Музыка - искусство или оружие? Лекция для 2-3 классов
Музыка - искусство или оружие? Лекция для 2-3 классов
Музыка – искусство или оружие? Лекция для 2-3 классов.
Содержание материала: О влиянии музыки на физическое, эмоциональное и духовное развитие человека. Музыка как один из основных факторов, определяющих культурный уровень, расцвет или деградацию общества. Музыка как инструмент разрушения традиционных нравственных ценностей в XX веке. Исторический обзор различных музыкальных направлений и жанров. Гармонизирующее воздействие классической музыки. Негативное влияние на человека рок- и поп-музыки. Результаты научных исследований. Музыка как постоянный фон жизни в городах и последствия её бесконтрольного прослушивания.
Форма занятий: лекция с элементами практической работы.
Оборудование: проектор, колонки, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка - искусство или оружие? Лекция для 2-3 классов»
Беседа о музыке для 2-го класса
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы хотели поговорить с вами о музыке.
Музыка окружает нас повсюду – она звучит во всех магазинах, кафе, из телевизоров и радио – музыка стала фоном и неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не представляем нашего существования без музыки.
Ребята, мы хотели пригласить вас в волшебную страну «Музыку». В эту страну не так просто попасть. И для того чтобы двери открылись, мы все должны настроить свои органы чувств, но не только наши ушки, а и сердце, ведь очень часто музыку слушают сердцем. И при этом быть очень внимательными. И тогда волшебный мир звуков откроет для вас много тайн и интересных превращений.
А вы знаете, как называются люди, сочиняющие музыку? (композиторы)
А каких композиторов вы знаете? Возможно, у вас есть любимые композиторы?
Как называются люди, исполняющие музыку? (музыканты, исполнители)
И начнём мы наше путешествие вот с такого маленького фильма с музыкой Моцарта.
Видите, музыка бывает различной, как и наше настроение. Когда нам грустно нам хочется слушать грустную, возможно, даже печальную (минорную) музыку, а когда весело и радостно на душе, то хочется танцевать и радоваться под весёлую (мажорную) музыку.
А вы знаете, оказывается, есть музыка, от которой люди болеют (отрывок не гармоничной музыки рок-н-ролл, 5 сек.).
Как вы думаете эту музыку можно назвать гармоничной и доброй? Благостно она будет влиять на наше здоровье?
А есть музыка исцеляющая, её ставят болеющим детям и взрослым, и от неё они быстрее поправляются.
Мне бы хотелось рассказать вам историю из жизни великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
Многие музыковеды (люди изучающие музыку), считают, что второй фортепианный концерт Рахманинова оказывает лечебное воздействие, и они считают, что разгадка этого чуда кроется в истории создания этой музыки.
С.В. Рахманинов создал этот концерт после долгой душевной болезни, которой заболел от того, что его первый концерт раскритиковали. Целых три года он не мог ни играть, ни сочинять музыку, он практически умирал, на тот момент ему было всего 24 года.
Вернул его к жизни один врач, который смог убедить композитора снова заняться творчеством, потому что уверял его в том, что он обязательно напишет великую музыку, которая будет нужна всему человечеству.
И Сергей Рахманинов действительно написал великую музыку, посвятив её своему врачу.
Один из лучших мировых теноров испанец Хосе Каррерос признался, что в борьбе с тяжёлым заболеванием (лейкемией) ему очень помогла музыка С.В. Рахманинова, особенно Второй концерт для фортепиано.
Давайте послушаем ее. (С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2, часть 3, фрагмент 1 – 3 мин).
Поделитесь, какие чувства вы испытываете, прослушав это произведение? (успокаивает, вселяет надежду, радость к жизни).
Вам понравилось? Давайте продолжим игру.
Давайте поиграем! Мы будем ставить разную музыку, а вы скажете, что вы чувствуете, послушав эту музыку.
Эдвард Григ. Утро. Из сюиты №1, к драме «Пер Гюнт» (спокойствие, умиротворение) https://yadi.sk/d/plKdOFX83HJuiu или, например, https://youtu.be/6n41kxhkZDs
Иоганн Штраус (сын). Сказки венского леса (веселость, хочется танцевать) https://yadi.sk/d/plKdOFX83HJuiu или, например, https://youtu.be/w2znyzrtl_o
Пётр Ильич Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (лёгкость, радость) https://yadi.sk/d/plKdOFX83HJuiu или, например, https://youtu.be/9a4DnEWXMHM
Может быть, кто-то узнал эту мелодию?
Скажите, какая музыка вам понравилась больше всего?
А вы знаете, что у Природы тоже есть своя музыка? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчел, шелест листьев, шум дождя)
Давайте окунемся в мир звуков природы:
https://www.youtube.com/watch?v=8mZaP6TcQhA (2 мин 15 сек)
Нравится вам музыка природы? Что чувствует человек, слушая пение птиц, шум дождя, шелест листьев? (умиротворение, гармонию звуков, спокойствие)
А вы знаете, что на звуки музыки реагирует весь окружающий нас живой мир и даже вода?
Известный японский учёный Эмото Масару брал воду, подвергал её воздействию разной музыки и замораживал, а потом изучал образовавшиеся кристаллы. И он сделал удивительное открытие.
Давайте сами станем чуть-чуть учёными и посмотрим, что же у него получилось.
Посмотрите на картинки справа и слева, что вы на них видите?
На правой картинке мы видим кристалл воды, который испытал на себе воздействие симфонии Моцарта, он превратился в прекрасную правильной формы снежинку, а слева – вода, которая запечатлела звуки негармоничной музыки, такой как рок – и это бесформенная масса.
Подводим итог: Вы, наверно знаете, что человек по большей части состоит из воды, поэтому любая музыка воздействует на наш организм так же, как на кристаллы воды.
Вы можете продолжить свои исследования и провести дома такой эксперимент: Поставьте в двух вазах цветы одного сорта и качества в разных комнатах. В одной комнате проигрывайте гармоничные мелодии (классическая музыка, звуки природы), а в другой – разрушающую музыку (панк-рок, джаз…) или включите на долгое время телевизор. Примерно через сутки вы станете свидетелями того, что в первом помещении цветы живут и расцветают, а во втором опустили головки и завяли.
В конце можно показать фильм «Нашей планете» https://yadi.sk/i/Nv3W1IWYyoo3g
Дорогие ребята, сегодня мы только приоткрыли дверь в волшебную страну Музыки, а путешествия по этой стране вы можете совершать самостоятельно или взять с собой своих родителей. Но вы теперь точно знаете, что музыка бывает разной, как доброй, так и разрушающей, и теперь сами сможете сделать правильный выбор, какую музыку слушать.
Мы очень рады познакомиться с вами!
А вам понравилось?
Мы будем очень рады увидеться снова.
Большое спасибо за внимание!
Домашнее задание: Дорогие ребята мы предлагаем вам дома нарисовать ту музыку, которую вы сегодня услышали, дайте волю вашей фантазии.