., 1982. - Вып 3.

  13. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения. М.: Просвещение - 1991.

  14. Руднева С.Д., Фили Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972

  15. Франко Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., Советский композитор, 1989.

  16. Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма М., Дошк. восп. 1991- № 1

  17. Чибрикова А.Е. Ритмика. М.: Издательский дом “Дрофа” - 1998.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Музыка как составляющая часть ритмико-танцевального комплекса

Автор: Зубарева Наталья Вениаминовна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства