Просмотр содержимого документа
«Музыка как составляющая часть ритмико-танцевального комплекса»
Музыка как составляющая часть
ритмико-танцевального комплекса
Составитель:
преподаватель
Зубарева Наталья Вениаминовна
Занятия ритмикой и танцем оказывают положительное влияние на различные сферы развития ребенка: физическое, интеллектуальное, речевое, музыкальное развитие, развитие психических процессов.
Использование разнообразных музыкальных произведений помогает формированию художественного вкуса детей, способствует развитию их эмоционально-волевой сферы. Различные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, ладовые и регистровые особенности используемых на занятиях музыкальных произведений) помогают развитию слухового восприятия, активизируют слуховое внимание и обогащают слуховые представления учащихся.
Слушание музыки, определение ее характера, настроения, образов, переданных в музыке, темпо-ритмических особенностей, громкости звучания способствует активизации и обогащению словарного запаса детей, учат чувствовать музыку и сопереживать и, таким образом, стимулирует их эмоциональное развитие.
Кроме этого, ритмика оказывает влияние на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Занимаясь ритмикой, учащиеся получают представление о тех средствах музыкальной выразительности, которые естественным образом могут быть переданы в движении. Это темп (скорость движения музыки), динамические оттенки или динамика(степень громкости звучания), метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, определяющие тот или иной характер музыкального произведения.
Ученики получают представление о различных жанрах музыки, учатся двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, его формой (различать вступление к музыке, узнавать музыкальные части и фразы), ощущать и выделять сильные и слабые доли тактов, определять на слух простые музыкальные размеры, различать длительности (четверти, восьмые, половинные, целые), уметь исполнять движениями и игрой на шумовых инструментах ритмические рисунки, различать высокий и низкий регистры в музыке.
Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, раскрывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая последовательности. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами; динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально - эстетическое развитие ученика. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что учащиеся многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с хореографическими движениями.
Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.
Выполняя движения под музыку, ученики мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние учащихся. Различные творческие задания и игры, использующиеся на занятиях, пробуждают интерес и желание заниматься, формируют положительную мотивацию к занятиям, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях ритмики содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью понимается умение ребенка воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.
Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений и улучшает педагогический процесс.
Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Преподавателю необходимо создать условия для естественного выявления моторных реакций в движении всего тела. Это воспитывает у учащихся творческую активность, воображение, умение слушать, воспринимать, оценивать свои движения и музыкальное сопровождение. Успех работы преподавателя в этом направлении будет решаться не количеством пройденных танцевальных, ритмических упражнений, музыкальных игр и танцев, а умением детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям танцевальные движения с музыкальным сопровождением.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процессе движения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме: улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.
Занятия ритмикой помогают учащимся полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.
Формируя творческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку, учится передавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композиции танцев, выстраивать игры, инсценировать песни. Для этого используются разнообразные выразительные средства – речь, движения, мимика, пение. Русский театральный режиссер, актер и педагог, реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами».
В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующие задачи:
-учить детей согласовывать движения с характером музыки, пользуясь средствами музыкальной выразительности; ритмично, выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, танцевать как на занятиях, так и вне их;
- развивать чувство ритма, заключающееся в том, что учащиеся чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;
- развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что ученики сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.
В ритмико-танцевальном комплексе определенное место занимает изучение танцевальных движений и несложных танцев. Танцевальные движения могут включаться в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы.
Выполнение ходьбы под музыку сопровождается в разных ритмах и темпах с музыкальным размером 2/4, 3/4, 4/4. Детям необходимо научиться ходить под музыку с соблюдением дистанции в заданном темпе и ритме.
Шаг с подскоком. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения размером 2/4.
Приставной шаг. Это движение исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. Является подготовительным к шагу галопа. Выполняется вперед, назад и в стороны с носка и на носках.
Шаг галопа. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. По характеру галоп динамичен, стремителен и выполняется вперед, назад и в сторону.
Переменный шаг - основа танцевальных шагов польки, русского танца, вальса и других. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.
Шаг польки – разновидность переменного шага, выполняется на прыжковой основе вперед, назад и с поворотом кругом. Движения начинаются из затакта музыкального произведения. Размер 2/4.
Шаг с притопом можно исполнять на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.
Припадание. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4. Движение начинаются из затакта.
Ковырялочка с притопом. Исполняется на два такта музыкального произведения. Размер 4/4.
Русский медленный шаг. Исполняется на один такт музыкального произведения. Размер 2/4.
Сочетание шагов галопа с шагами польки. Учащиеся становятся в линию по одному.
В ходе обучения сочетанию шагов необходимо помнить о том, что выполняя первые и вторые шаги танца, нужно повторять отдельные шаги галопа и шаги польки под счет, затем их соединять с музыкальным сопровождением, устанавливая скорость темпа в зависимость от качества освоения движений учащимися.
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании учащихся отводится танцам. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер учеников.
Танец – искусство, направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают учащихся к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, взаимного уважения.
Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению).
Подбору музыкального репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда придавалось важное значение. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Мелодия - основа музыкально-двигательного образа. Мелодическая линия должна быть ясной, простой. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает учащимся следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.
В ритмической гимнастике функции музыки довольно широки: она программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника, эмоционально оформляет занятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки.
В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которое обеспечивают подбором соответствующих произведений и их умений варьировать – в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей.
Уже с первых уроков следует заботиться о развитии музыкального слуха учащихся. Вначале знакомить с музыкальными размерами 2/4, 3/4 и 4/4, просто слушая музыку, затем маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом. Когда учащиеся усвоят простой марш на 2/4, их постепенно приучать к различным музыкальным размерам, разнообразя музыкальное сопровождение, ускоряя и замедляя темп, изменяя музыкальный размер, но строго соблюдая цельность музыкальной фразы, для которой характерна «квадратность» построения. Возможно гармоническое и фактурное разнообразие.
В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений.
В 20-40-е годы ХХ века, когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка К.М. Вебера, И. Штрауса, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбаха и других, а также аранжировки и импровизации самих педагогов.
В 50-60-е годы ХХ века, когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман и других), возникает новая тенденция - к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развивать. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.
Основными принципами отбора репертуара для ритмико-танцевального комплекса всегда являются:
-художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
-моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
-соответствие движений характеру, образам музыки.
При подготовке к урокам ритмики концертмейстер может обратиться к импровизации, а может художественную основу ритмических занятий усилить за счет привлечения народной, классической, современной советской и зарубежной музыки.
В работе с движениями может быть использована пьеса, которая имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия. В целях более углубленного изучения каждого музыкально-выразительного средства и элемента музыкальной речи к каждой теме желательно подбирать такой музыкальный материал, в котором наиболее четко представлено определенное выразительное средство.
Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель - активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.
Список литературы
Бекина С.И. Музыка и движение. М.: Просвещение - 1983.
Борышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф - 2001.
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. М.: Просвещение - 1982.
Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия. М.: Просвещение - 1984.